Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
Оценка 4.7
Работа в классе
pptx
чтение
8 кл
19.07.2018
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе. Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте русской истории и литературной традиции. Определить авторское отношение к личности Пугачёва и бунту как стихийному всплеску народного недовольства. Фрагмент “Песни о времени” В.Высоцкого.Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
Поэма «Пугачев» в 8 классе..pptx
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
С. ЕСЕНИН. ПОЭМА
«ПУГАЧЕВ»
Р У С С К И Й Б У Н Т . И З У Ч Е Н И Е
Т Р А Г Е Д И И С . А . Е С Е Н И Н А « П У Г А Ч Е В »
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
Цели урока :
• Рассмотреть проблемы, поднятые поэтом, в контексте
русской истории и литературной традиции.
• Определить авторское отношение к личности Пугачёва и
бунту как стихийному всплеску народного недовольства.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
ФРАГМЕНТ “ПЕСНИ О ВРЕМЕНИ”
В.ВЫСОЦКОГО
Замок временем скрыт и укутан, укрыт
В нежный плед из зеленых побегов,
Но развяжет язык молчаливый гранит,
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Время подвиги эти не стерло.
Оторвать от него верхний пласт
Или взять его крепче за горло
И оно свои тайны отдаст.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
ТРАГЕДИЯ «ПУГАЧЕВ»
В 1921 г. русский поэт С.
Есенин создаёт трагедию
“Пугачёв”, в которой
обращается к событиям
народного восстания
1773–1774 гг. Почти 150
лет отделяют поэта от
того времени.
• Чем же вызван его
интерес к событиям
истории, к личности
Пугачёва?
• Почему в своё время это
привлекло внимание А.С.
Пушкина?
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
Обратимся к датам:
• 1773–1774 гг. – восстание Пугачёва.
• 1825 г. – восстание декабристов, среди участников
которого друзья А.С. Пушкина.
• 1831 г. – подавление кровавого бунта военных
поселенцев в Старой Руссе обращает внимание
Пушкина к смутным временам русской истории.
• 1833 г., ноябрь – завершена работа над “Историей
Пугачёва”.
• 19 октября 1836 г. – такую символическую дату
окончания романа “Капитанская дочка” указал
Пушкин.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
• Почему потерпели поражение
и дворянские мятежи, и
крестьянские бунты?
• Почему, несмотря на
пролитые реки крови,
жизненный порядок в России
не изменился к лучшему?
• Можно ли найти иные, более
верные пути к благоденствию
Родины?
• Эти вопросы волновали
Пушкина, над ними же
пришлось задуматься и
Есенину.
• 1917 г. – свершилась
Октябрьская революция,
обещавшая крестьянам
землю.
• 1920–1922 гг. – тамбовское
восстание под
предводительством А.
Антонова.
• 1921 г. – С. Есенин создаёт
трагедию “Пугачёв”.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
Что же пытается осмыслить поэт в своей трагедии?
Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?
Помимо объективных причин (о современном
писать опасно), есть, видимо, и более глубокие.
В 1969 г. Василий Шукшин тоже обратится к
исторической теме в романе “Я пришёл дать вам
волю” и выведет главным героем Степана Разина.
Вот как писатель объяснял свой выбор: “Как только
захочешь всерьёз понять процессы, происходящие в
русском крестьянстве, так сразу появляется
непреодолимое желание посмотреть оттуда,
издалека. И тогдато возникает глубинная,
нерасторжимая, кровная связь – Степан Разин и
российское крестьянство.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
ПУШКИН И ЕСЕНИН
Почему же Есенина привлёк
именно Пугачёв?
Возможно, что в данном
случае немалую роль сыграло
влияние А.С. Пушкина. В апреле
– июне 1921 г. на пути из
Москвы в Туркестан Есенин
заезжал в Самару и Оренбург –
места восстания. В своё время
Пушкин объехал места
восстания, побывал в Казани,
Оренбурге, Уральске.
Как видим, пути двух поэтов
пересеклись не во времени, но в
пространстве.
Безусловно, огромную
роль сыграла и сама
личность Пугачёва. М.
Цветаева писала:
“ От Пугачёва на Пушкина
шла могучая чара”.
Возможно, этою же
“могучей страстью
очарован” был и Есенин. “Но
есть ещё одно: страсть
всякого поэта к мятежу, к
мятежу, олицетворённому
одним… К одному против
всех – и без всех. К
преступившему. Нет страсти
к преступившему – не поэт”,
утверждает Цветаева. И
Пушкин, и Есенин – поэты.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
В ЧЁМ ЖЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПУГАЧЁВА? ЧТОБЫ
ТОЧНЕЕ ПОНЯТЬ, ЛУЧШЕ РАЗОБРАТЬСЯ, УЯСНИМ
ДЛЯ СЕБЯ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ.
• Стихия –1) явление
природы,
обнаруживающееся как
ничем не сдерживаемая
разрушительная сила; 2)
неорганизованная сила,
действующая в социальной
среде.
• Бунт – стихийно возникшее
восстание, вооруженное
выступление против власти.
• Бунтовщик – участн
ик бунта.
• Разбой – нападение
с целью ограбления,
убийства.
