Презентация по литературному чтению Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» в 6 классе. Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. Развивать наблюдательность, устную речь, внимание. Воспитывать нравственные качества, культуру общения. Материал доступен, удобен и полезен для учителей начальных классов, учащихся и родителей. Даны яркие и красочные иллюстрации.Презентация по литературному чтению Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» в 6 классе.
«Русский человек со всем
справится»
Повесть Н.С.Лескова
«Очарованный странник»
Тема праведничества в русской
литературе.
Из диалога с Писемским:
Писемский: По-вашему, небось, все
надо хороших писать, а я, брат, что
вижу, то и пишу, а вижу я одни
гадости.
Автор: Это у вас болезнь зрения.
Писемский: Может быть, но только что
же мне делать , когда я ни в своей, ни
в твоей душе ничего, кроме мерзости
не вижу…
«И пошёл я искать праведных…»
«Как,- думал я,- неужто в самом
деле ни в моей, ни в его и ни в чьей
иной русской душе не видать
ничего, кроме дряни? Неужто, все
доброе и хорошее, что когда-либо
заметил художественный глаз
других писателей ,-одна выдумка и
вздор? Это не только грустно, это
страшно.»
«Не стоит село без праведника»
«…но куда я ни обращался, кого ни
спрашивал- все отвечали мне в том
роде, что праведных людей не
видывали, потому что все люди
грешные, а так , кое-каких хороших и
тот, и другой знавали. Я и стал это
записывать. Праведны они, думаю себе,
или на праведны, -все это надо собрать
и потом разобрать: что тут
возвышается над чертою простой
нравственности…
Анализ повести.Композиция.
Какова форма повествования?
(рассказ в рассказе,сказовая
В каких произведениях мы
манера,характерная для Лескова)
встречали такую форму
повествования?
(М.Ю.Лермонтов
«Мцыри»,Л.Н.Толстой «После
бала»)
Н.Михайловский о композиции:
«Фабулы в повести ,
собственно говоря,
нет, а есть целый ряд
фабул, нанизанных,
как бусы, на нитку».
Сюжетные линии:
Гл.1.По дороге к Валааму на Ладожском озере
встречаются несколько путников.Разговор
заходит о самоубийстве.Можно или нельзя так
поступать человеку в трагической жизненной
ситуации.
В православии самоубийство - величайший
грех, их не хоронят на кладбище, за них никто
не может молиться.
В спор вступает ранее молчавший пассажир.
Это был человек огромного роста, с смуглым
открытым лицом и густыми волнистыми волосами
свинцового цвета:так странно отливала его
проседь.Он был одет в послушничь-ем подряснике
с широким монастырским ременным поясоми в
высоком черном суконном колпачке….по виду
можно было дать лет за 50;но он был в полном
смысле слова богатырь, и притом типический,
простодушный добрый русский
богатырь,напоминающий дедушку Илью
Муромца…Казалось,что ему бы не в ряске ходить ,
а сидеть бы ему на «чубаром»…
Имя героя. -Как звали героя?
(Голован- прозвище в детстве и в юности. Иван(древнеевр.
«Бог милует», «благодать господня»Иваном зовут его и
татары, но это не столько собственное имя, сколько
нарицательное, символизирующее нацию: «У них все если
взрослый русский человек- так Иван,а женщина-Наташа, а
мальчиков Кольками кличут»(гл.7)
Иван-это традиционное имя героя русских волшебных сказок.
Петр Сердюков- когда служил на Кавказе, уйдя в солдаты за
Отец Измаил( древнеевр .«услышит бог»),когда живет в
В сказке-Иван-дурак, Иванушка-дурачок.
другого, он как бы наследует его судьбу.
монастыре.
Флягин- фамилия явно говорящая, если вспомнить
«выходы»героя, а по словарю Даля- нем. flasche-бутылка,
сосуд для питий; сосуд- все содержащее, носящее в себе что-
либо; слепой исполнитель, орудие. Говорящая и
многозначная фамилия.
Знакомство с героем.
Где мы знакомимся с героем?(1 гл.)
( В пути.Мотив пути проходит через
всю повесть, и значение его
огромно:
это не только передвижение героя
это его жизненный путь
это путь его нравственного
перерождения.
Я конэсер-с,…я в лошадях
знаток…
Своего пути не обежишь, и надо было другому
призванию следовать…
я многое даже не своею волею делал…
По родительскому обещанию…у матери
«молитвенный сын».
Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.
Я родился в крепостном зва-
нии дворовых людей графаК.
Служил у графа форейтором и
случилась история…(ст.16)
«Обещанный богу»
…будешь ты много раз погибать и ни разу не
погибнешь, пока придет твоя настоящая
погибель, и ты тогда вспомнишь материно
обещание за тебя и пойдёшь в чернецы
Чудеса спасения.Какие качества
характера раскрываются во Флягине?
Гл.2.ст.18.Спасение графа и его семьи.
Гл.3.ст 21.Наказание за кошку.Цыган.
Гл.4.Служба в няньках.Гл.5.Драка с военным из-за
денег, всё же отдаёт девочку, к которой очень
привязался.(Почему дрался и все-таки отдал?)
Гл.5.В поволжских степях на торгах лошадей.Ст.25.
Гл.6.Порка с Савакиреем.23-летний Иван бежал в
Рынь-пески.
не почитал.
Две Наташки и несколько Колек.Я их за своих детей
За 10 лет не привык и сбежал домой.
