Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Оценка 4.7

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Оценка 4.7
Работа в классе
pptx
чтение
8 кл
19.07.2018
Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе. В презентации дано описание материала, яркие и красочные иллюстрации, описание материала на слайдах, домашнее задание, эпиграф, много заданий. Развитие беглого чтения, характеристики картин. Материал удобен и полезен учителям, учащимся и родителям.Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе..pptx

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Михаил Александро вич Шолохов «Тихий Дон»

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Своеобразие жанра романа- эпопеи. Духовный мир донского казачества. Характер Григория Урок 1­2 Мелехова.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Роман «Тихий Дон» – наиболее известное в мире из произведений  Шолохова. Исследователи творчества писателя говорят об  эпической природе романа, сопоставляя его с гомеровским эпосом  и  шекспировской драмой. - Что позволяет проводить такое сопоставление? Как эпос Гомера, «Тихий Дон» – эпическое воплощение жизни  народа, его культуры. Григорий Мелехов живет теми   противоречиями и силами, которые охватывают  целостность мира, стоит перед неразрешимыми вопросами ,  как Гамлет.  Авторство романа. Согласно довольно  распространенной версии, Шолохов нашёл чужую  готовую рукопись романа и романа и опубликовал её под своим именем.  Основным поводом для  оспаривания  авторства Шолохова стало  быстрое написание всего романа молодым автором, не имевшим до этого  сколько­нибудь значительных публикаций. Колодный Л.Е. писал: «Я  старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы  написать… Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого  образования, человек мог написать такую глубокую, такую  психологически правдивую книгу… Что­то неладно».

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
После многолетних споров  устоялись две точки зрения  на  авторство «Тихого Дона». Доводы А. Солженицына: 1. 23­летний дебютант создал произведение на материале,  далеко превосходящем его жизненный опыт  и уровень  образования. 2. Невероятно, что не казак выступил против сил,  губящих  донские устои, казачество. 3. Эти литературные высоты никогда не были  подтверждены и повторены. 4. Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не  предъявлены черновики и рукописи романа. 5. В «Тихом Доне» можно обнаружить многие  странности, разнородность отдельных частей и звеньев  и т.п.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Доводы Кожинова: 1. Шолохов родился ранее официальной даты, по данным  о его  ученических годах – не позднее 1903 г. Люди в то время   формировались и взрослели рано. Есть данные в том, что в 1920  Шолохов написал несколько пьес для станичного самодеятельного  театра.. 2. Вырос в семье станичного купца, имевшего наёмных работников,  был в дружеских отношениях с дочерьми вешенского помещика. В  1922 году появилась более поздняя  дата рождения в связи с  судебным делом. В 1923г. женился на дочери казацкого станичного  атамана. В 1927г. получил отказ в принятии  в комсомол.  3. Обнаружились черновики романа, их обзор опубликован в №10  журнала «Москва» ха 1991г. 4. В любом художественном тексте можно найти несоответствия.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
­ Почему «Тихий Дон» можно назвать романом­эпопеей? ­ В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской? Шолохов в отличие от автора  «Войны и мира» не даёт в романе  теоретического обоснования  своей исторической концепции,  несмотря на то что его  трактовка исторических  событий нередко отличается от  главенствовавшей тогда в  исторической науке. ­ Кто является главным героем «Войны и мира»? ­ Кто является главным героем  романа «Тихий Дон»? «Тихий Дон» – моноцентрический роман

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
??? Что влияет на становление  характера Григория Мелехова? Духовный мир казачества ­ Что является составляющим  духовного мира казачества?  ­ Прочитайте и проанализируйте  эпизод лугового покоса (1­1­9). - Каково настроение эпизода? - ­С помощью каких художественных  средств оно создается? - Какую роль играют коллективный  и индивидуальный  портреты? - Как изображена земля в прочитанном эпизоде? - Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с  другом? Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков,  портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки , как будто  выражающее общее настроение, ­ всё создаёт ощущение праздника.  Крестьяне­труженики испытывают радость от общения с землёй,  от труда на ней. Родство казаков и земли, ощущение её  одухотворённости подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне  Григорий будет тосковать о крестьянском труде.(4­8­6)

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Казаки не только труженики, но и воины. ­ Укажите эпизоды первой книги, которые  наиболее наглядно характеризуют отношение  героев романа к воинскому долгу. 1.Сбор на службу Петра и Григория. 2.Письма Пантелея Прокофьевича Мелехова  сыну. (1­3­1) 3.Письмо о награждении Григория Георгиевским  крестом.(1­3­7) Жизненный уклад казаков. Семейные отношения. - На каких принципах строятся  взаимоотношения в казачьей  семье?  (1­1­10)  угрозы отца?  - Какие этические нормы лежат в основе  этих отношений? - Как и почему реагирует Григорий на - - Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров  отца и сына Мелеховых? - Как поведёт себя Григорий,  когда Пантелей Прокофьевич  решит женить его?

