Презентация по литературному чтению А. П. Чехов «Ванька» в 6 классе. Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. Развивать наблюдательность, устную речь, внимание. Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Материал доступен, удобен и полезен для учителей начальных классов, учащихся и родителей. Даны яркие и красочные иллюстрации.Презентация по литературному чтению А. П. Чехов «Ванька» в 6 классе.
По литературному чтению на тему:
Антон Павлович Чехов. "Ванька"
• Цель:
2. Познакомить с произведением А. Чехова
“Ванька”.
3. Формировать навык осознанного и
выразительного чтения.
4. Учить анализировать текст по вопросам,
выражать собственные мысли, рассуждать.
5. Развивать наблюдательность, устную речь,
внимание.
6. Воспитывать нравственные качества,
культуру общения.
Жизнь детей в старой
России.
• Тяжелая доля выпала детям старой России.
Нищета и разруха в стране заставляла
посылать родителей своих детей на работу,
иначе не прожить, не прокормиться. Кругом
безысходность. Кругом горе. И как бы ни
жалко было матери отдавать своё дитё в
чужой дом, им приходилось так делать, чтобы
выжить. И не смотря ни на что, люди верили:
что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело
ребенку, но все-таки он будет накормлен,
чему-то научится, немного заработает.
Словарно-
орфографическая
работа.
В тексте встретятся старые слова,
которые вышли из употребления.
Ледник – погреб для хранения
продуктов.
Выволочка – наказание.
Шпандырь – специальный
сапожный ремень, кнут.
Подпасок – помощник пастуха.
Клирос – место для певчих в церкви
перед иконостасом.
Намедни – вчера .
Ванька Жуков,
девятилетний
мальчик,
отданный три
месяца тому назад
в ученье к
сапожнику
Аляхину, в ночь
под рождество не
ложился спать.
Дождавшись,
когда хозяева и
подмастерья ушли
к заутрене, он
достал из
хозяйского шкафа
пузырек с
чернилами, ручку
с заржавленным
пером и,
разложив перед
Письмо Ваньки
дедушке
•
"Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу
тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и
желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня
ни отца, ни маменьки, только ты у меня один
остался А вчерась мне была выволочка. Хозяин
выволок меня за волосья на двор и отчесал
шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка
в люльке и по нечаянности заснул.
А на неделе хозяйка велела мне почистить
селедку, а я начал с хвоста, а она взяла
селедку и ейной мордой начала меня в харю
тыкать.
• Подмастерья надо мной насмехаются, посылают
в кабак за водкой и велят красть у хозяев
огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету
никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к
вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то
хозяева сами трескают. А спать мне велят в
сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе
не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка,
сделай божецкую милость, возьми меня отсюда
домой, на деревню, нету никакой моей
возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду
вечно бога молить, увези меня отсюда, а то
помруЯ буду тебе табак тереть,- продолжал он,-
богу молиться, а если что, то секи меня как
сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне
нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику
сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски
пойду.
• Дедушка милый, нету никакой возможности,
просто смерть одна. Хотел было пешком на
деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А
когда вырасту большой, то за это самое буду тебя
кормить и в обиду никому не дам, а помрешь,
стану за упокой души молить, все равно как за
мамку Пелагею".
А Москва город большой. Дома всё господские и
лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со
звездой тут ребята не ходят и на клирос петь
никого не пушают, а раз я видал в одной лавке на
окне крючки продаются прямо с леской и на
всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть
один крючок, что пудового сома удержит.
И видал которые лавки, где ружья всякие на
манер бариновых, так что небось рублей сто
кажное...
• Милый дедушка, а когда у господ будет елка с
гостинцами, возьми мне золоченый орех и в
зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни
Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки .
Я буду тебе табак тереть,- продолжал он,- богу
молиться, а если что, то секи меня как сидорову
козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я
Христа ради попрошусь к приказчику сапоги
чистить али заместо Федьки в подпаски пойду.
Дедушка милый, нету никакой возможности,
просто смерть одна. Хотел было пешком на
деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А
когда вырасту большой, то за это самое буду тебя
кормить и в обиду никому не дам, а помрешь,
стану за упокой души молить, все равно как за
мамку Пелагею. Христом богом тебя молю, возьми
меня отседа. Пожалей ты меня, сироту
несчастную, а то меня все колотят и кушать
страсть хочется, а скука такая, что и сказать
нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по
голове ударил, так что упал и насилу очухался.
Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и
вложил его в конверт, купленный накануне
за копейку... Подумав немного, он умакнул
перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил:
"Константину Макарычу".
Беседа по содержанию
рассказа
Кому писал письмо Ванька Жуков?
Куда он писал письмо?
В ночь перед каким праздником Ванька
Жуков написал письмо дедушке в
рассказе А.П. Чехова?
а) Пасха;
б) Масленица;
в) Рождество;
г) Крещение.
Вопросы по содержанию
рассказа.
• Из чего же состоит «ученье» Ваньки?
• Где провел часть своего детства Ванька, пока
была жива его мать?
• • Какая часть письма Ваньки кажется тебе
самой драматичной?
• Как написано письмо: соблюдает ли Ванька
правила Вежливости?
• Достаточно ли ярко описывает свою жизнь?
• Интересны ли его наблюдения относительно
Москвы?
• Почему же он так промахнулся с адресом?
Как построен рассказ: какие разные по
содержанию части в нем чередуются? Какие части
изложены от лица автора? Какие – от лица Ваньки?
• Рассказ Чехова представляет собой
чередование текста, изложенного от
третьего лица – от имени автора, и текста
Ванькиного письма – от первого лица.
Начало рассказа ведется от лица автора, и
автор с Ванькой представляют собой две
совершенно раздельные личности, то в
других местах даже там, где нет прямой
речи Ванькиного письма , авторский
взгляд иногда сменяется взглядом
Ваньки.
Какова судьба сирот?
• Жизнь сироты – удел жестокий.
Затрещины, побои, черствый хлеб,
вода,
Насмешки челяди, труд рабский
Весь день и ночь, до самого утра.
• Еще ребёнок, то в душе старичок,
Он вспоминает жизнь свою былую,
Забившись в угол, как сверчок,
Молясь на образа, тоскуя.
• И маленькое прошлое его, как чудо
Там мама есть, там видел он добро,
Учился грамоте и танцы знал не худо,
И получал подарки в Рождество.
• Теперь полу ребенок – полу старичок
Лишь на бумаге изливает душу.
Какие б муки не терпел – всегда молчок,
Сиротских слез работой тяжкой не
иссушишь.
• И замирая сердцем, чудь дыша,
Поспешно, как – то воровато,
Письмо он пишет помощи прося,
Оглядываясь на иконы виновато,
• Уже письмо в его руке,
Конверт подписан: «На деревню.
Деду».
Ямщик подвыпивший в своем
возке
Покатит с ним по белу свету.
• А мальчику на побегушках ждать
и ждать.
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и
голод.
Надежда будет душу согревать,
Как пламя очага в суровый холод.