Презентация по литературному чтению Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» в 6 классе.

  • Работа в классе
  • pptx
  • 17.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по литературному чтению Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» в 6 классе. Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. Развивать наблюдательность, устную речь, внимание. Воспитывать нравственные качества, культуру общения. Материал доступен, удобен и полезен для учителей начальных классов, учащихся и родителей. Даны яркие и красочные иллюстрации.Презентация по литературному чтению Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» в 6 классе.
Иконка файла материала Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» в 6 классе..pptx
«Русский человек со всем справится» Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Тема праведничества в русской литературе.  Из диалога с Писемским:  Писемский: По-вашему, небось, все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.  Автор: Это у вас болезнь зрения.  Писемский: Может быть, но только что же мне делать , когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости не вижу…
«И пошёл я искать праведных…»  «Как,- думал я,- неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей ,-одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно.»
«Не стоит село без праведника»  «…но куда я ни обращался, кого ни спрашивал- все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так , кое-каких хороших и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или на праведны, -все это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности…
Анализ повести.Композиция.  Какова форма повествования?  (рассказ в рассказе,сказовая  В каких произведениях мы манера,характерная для Лескова) встречали такую форму повествования?  (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»,Л.Н.Толстой «После бала»)
 Н.Михайловский о композиции:  «Фабулы в повести ,  собственно говоря,  нет, а есть целый ряд  фабул, нанизанных,  как бусы, на нитку».  Сюжетные линии:  Гл.1.По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников.Разговор заходит о самоубийстве.Можно или нельзя так поступать человеку в трагической жизненной ситуации.
В православии самоубийство - величайший грех, их не хоронят на кладбище, за них никто не может молиться.  В спор вступает ранее молчавший пассажир.  Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета:так странно отливала его проседь.Он был одет в послушничь-ем подряснике с широким монастырским ременным поясоми в высоком черном суконном колпачке….по виду можно было дать лет за 50;но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный добрый русский богатырь,напоминающий дедушку Илью Муромца…Казалось,что ему бы не в ряске ходить , а сидеть бы ему на «чубаром»…
Имя героя. -Как звали героя?  (Голован- прозвище в детстве и в юности. Иван(древнеевр. «Бог милует», «благодать господня»Иваном зовут его и татары, но это не столько собственное имя, сколько нарицательное, символизирующее нацию: «У них все если взрослый русский человек- так Иван,а женщина-Наташа, а мальчиков Кольками кличут»(гл.7)  Иван-это традиционное имя героя русских волшебных сказок.  Петр Сердюков- когда служил на Кавказе, уйдя в солдаты за  Отец Измаил( древнеевр .«услышит бог»),когда живет в В сказке-Иван-дурак, Иванушка-дурачок. другого, он как бы наследует его судьбу. монастыре.  Флягин- фамилия явно говорящая, если вспомнить «выходы»героя, а по словарю Даля- нем. flasche-бутылка, сосуд для питий; сосуд- все содержащее, носящее в себе что- либо; слепой исполнитель, орудие. Говорящая и многозначная фамилия.
Знакомство с героем.  Где мы знакомимся с героем?(1 гл.)  ( В пути.Мотив пути проходит через всю повесть, и значение его огромно:  это не только передвижение героя  это его жизненный путь  это путь его нравственного перерождения.
Я конэсер-с,…я в лошадях знаток…  Своего пути не обежишь, и надо было другому призванию следовать…  я многое даже не своею волею делал…  По родительскому обещанию…у матери «молитвенный сын».  Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.  Я родился в крепостном зва- нии дворовых людей графаК. Служил у графа форейтором и случилась история…(ст.16)
«Обещанный богу»  …будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы
Чудеса спасения.Какие качества характера раскрываются во Флягине?  Гл.2.ст.18.Спасение графа и его семьи.  Гл.3.ст 21.Наказание за кошку.Цыган.  Гл.4.Служба в няньках.Гл.5.Драка с военным из-за денег, всё же отдаёт девочку, к которой очень привязался.(Почему дрался и все-таки отдал?)  Гл.5.В поволжских степях на торгах лошадей.Ст.25.  Гл.6.Порка с Савакиреем.23-летний Иван бежал в Рынь-пески. не почитал.  Две Наташки и несколько Колек.Я их за своих детей  За 10 лет не привык и сбежал домой.
Так вы и в десять лет не привыкли к степям? Нет-с,домой хочется…тоска делалась.  Гл.7.ст.29  Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю  и заплачешь.