• Разбойник – человек
, занимающийся
разбоем
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
В “Капитанской
дочке” Пушкин
вынес приговор: “Не
приведи Бог видеть
русский бунт –
бессмысленный и
беспощадный”.
Поэт отверг
кровавый путь
преобразований.
Есенин тоже
Сумасшедшая,
поднимает вопрос о
бунте, но именно
как вопрос:
бешеная,
кровавая муть!
Что ты? Смерть?
Иль исцеление
калекам?
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
ОТНОШЕНИЕ ЕСЕНИНА К
ПУГАЧЕВУ
•Каково же отношение к бунту Есенина?
• Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или
разбойник?
Как видим, стихия разрушительна уже по
определению. Есенинский Пугачёв видит высокую
цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы
осчастливить народ.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
В ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ
В 1967 г. в Театре
на Таганке режиссёр
Ю.Любимов
осуществил
постановку трагедии
С. Есенина “Пугачёв”.
Это первое
сценическое
воплощение
произведения.
В роли Хлопуши
выступил В. Высоцкий.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
СЦЕНА КАЗНИ ПУГАЧЕВА
В эпизоде казни на сцене были установлены три
колокола, под ними сидят три мужика, которые ни
разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются.
Это глазеющие. Их можно увидеть на старой
гравюре казни декабристов, есть они и на
исторических полотнах (“Боярыня Морозова” и др.)
Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв.
Для спектакля Высоцким написана песня,
соотнесённая с этой сценой.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
ПЕСНЯ В. ВЫСОЦКОГО ДЛЯ
СПЕКТАКЛЯ «ПУГАЧЕВ! ПО С.ЕСЕНИНУ
• Ну что, Кузьма?
А что, Максим?
Чего стоймя
Стоим глядим?
• Да
Чего
Понять
Про что поют…
Теперь
•
Не
И
там
И тут висять!
вот
орут,
глядим,
хотим,
вовсе
понять:
уж
висять
• Им
только
б
здесь
Повоевать!
И главный есть –
• Емелькой звать!...
•
Да
что
ж
Как
Друг
Калечут, жгут!...
мухи
дружку
они
–
мрут,
бьют,
Ну
А
•
Стоим, глядим?
что,
что,
Чего
•
И
Что
И кто на нём?
Вопрос
не
за
• Мы
Не
Кругом
И кутерьма!
• И
Земной
Нет,
И помирай!
тоже
плачь,
так
Кузьма,
это
–
наш
хоть
Кузьма?
Максим?
стоймя
открыт:
смекнём,
помост
–
бардак
жисть,
рай?!
ложись
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
Каково отношение народа (зевак) к
происходящему?
Пушкин
назвал
бунт
и
беспощадным.
жестокий,
безжалостный. Почему бессмысленный? Лишённый
разумного начала.
бессмысленным
Беспощадный
–
В трагедии С.Есенина бунт имеет цель. Ещё раз
вспомним, в чем она?
Почему гибнет Пугачёв? Емельян предан своими
казаками и казнён. Он принёс себя жертву, но
достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось
заплатить за достижение её? Оправдывает ли цель
средства?
Что побудило казаков предать своего вожака?
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
МОНОЛОГ БУРНОВА:
Нет, нет, нет! Я совсем не хочу умереть!
Эти птицы напрасно над нами вьются.
Я хочу снова отроком, отряхая с осинника медь,
Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.
Как же смерть?
Разве мысль эта в сердце поместится,
Когда в Пензенской губернии у меня есть свой дом?
Жалко солнышко мне, жалко месяц,
Жалко тополь над низким окном.
Только для живых ведь благословенны
Рощи, потоки, степи и зеленя.
Слушай, плевать мне на всю вселенную,
Если завтра здесь не будет меня!
Я хочу жить, жить, жить,
Жить до страха и боли!
Хоть карманником, хоть золоторотцем,
Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,
Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради бога, научите меня,
Научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
“Роковая зацепка за жизнь” вот та
причина, которая толкнула казаков
предать своего вождя.
• Презирает ли Пугачёв предавших его соратников?
• Как же решается в трагедии вопрос о бунте?
• Смерть иль исцеление?
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
Философ Н. Бердяев
Русский философ Н. Бердяев писал: “Нет ничего
более злого, чем стремление осуществить во что бы
то ни стало благо”.
Вывод :
Если мы не хотим залить землю кровью,
необходимо отказаться от бунта как способа
преобразования жизни и соблюдать
государственные и человеческие законы. Этому учит
нас наша история.
Презентация по литературе. Тема: С. Есенин. Поэма «Пугачев» в 8 классе.
“ПЕСНЯ О ВРЕМЕНИ”
В. ВЫСОЦКОГО
И вовеки веков, и во все
времена
Трус, предатель всегда
презираем,
Враг есть враг, и война все
равно есть война,
И темница тесна, и свобода
одна
И всегда на нее уповаем.
Время эти понятья не
стерло,
Нужно только поднять
верхний пласт
И дымящейся кровью из
горла
Чувства вечные хлынут на
нас.
Ныне, присно, во веки веков,
старина,
И цена есть цена, и вина
есть вина,
И всегда хорошо, если честь
спасена,
Если другом надежно
прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у
древних берем,
Саги, сказки из прошлого
тащим,
Потому, что добро остается
добром
В прошлом, будущем и
настоящем!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.