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Понятия семейной чести, общности с  земляками для казаков непоколебимы. В  семье царит «культ стариков»: отношения  здесь строятся на строгом послушании  старшим, внушаемом подчас с помощью  грубой силы.  - На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание? - (1­1­1). Истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория следует  искать в  семье. Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для  казаков. Не случайно роман начинается с предыстории  мелеховского   рода. В описании внешности героев  Шолохов особо подчёркивает  черты  родового сходства: пшеничного цвета волосы –по материнской линии,  звероватое  выражение миндалевидных глаз, коршунячий  нос – по  ­ В чём своеобразие шолоховского портрета? отцовской. Он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных  деталях раскрывает раскрывает автор темперамент, тип жизненного  поведения героя, черты его характера, а иногда  одной фразой очерчивает  его судьбу(портрет Ильиничны).

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Но Шолохов не идеализирует  жизненный уклад  донского казачества.  ­ Найдите  в 1­ой книге примеры безнравственных  поступков казаков.  - Судьба жены Прокофия Мелехова.(1­1­1). - Отец Аксиньи. - Отношение Степана Астахова к жене.(1­1­7). - Братья Мелеховы и Степан Астахов.(1­1­14) - Казаки и тавричане на мельнице. (1­2­5) - Поступки казаков на войне. (1­3­5) Шолохов не скрывает дикости нравов,  которая подчас царила в казачьей среде,  но не она, по мысли автора, определяет  духовный мир казака. Земля и труд на  ней, воинский долг, семья, хутор, курень­  вот важнейшие, вот условия, которые  сформировали характер Григория  Мелехова.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Характер Григория Мелехова Какие черты присущи герою, находящемуся на  пороге грозных исторических событий?(1­1­9) - Какую роль в эпизоде играет изображение  утёнка? эпизоде? злобу? - Какое чувство испытал  Григорий , по  неосторожности погубивший живое  существо? - Как характеризует героя его состояние в этом  - Почему в финале эпизода Григорий чувствует  Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к  состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную  сущность характера шолоховского героя.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
- Какие черты личности героя  раскрываются в них? - Какую роль играют в диалоге братьев  ­ Сопоставьте прочитанную сцену с  одним из событий военного времени,  когда Григорий убивает австрийского  солдата( переживание героя). (1­3­10) - Как связаны между собой данные  эпизоды? Мелеховых авторские ремарки? Как они  раскрывают отношение героя к  насилию? ­ Какие изменения произошли в портрете героя? Убийство человека, даже врага в бою глубоко противоречит  гуманной природе Григория.  В портрете героя автор подчеркивает  важную деталь – борозду, появившуюся на его лице после этого  убийства:  так война с самого начала  накладывает неизгладимый   след на внешность героя.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Нерасторжимая связь Григория Мелехова с окружающим миром. (купание коня. 1-1-3) - Какие детали пейзажа раскрывают  своеобразие мировосприятия  героя? - Каковы языковые особенности данного  фрагмента? - Какая черта духовного мира героя  раскрывается в этом эпизоде? Традиционный для русской литературы пейзаж звёздной, лунной  ночи дан через восприятие донского казака. Чувство природы звучит  и в прямой речи героя (1­1­4)

