Презентация по литературному чтению И. Бунин Темные аллеи в 6 классе.

  • Работа в классе
  • pptx
  • 17.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по литературному чтению И. Бунин Темные аллеи в 6 классе. Воспитание любви к родной природе, уважения к ее законам. Закрепить знания о средствах художественной выразительности, развивать эстетическое чувство прекрасного. Материал доступен, удобен и полезен для учителей начальных классов, учащихся и родителей. Даны яркие и красочные иллюстрации.Презентация по литературному чтению И. Бунин Темные аллеи в 6 классе.
Иконка файла материала Бунин 2.pptx
 Запишите образы­символы любви  из стихотворения Н. Огарева.
Была чудесная весна! Они на берегу сидели - Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Была чудесная весна! Они на берегу сидели - Во цвете лет была она, Его усы едва чернели.
Стихотворение Николая Огарёва «Обыкновенная повесть» (1842 год) стало для И.А. Бунина толчком к созданию этого
Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было, над чем поломать голову.
О чем рассказ «Темные аллеи»?
 Подготовим таблицу для анализа рассказа. Надежда Николай Алексеевич  Выпишите из рассказа детали пейзажа,  портрета, интерьера, ремарки автора,  слова героев, при помощи которых автор  создает характеры героев.
 Кто из героев вам более симпатичен?  Почему?  В таблице разными цветами выделите слова  и словосочетания, обозначающие в рассказе  прошлое и настоящее.
 Перечитайте диалог. Николай Алексеевич: — А! Все проходит. Все забывается. Надежда: — Все проходит, да не все забывается.  Чего не забыла Надежда? А Николай  Алексеевич?
 Вспомните, когда появляется образ  “тёмных аллей” в рассказе.   Как о них вспоминает Надежда? Николай  Алексеевич? Кому или чему адресована её  “недобрая улыбка”?  Для героя любовь — прекрасное  мгновение, а для Надежды?  А что есть любовь для Бунина?
Согласны ли вы с такой  трактовкой образа Надежды?
 Почему рассказ назван «Темные  аллеи»?   Прочитайте литературоведческий  комментарий к рассказу.
 Само содержание символа “тёмные аллеи”   реализуется через мотив памяти. Аллеи памяти  персонажей новеллы в этом смысле не имеют точек  соприкосновения в настоящем. А слова Николая  Алексеевича: “Всё проходит...”; “Как о воде  протекшей будешь вспоминать...” — героиня  воспринимает как “формулу забвения”,  оправдывающую реальную чёрствость и  предательскую безответственность. Спеша уличить  гостя в эгоистичной “забывчивости”, Надежда  “выставляет”, как ей кажется, неоспоримый женский  “козырь” — пронесённое сквозь время на знаменах  памяти постоянство: “Всё проходит, да не всё  забывается”.
 На самом деле в словах Николая Алексеевича  (цитата из Книги Иова) заключена подлинная  мудрость: нельзя жить, нагнетая страсти и  страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, —  эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к  сожалению, именно так прожила свою жизнь  Надежда. Многозначительна в финале  рассказа деталь, касающаяся главной  героини: “Она... всё глядела в окно, как мы  уезжали” (реплика возницы). На крыльцо  проводить не вышла, горницу свою не  покинула. Вот она — красота, запертая в  тёмном тереме старых обид и ошибок.
 Отгородившись от мира, лишив себя  реальных радостей настоящего дня, героиня  оказалась “выключенной” из жизненного  потока. “Тёмные аллеи”, применительно к  героине бунинской новеллы, становятся  символом бесполезного, бессмысленного  блуждания в лабиринтах недоброй памяти о  прошлом и в конечном счёте — отрешения от  того, что должно составлять подлинную  основу человеческого существования. Путь  опасный и разрушительный для личности.
 Герой же, напротив, в финале спешит  окунуться в водоворот жизни, в нём не  заметно большого уныния, хотя его судьба  тоже довольно драматична. Символичен  пейзаж в заключительной части новеллы:  “Кучер гнал рысцой, всё меняя чёрные колеи,  выбирая менее грязные...  К закату  проглянуло бледное солнце”. Впереди героя  ждёт просветление, ведь с ним навсегда  “лучшие минуты”, которые до конца дней  будут давать ощущение полноты и  одухотворённости бытия, — и это залог  приобщения к Вечному.
 Изменил ли этот комментарий ваше  отношение к героям? Как именно?
 Бунин берёт на себя задачу — через “мгновения”  жизни просмотреть начала и концы, историю  личности в целом, её судьбу, всю “чашу жизни”.   Напишите текст на тему «Две встречи».  Используйте ваш словарь и композиционную схему.
В чём сходство и различие между схемами?