Презентация по литературе Зооморфный код в повести А.И.Куприна «Поединок» в 8 классе. Цель - Провести исследовательскую работу повести «Поединок», выявить черты зооморфного кода в тексте. Внимательно прочитать повесть Александра Ивановича Куприна «Поединок». Изучить специальную литературу по данной теме. Выявить суть зооморфного кода. Выявить черты зооморфного кода в повести «Поединок».Презентация по литературе Зооморфный код в повести А.И.Куприна «Поединок» в 8 классе.
Тема
• Зооморфный код в
повести А.И.Куприна
«Поединок»
А.И.Куприн «Поединок»
Предмет
изучения –
черты
зооморфног
о кода в
повести
«Поединок»
Объект
изучения –
текст повести
Александра
Ивановича
Куприна
«Поединок»
Цель
Провести исследовательскую
работу повести «Поединок»,
выявить черты зооморфного
кода в тексте.
Задачи:
1. Внимательно прочитать повесть Александра
Ивановича Куприна «Поединок».
2. Изучить специальную литературу по данной
теме.
3. Выявить суть зооморфного кода.
4. Выявить черты зооморфного кода в повести
«Поединок».
5. Доказать, что зооморфный код является
наиболее приемлемым при анализе этого текста.
Практическая значимость
1. Уроки литературы в
11 классе.
2. Семинарские
занятия.
Оглавление
• Введение
• Глава 1
• Глава 2
• Заключение
• Литература
Глава 1 «Особенности литературного
процесса рубежа ХIХ – начала ХХ
веков».
1. Быстрая смена эстетических
ориентиров, кардинальное
обновление литературных
приёмов.
2. Новая эпоха – эпоха
пограничная.
3. Кризисность – ключевое слово
эпохи.
4. Вызов традициям обыденщины.
5. Многоярусная художественная
реальность.
художественного мира писателя
А.И.Куприна.
2. «Поединок» - социально-
психологический роман.
Глава вторая
1. Изучение особенностей
3. Выявление сути зооморфного кода.
4. Нахождение черт зооморфного кода.
5. Зооморфный код наиболее
приемлемый при анализе данного
текста.
Особенности
художественного мира
А.И.Куприна
Тема социального неравенства
«Честь – категория внесословная и
дорогого стоит»
жест, речь, походка
Жизнь – единожды дарованная благодать
Момент прозрения связан с нравственным
перерождением или смертью
Душевное состояние выражает взгляд,
«Поединок» - социально-
психологическая повесть
В центре повести – осознание мира и
своего «я» личностью, её духовное
пробуждение.
«Поединок» раскрывает
обесчеловечивание людей в условиях
армейской жизни.
Центральная проблема повести –
изменение народного бытия и
народного самосознания.
Люди теряют человеческий облик,
«делаются низменными, трусливыми,
злыми, глупыми зверюшками».
Зооморфный
код - это
шифровка
черт каждого
персонажа в
облике
какого-либо
зверя.
Вол
Большие воловьи
глаза сердито
блеснули
Воловьи глаза
расширились
В этом сочетании
доброты с
воинственностью,
воловьего
выражения глаз с их
сердитым блеском
проявляется
отсутствие твёрдого
характера
Зверь
Его глаза выкатились и
дико сверкали, крепко
сжатые зубы были
хищно оскалены
Огромная воля этого
большого, сильного и
хищного, как зверь,
человека увлекла за
собой весь полк
С его тяжёлым
звериным взглядом
боялся встретиться
каждый солдат
Зверь
Что-то присущее не
Ревел, как
человеку, а огромному
сильному зверю
взбесившийся зверь,
ужасным вибрирующим
голосом
С протяжным, звериным
воем кинулся он…
Как зверь, готовый
сделать прыжок
Ворочалась слепая,
животная ревность
созревшего самца
укрощённого, но
затаившего злобу
дикого животного
Отошёл от неё с видом
Собака
Морда, вроде
старого и
свирепого пса
Весел,
подвижен и
неуклюж, как
молодой
щенок
Собака
Поглядел
грустными и
преданными
собачьими
глазами
Он напоминал
своим видом
голодную,
опаршивевшую,
много битую
собаку
Животные
Стадо испуганных и
покорных животных
В бессмысленных
глазах светился
животный ужас
маленьких, злых и
грязных животных
маленькими глупыми
зверюшками
скотинка
Самая святая серая
Ужас и тоска
Делаются
Лев
Вся роща ахнула
от этого
львиного крика
Ловко, по-
кошачьи, присел
на землю
рыкающим
басом
Сказал густым,
Как лев!
Бык
Точно бык,
готовый
нанести удар
Сытая, как у
племенных
быков, жизнь
Телёнок, верблюд
Телячья
жалость
А ты совсем
как
верблюд,
только рогов
у тебя нема
Баран, козёл
Не смейте
делать на меня
таких
бараньих глаз
Как овечье
стадо
Весёлый,
скачущий
козлом
Епифанов
Птицы
Как дятел, выпуча
глаза, долбит одно
слово
индейские петухи
куриный бред
рта вырывается,
точно у осипшей
вороны, одинокий
звук
желторотый птенец
Надувшись, как
Я знаю этот
Из его раскрытого
Мальчишка,
Птицы
С оскаленными
зубами был похож
на какую-то
хищную, злую и
гордую птицу
Обвёл своих
ветеранов
соколиным
взором
Обезьяна
Длиннорукий,
похожий на
большую
старую
скучную
обезьяну
Одна дохлая
обезьяна
Мыши, крысы
Издал губами
звук вроде
поцелуя, но
необыкновенно
тонкий, похожий
на мышиный
писк
Маленький
бойкий человек с
острым
крысиным
Насекомые
Они подобны
жирным вшам
Бьётся, как
муха об окно
Сердитое
выражение,
точно у
разозлённого
насекомого
Рыбы
Глядя на него
в упор
круглыми
рыбьими
глазами
Зверь
Что-то присущее не
Ревел, как
человеку, а огромному
сильному зверю
взбесившийся зверь,
ужасным вибрирующим
голосом
С протяжным, звериным
воем кинулся он…
Как зверь, готовый
сделать прыжок
Ворочалась слепая,
животная ревность
созревшего самца
укрощённого, но
затаившего злобу
дикого животного
Отошёл от неё с видом
Вывод
Зооморфный код выделяет устойчивые
концепты в художественной системе
А.И.Куприна
Сопоставление образов с животными –
это проявление особенностей
гротескного реализма в произведении
Сравнения странные, порой абсурдные,
на удивление простые