Презентация по литературному чтению Александр Куприн Мой полет в 6 классе. Пробуждать интерес к знанию языков. Воспитывать чувства прекрасного (показать, что мироощущение и чувства человек можно выразить по-разному: стихами, музыкой, красками) Материал доступен, удобен и полезен для учителей начальных классов, учащихся и родителей. Даны яркие и красочные иллюстрации.Презентация по литературному чтению Александр Куприн Мой полет в 6 классе.
Александр Куприн
МОЙ П ОЛ ЁТ
( 1 9 1 1 )
Очень жаль, что меня о моем полете
расспрашивало несколько сот человек, и
мне скучно повторять это снова. Конечно,
в крушении аэроплана господ
Пташниковых и в том, что мой бедный
друг Заикин должен был опять
возвратиться к борьбе, виноват только я.
Аэроплан-(от аэро... и лат. planum -
плоскость), устаревшее название
самолета.
Кто такой Заикин? Каким он изображён?
Иван Михайлович Заикин-борец и авиатор.
Со свойственной этим упрямым волжанам
внезапной решительностью он сказал:
– Я тоже буду летать!
Заикин в эту критическую секунду сохранил
полное хладнокровиеОн успел рассчитать,
что лучше пожертвовать аэропланом и
двумя людьми, чем произвести панику и,
может быть, стать виновником нескольких
человеческих жизней. Он очень круто
повернул налево...
Заикин плакал.
…удивительную дерзость этого
безграмотного, но отважного, умного и
горячего человека,
часто пишет мне совершенно безграмотные,
но необыкновенно нежные письма и
подписывается: "Твой серенький Иван".
Несмотря на то что я своим нечаянным
первым жестом перевернул его карьеру, он
совсем не питает ко мне злобы, но зато и я
твердо уверен в том, что через год, через
два он непременно полетит на собственном
аппарате.
Как готовились к полёту?
Для облегчения веса мне пришлось снять
пальто и заменить его газетной бумагой,
вроде манишки. Молодой Навроцкий,
только что отлетавший, любезно
предложил мне свою меховую шапку с
наушниками. Кто-то пришпилил мне
английскими булавками газетную манишку
к жилету, кто-то завязал мне под
подбородком наушники шапки
Какую роль играет описание
природы?
в очень ненастную, переменчивую
одесскую погоду
Было очень холодно, и дул норд-вест.
Встречный ветер был раньше нам другом и
помощником, но когда мы повернулись к
нему спиной, то сказались наши, то есть
мои и пилота, тринадцать пудов веса плюс
пропеллер, плюс мотор "гном" в пятьдесят
сил, плюс ветер, гнавший нас в спину.
В чём заключалось неудобство полёта?
Садиться было довольно трудно. Нужно было не
зацепить ногами за проволоки и не наступить на
какие-то деревяшки. Механик указал мне маленький
железный упор, в который я должен был упираться
левой ногой. Правая нога моя должна была быть
свободной. Таким образом, Заикин, сидевший впереди
и немного ниже меня на таком же детском креслице,
как и я, был обнят мною ногами. Правую ногу мою
свела вдруг судорога от неудобного положения. Я
пробовал об этом сказать, но это уже было
невозможным, потому что пустили в ход пропеллер.
Тогда я изо всей силы прижал икру ноги к какой-то
вертикальной стойке и болью заставил судорогу
прекратиться. Всякие разговоры и протесты были бы
бесполезны, потому что ни крик, ни выстрел из
пистолета не были бы слышны моим авиатором,
которому я так легкомысленно вверил мою жизнь.
Какое чувство испытывает автор во
время полёта?
Затем ощущение быстрого движения по земле – и
страх!
трудом отдирались от земли.
Встречный воздух подымает нас, точно систему
игрушечного змея.
Ни у меня, ни у него (как я потом узнал) не было ни на
одну секунду ощущения страха – страх был раньше.
Как это ни странно, но я утверждаю, что во время
падения не было ни у него, ни у меня ни одного
момента страха. Все это происходило будто в сказке,
было какое-то забвение времени, опасности, ценности
собственной жизни, было какое-то странное
равнодушие.
Повторяю, что страх был только тогда, когда мы с
…Заикину устроили необыкновенно бурную и,
несомненно, дружественную овацию.
Как раз он проходил мимо трибуны и
Почему автор считает себя виновным в том, что
произошло?
Дернул меня черт сказать:
– Иван Михайлов, беру с вас слово, что первый,
кого вы поднимете из пассажиров, буду я!
раскланивался с публикой, улыбаясь и
благодаря ее приветственными, несколько
цирковыми жестами. В это время, бог знает
почему, я поднял руку кверху и помахал кистью
руки. Заметив это, Заикин наивно и добродушно
размял толпу, подошел ко мне и сказал:
– Ну что ж, Лексантра Иваныч, полетим?
Произведение А. Куприна- очерк.
если рассказ - живописная картина, то очерк -
графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы
на грани между документом и обобщенным
художественным образом.
очерк стремился знакомить читателя с новыми,
рождающимися формами жизни и ее повседневным
ходом, пробуждать общественное мнение
Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать
о многом, создать многогранную картину - один из
основных признаков высокого профессионального
мастерства очеркиста.
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание
природы помогает раскрыть и обстановку, в которой
происходит действие, и эмоционально-
психологическое состояние героев очерка или самого
очеркиста.