Так вы и в десять лет не привыкли к
степям?
Нет-с,домой хочется…тоска делалась.
Гл.7.ст.29
Зришь сам не знаешь куда,
и вдруг перед тобой отколь
ни возьмется обозначается
монастырь или храм, и
вспомнишь крещеную землю
и заплачешь.
Какие качества характера
раскрываются в Иване Северьяновиче?
Бескорыстие
Стремление к прекрасному,умение видеть красивое
Яркий выразительный язык.
Доброта
Любовь к детям
Сила воли,богатырское терпение
Простота ,граничащая с дикостью
Сила веры
Чувство превосходства по отношению к иноверцам
Любовь к родине.
Какой роман написан за 14 лет до
«Очарованного странника»,но тоже о русском
человеке, о своеобразии русской души, о
русской ментальности?
И.А.Гончаров «Обломов»
Как, по мнению Ивана Северьяновича,
должен жить человек?
«Толцытеся»
Необходимость активного действия
даже в самых безнадежных жизненных
ситуациях. Ведь уныние, тоска- один из
главных грехов.
Возвращение домой
Без документов.Вернули графу.Отлучили от
причастия.Два раза высекли и дали паспорт.
Будучи большим знатоком лошадей помогал
мужикам на ярмарке их покупать ,прошла о нем
слава,Взял его к себе на службу один князь.Князь
его высоко ценил и уважал ,доверял ему немалые
деньги,хотя у Ивана Северьяныча случаются
пьяные «выходы».
Груша.
Князь продал любимицу Дидону. Флягин
переменчивой.Чего он захочет, то ему сейчас во что
бы то ни стало вынь да положи- иначе он с ума
сойдет,…а потом ,когда получит , не дорожит
счастьем.
запил,попадает в руки проходимца,который ведет
его к цыганам.Среди цыганок была одна по имени
Грушенька,что пела дивным голосом.Ст.38.
Так все деньги Груше под ноги и покидал.
Князь его простил и сказал , что сам отдал за неё в
Как вы думаете, чем закончилась эта история?
«Мой князь был человек души доброй ,но
табор 50 тысяч рублей,чтоб жила она с ним.
Как все решилось.
Князю надоедает «любовное слово», а от «Изумрудов
яхонтовых» в сон клонит,да и деньги кончаются.
Он решает жениться на предводителевой дочке, а
полюбившую его Грушеньку выдать за Ивана Северьяныча.
Вернувшись домой Ф.не находит и следа девушки, идет в лес
и на берегу реки встречается с Грушей.
О чем она просит его? Ст.47.
…мне ,горькой цыганке жить нельзя,потому что я могу
неповинную душу загубить.
Берет она клятву с него, которую нельзя нарушить.
Почему Иван Северьяныч не смог отказать Груше?
Подберите определения его любви к Груше.
(самоотверженная,чистая,свободная от себялюбия и
сбственничества)
После Грушеньки.
Изменилось ли отношение Ивана к тем
случайностям, которые привели к смерти монаха и
Савакирея?
Через страдания герой постигает смысл своей
жизни.
Пошел Иван Флягин в солдаты под именем Петр
Сердюков.Смерти искал , только не получилось
кровью смертный грех смыть, за храбрость дали
ему офицерское звание.
Служил на казенной службе недолго,не
понравилась бумажная работа.Служил в
театре,заступился за бедную девушку,прогнали.
Пошел в монастырь.
В монастыре.
Монастырская жизнь не тяготит его, но
принимать старший постриг он не считает себя
достойным и живет в послушании.
Являлся ему бес в «соблазнительном женском
образе»,но после усердных молитв остались
только маленькие бесенята.
В нем открывается дар пророчества.
Чувствует близкую смерть, но не в монастыре,
потому как дух внушает ополчаться и идти на
войну, ему «за народ умереть хочется».
Что это значит, о какой войне говорит герой,
почему ему «за народ умереть хочется?»
Со спора о чем начинается
повесть ?
Почему человек решается на
самоубийство?
Насколько зависит человек от
неблагоприятных житейских
положений?
Сколько раз поднимается тема
самоубийства в повести?
Флягин пытается повеситься после
истории с отрубленным хвостом
кошки(гл.3)
После «выхода»(«у меня белая горячка
была и хотел будто бы я
вешаться»гл.14)
Груша
жид.
«Стал наниматься по обыкновению в
кучера,но никто не берет…просто хоть
повеситься…»
Хочет лишить себя жизни красавица
В лесу у монастыря удавился какой-то
Что значат эти эпизоды?
Это отражение русской жизни в
целом.
Подтверждение жизненного
принципа лесковского героя:
«Толцытеся»
человек должен бороться, терпеть
и страдать.
Каков же герой Лескова?
Можно ли назвать его
праведником?
В.И.Даль:
Праведник-праведно
живущий;во всем по закону
Божьему поступающий,
безгрешный;святой,который
Прославился своими подвигами,
святой жизнью в обычных
Условиях.
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
любви и мольбе.
Каков смысл названия повести?
Почему «странник»?
Человек много претерпевший страстный,
прошедший трудный , тернистый и
красивый путь.
Почему «Очарованный»? Чем очарован
герой ?
Красотой природы, любви,
жизни,борения…
Домашнее
задание:сочинение
Флягин-грешник или праведник?
Русский национальный характер в
повести Лескова.