Какие качества характера раскрываются в Иване Северьяновиче?  Бескорыстие  Стремление к прекрасному,умение видеть красивое  Яркий выразительный язык.  Доброта  Любовь к детям  Сила воли,богатырское терпение  Простота ,граничащая с дикостью  Сила веры  Чувство превосходства по отношению к иноверцам  Любовь к родине.
Какой роман написан за 14 лет до «Очарованного странника»,но тоже о русском человеке, о своеобразии русской души, о русской ментальности?  И.А.Гончаров «Обломов»  Как, по мнению Ивана Северьяновича, должен жить человек?  «Толцытеся»  Необходимость активного действия даже в самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска- один из главных грехов.
Возвращение домой  Без документов.Вернули графу.Отлучили от причастия.Два раза высекли и дали паспорт.  Будучи большим знатоком лошадей помогал мужикам на ярмарке их покупать ,прошла о нем слава,Взял его к себе на службу один князь.Князь его высоко ценил и уважал ,доверял ему немалые деньги,хотя у Ивана Северьяныча случаются пьяные «выходы».
Груша.  Князь продал любимицу Дидону. Флягин переменчивой.Чего он захочет, то ему сейчас во что бы то ни стало вынь да положи- иначе он с ума сойдет,…а потом ,когда получит , не дорожит счастьем. запил,попадает в руки проходимца,который ведет его к цыганам.Среди цыганок была одна по имени Грушенька,что пела дивным голосом.Ст.38.  Так все деньги Груше под ноги и покидал.  Князь его простил и сказал , что сам отдал за неё в  Как вы думаете, чем закончилась эта история?  «Мой князь был человек души доброй ,но табор 50 тысяч рублей,чтоб жила она с ним.
Как все решилось.  Князю надоедает «любовное слово», а от «Изумрудов яхонтовых» в сон клонит,да и деньги кончаются.  Он решает жениться на предводителевой дочке, а полюбившую его Грушеньку выдать за Ивана Северьяныча.  Вернувшись домой Ф.не находит и следа девушки, идет в лес и на берегу реки встречается с Грушей.  О чем она просит его? Ст.47.  …мне ,горькой цыганке жить нельзя,потому что я могу неповинную душу загубить.  Берет она клятву с него, которую нельзя нарушить.  Почему Иван Северьяныч не смог отказать Груше?  Подберите определения его любви к Груше.  (самоотверженная,чистая,свободная от себялюбия и сбственничества)
После Грушеньки.  Изменилось ли отношение Ивана к тем случайностям, которые привели к смерти монаха и Савакирея?  Через страдания герой постигает смысл своей жизни.  Пошел Иван Флягин в солдаты под именем Петр Сердюков.Смерти искал , только не получилось кровью смертный грех смыть, за храбрость дали ему офицерское звание.  Служил на казенной службе недолго,не понравилась бумажная работа.Служил в театре,заступился за бедную девушку,прогнали.  Пошел в монастырь.
В монастыре.  Монастырская жизнь не тяготит его, но принимать старший постриг он не считает себя достойным и живет в послушании.  Являлся ему бес в «соблазнительном женском образе»,но после усердных молитв остались только маленькие бесенята.  В нем открывается дар пророчества.  Чувствует близкую смерть, но не в монастыре, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, ему «за народ умереть хочется».  Что это значит, о какой войне говорит герой, почему ему «за народ умереть хочется?»
Со спора о чем начинается повесть ? Почему человек решается на самоубийство? Насколько зависит человек от неблагоприятных житейских положений? Сколько раз поднимается тема самоубийства в повести?
 Флягин пытается повеситься после истории с отрубленным хвостом кошки(гл.3)  После «выхода»(«у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться»гл.14) Груша жид.  «Стал наниматься по обыкновению в кучера,но никто не берет…просто хоть повеситься…»  Хочет лишить себя жизни красавица  В лесу у монастыря удавился какой-то
Что значат эти эпизоды?  Это отражение русской жизни в целом.  Подтверждение жизненного принципа лесковского героя: «Толцытеся»  человек должен бороться, терпеть и страдать.
Каков же герой Лескова? Можно ли назвать его праведником?  В.И.Даль: Праведник-праведно живущий;во всем по закону Божьему поступающий, безгрешный;святой,который Прославился своими подвигами, святой жизнью в обычных Условиях. Подвиг есть и в сраженьи, Подвиг есть и в борьбе; Высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе.
Каков смысл названия повести?  Почему «странник»?  Человек много претерпевший страстный, прошедший трудный , тернистый и красивый путь.  Почему «Очарованный»? Чем очарован герой ?  Красотой природы, любви, жизни,борения…
Домашнее задание:сочинение  Флягин-грешник или праведник?  Русский национальный характер в повести Лескова.