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Будучи  островосприимчивым  к прекрасному, Григорий остаётся  человеком сильных страстей,  решительных поступков и действий.  (сцена избиения Листницкого. 1­3­24) - Какие художественные приёмы придают  выразительность прочитанному  эпизоду? - В чём особенности синтаксиса, ритмики,  лексики в этом фрагменте? - Какую роль играют портретные детали? - Как использован приём контраста? Исключительную выразительность этой сцене  придают краткие, рубленные фразы, упругий,  динамичный ритм, обилие глаголов,  многократное повторение слов кнут, бил, удары,  детали портрета беспомощного сотника,  контрастирующего с изображением охваченного  яростью Мелехова.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
- В чём истинная сущность характера героя?       (осмотр лошадей перед призывом на воинскую службу. 1­2­21) ­ Что же вывело из себя самоуверенного пристава? Огромная внутренняя сила, выразившаяся во  взгляде  и злой усмешке не сказавшего  ни  единого слова Мелехова.  Столкновение Григория с вахмистром. 1­3­2 ­  Как авторские ремарки раскрывают внутреннее состояние героев  эпизода? - Что позволило Григорию, младшему по званию, победить в  психологическом поединке? - Какой эпизод  этой главы свидетельствует о том, что Григорий  может постоять не только за своё, но и за чужое достоинство? Григорий побеждает в этом психологическом поединке прежде всего  благодаря  исключительному чувству собственного достоинства ,  которое становится реальной силой и способно оказывать мощное  воздействие на других людей, независимо от их чина и положения.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Мировая война – центральное историческое событие первой книги романа. Военные эпизоды предваряет - Какова общая атмосфера пейзажа? - С помощью каких деталей она создается? пейзаж.(1-3-1) - Какова цветовая и звуковая гамма пейзажа? - Какие эпитеты кажутся вам наиболее выразительными? - Каково место этого пейзажа в тексте? - Какова его художественная функция? Шолоховские пейзажи связаны с событийным рядом романа  по  принципу эпического параллелизма: события в жизни людей  и в  жизни природы даются  в единстве , мир людей и мир природы   осмыслены автором  как единый жизненный поток.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Рисуя картины войны, Шолохов создаёт образ народной массы,  объединённой общим событием. (сцена мобилизации. 1­3­4). - Какие художественные средства использует  Шолохов для создания образа казачьей  массы? - Найдите в данном фрагменте портретные  зарисовки. В чём специфика включённых в  эпизод портретов? - В чём особенность диалога? - Какой общий принцип лежит в основе  созидания портрета и диалога? - Какова художественная функция  многоголосого диалога, соединения  коллективного и индивидуального портрета?

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Важнейшим средством создания образа народной массы становится  коллективный портрет. Казачья масса , хотя и названа толпой, не  кажется Шолохову однородной и безликой, она состоит из  индивидуальных человеческих характеров, поэтому с  коллективным портретом соседствуют  детали  портретов  отдельных персонажей, в том числе и эпизодических (хмурый и  озабоченный военный пристав, здоровенный черный атаманец,  низкорослая казачка с подсолнуховой лузгой в распатлаченных  космах, вахмистр в рыжей оправе бороды …)  По тому же принципу соединения общего и частного строится и  речевая характеристика коллективного героя, важнейшей формой  которого становится многоголосый диалог.  Давая представление о  настроении казачества в целом, он в то же время раскрывает сугубо  индивидуальные воззрения, характеры и судьбы. ­ Какие характеры стоят за той или иной  репликой  неперсонифицированного диалога?  Определите, как по­разному относятся казаки к  предстоящей войне? Проследите, как  обсуждение главного вопроса сочетается с  разговором на другие темы?

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
- Что испытал Григорий в первые месяцы войны? (пейзаж. 1­3­10) - В чём специфика  данного пейзажа? - Какие приметы войны включены в пейзаж? - Каков характер метафор и олицетворений ? - Как раскрывает образный строй отрывка  восприятие войны автором  и героем? - Кто из предшественников,  современников или  последователей  Шолохова  изображал войну  подобным образом? Благодаря неожиданным метафорам, ярким олицетворениям создаётся   ощущение , что сама  природа участвует в войне.  Изменения,  происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе  каждого человека.  ­ Какие портретные зарисовки следуют сразу после этого  пейзажа?  Почему?

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
Несмотря на то что война  в романе предстает в крови  и страданиях, Шолохов изображает Григория  Мелехова мужественным воином, вполне заслуженно  получившим высокую награду­ Георгиевский крест.  Мелехов сражается бесстрашно и в то же время   бездумно, не ведая, за что проливает свою и чужую  кровь. Но война сталкивает Григория с разными  людьми, общение с которыми заставляет его  задуматься , причём  не только о сущности самой  войны, но и о своей собственной жизни, и о том мире, в  котором он живёт. Система действующих лиц романа строится таким образом, что рядом  с главным героем  появляются персонажи, воплощающие  полярные  взгляды и жизненные позиции. Такими полюсами а период мировой  войны становятся для Григория Чубатый и Гаранжа. ­ Какую жизненную философию исповедует Чубатый? Как относится к  его позиции Григорий? (1­3­12;  1­3­20).

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.

Презентация по литературе. Тема: Михаил Александрович  Шолохов «Тихий Дон» в 8 классе.
­ Какие чувства вынес Григорий из  опыта войны?  Усталость и разочарование ­ В чём пытается убедить Григория  Гаранжа и что испытывает герой под  его влиянием? (1­3­23) ­ Почему же так запали в душу  Григория наставления Гаранжи?  Война принесла разочарование в прежних ценностях: в царе, в  казачьем воинском долге. Именно на эту благодатную почву и   упали семена «большевистской правды», ниспровергающей эти  казавшиеся ранее непоколебимыми понятия. Здесь начинаются  попытки Григория разобраться в сложном  устройстве жизни. Здесь начинается его трагический путь к  истине, к народной правде.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2018