Презентация по литературному чтению повесть А.И. Куприна Олеся в 6 классе. Познакомить с произведением. Закрепить знания о средствах художественной выразительности, развивать эстетическое чувство прекрасного. Материал доступен, удобен и полезен для учителей начальных классов, учащихся и родителей. Даны яркие и красочные иллюстрации.Презентация по литературному чтению повесть А.И. Куприна Олеся в 6 классе.
Повесть А.И.Куприна
"Олеся"
Зимний пейзаж
Природа не просто фон повествования.
Она способствует особому состоянию
духа. Зимнее торжественное
безмолвие подчеркивает отрешенность
от цивилизованного мира, усиливает
тоску, скуку. Постепенно она оживает.
Ветер ревет, стонет, бесится, хохочет,
а потом врывается в дом как
«страшный гость». Природа становится
участницей событий.
Весенний пейзаж
Автор показывает свою героиню как
часть этой природы: сила, красота и
естественность, загадочность и
таинственность.
Пробуждение природы – пробуждение
чувств.
Душный день, внезапный вихрь, гроза,
град – предвестие разлуки, разрыва,
крушение любви.
Природа своим языком описывает нам
происходящие события.
Цветопись в повести
Красная юбка Олеси на
ослепительно белом фоне снега;
красный платок;
красные бусы.
Красный – цвет любви, цвет
тревоги.
Белый – цвет нежности.
Выводы
Любовь- самое яркое проявление
индивидуальности;
Куприну свойственны поиски гармонии,
«красоты и счастья в мире природы;
Сказочная атмосфера повести позволяет
Куприну воплотить свой идеал в образе
Олеси;
Олеся отказывается от любви, потому что
не хочет принести несчастье любимому
человеку;
Любовь Олеси можно назвать
самоотверженной.
• Таким образом, по Куприну,
любовь – это судьба, нельзя
предугадать, когда она придет к
нам. Любовь жертвенна и
самоотверженна, но в то же время
– это светлое чувство, о котором
остаются радостные
воспоминания, несмотря ни на
какие жизненные обстоятельства.
Рассказ А.И.Куприна
"Суламифь"
Цветопись в рассказе
Красный – цвет любви и тревоги,
золотой –цвет богатства и величия,
пурпурный – цвет достоинства и
власти,
серебряный – цвет мудрости,
зеленый – надежды, радости, свободы,
белый и голубой – символы нежности и
любви героев.
Звуки и ароматы
«сладостная музыка», «простой и
нежный мотив», «милый женский
голос»; «аромат цветущего
винограда», «смолистое
дыхание», «тонкий аромат
резеды и вареного вина»,
«розовое масло» - все они как бы
опьяняют, позволяют окунуться в
атмосферу Востока.
Выводы
Обращение в рассказе к легендам древности не
случайно, так как через них раскрываются вечные
проблемы и ставится вопрос о тайне божественной
любви;
В рассказе раскрываются требования к искусству,
красоте, правде;
«Суламифь» - это гимн красоте и молодости;
Любовь делает человека естественнее, она может
Показаны три стороны любви: любовь-жизнь,
Здесь Куприн находит компромисс между
возвышать человека;
любовь-ревность, любовь-смерть;
естественность и цивилизацией – компромисс в
любви и преданности;
Счастливая любовь неизбежно гибнет от любви
несчастной;
Несмотря на трагический финал, любовь – это
высшее счастье.
Таким образом, любовь, по
А.И.Куприну, в рассказе
«Суламифь» утверждение
высшего счастья.
Рассказ А.И.Куприна
Гранатовый браслет"
Осенний пейзаж
Благодаря описанию осеннего
пейзажа ощущается
неизбежность увядания
окружающей природы, увядания
мира.
Цветопись
Красный – цвет любви и тревоги.
Но красный цвет в рассказе
«Гранатовый браслет»
приобретает более трагическую
окраску. Красные камни
сравнивает героиня с кровью:
«Точно кровь!» - восклицает она.
Выводы
Любовь должна быть бескорыстна; Куприн
утверждает платоническую любовь и
существование идеальной любви;
На любовь способны только избранные люди, но
избранным может быть и «маленький человек»,
которого писатель возвеличивает;
трагична, нельзя замыкаться только на любви;
провидение;
трагедия Веры в том, что она отвергла эту любовь,
любовь – это величайшее счастье, которое прошло
мимо нее;
Желтков самоубийством защищает чувство от
опошления, от проникновения в тайну любви.
Если любовь смысл жизни, то тогда, по Куприну, она
Любовь – это чувство, посланное свыше, это
Настоящая любовь бывает только раз в жизни;
Таким образом, в «Гранатовом
браслете»любовь рассматривается еще
как подарок, как награда человеку,
которую никому не дано отнять.