Презентация по литературному чтению «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО БЕРЕНДЕЯ» в 6 классе. Раскрыть мир произведений М. М. Пришвина, мир единения человека и природы; раскрыть простоту, точность, живописность языка М. Пришвина; обобщить знания учащихся о строении слова, его составе, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове; воспитывать любовь к природе, Родине.Презентация по литературному чтению «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО БЕРЕНДЕЯ» в 6 классе.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В
ЦАРСТВО БЕРЕНДЕЯ»
По рассказам М. М. Пришвина
о природе и животных
Цели урока:
раскрыть мир произведений
М. М. Пришвина, мир единения человека и
природы;
раскрыть простоту, точность, живописность
языка М. Пришвина;
обобщить знания учащихся о строении
слова, его составе, как значение слова
связано с его строением и происхождением;
повторить чередование звуков в слове;
воспитывать любовь к природе, Родине.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Слова у Пришвина цветут, сверкают…
Все в тающей дымке…
М.М.Пришвин. Золотой луг.
Поляна «Времена года»
Любовь к русскому языку.
В стране Морфемике.
Смысл и суть слов.
Слова – «родственники».
Смотри в корень!
Значение суффиксов.
Приставки.
Внимание!
Чередование звуков.
Библиотека.
Чудесные слова.
Стихотворение о Пришвине.
Об авторе.
Слова у Пришвина цветут, сверкают…
«Слова у Пришвина цветут,
сверкают. Они то шелестят, как
листья, то бормочут, как родники, то
пересвистываются, как птицы, то
позванивают, как хрупкий первый
ледок, то, наконец, ложатся в
нашей памяти медлительным
строем, подобно движению звёзд
над лесным краем» (К. Г.
Паустовский).
«... Всё счастье, вся красота и добро
на земле зависят от нашего
любовного внимания к каждому»
(М. М. Пришвин).
«Мир всегда одинаков и стоит,
отвернувшись от нас. Наше счастье
заглянуть миру в лицо» (М. М.
Пришвин).
Все в тающей дымке…
Всё в тающей дымке –
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёра,
И всё ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Н. Рыленков
И.И.Левитан «Озеро»
М.М.Пришвин. Золотой луг.
Поляна «Времена года»
И.И.Шишкин
«Дубовая роща»
Ефим Волков
«В лесу. По весне.»
И.И.Шишкин
«Парк в Павловске.»
И.И.Шишкин
«На севере диком…»
Любовь к русскому языку
Пришвин в «Лесной капели»
писал: «Я переполнен счастьем,
мне хочется открыть всем глаза
и возможность для человека
жить прекрасно...»
Пришвин говорил: «В моей
борьбе вынесла меня
народность моя, язык мой
материнский, чувство родины».
Язык, слово это главное. Вся
жизнь Пришвина изменилась из
любви к русскому языку.
В стране Морфемике
ПЕРВОРОДСТВО
К словам привыкаешь день ото дня.
Это значит:
Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
А они первородного смысла полны...
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
Извини меня! –
Это значит:
Исключи меня из вины!
И когда я слышу:
Защити меня!–
Это значит:
Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова цвет своего огня.
У слова свой норов. Своё нутро.
Своё первородство. Свои рубежи.
И если ты в эту проникнешь суть –
И когда я слышу:
Слово тебе сотворит добро.
Обереги меня! –
С. Острова
Смысл и суть слов
Из каких морфем состоят
слова?
Когда говорят о важном, о главном,
иногда употребляют слово корень.
Например, если речь идет о причине
чегото плохого, скажут корень зла. О
серьезных ошибках это в корне
неправильно. Если чтото надо
основательно переделать, говорят о
коренной переработке, коренной
перестройке. Смотри в корень! или
Зри в корень! значит: выдели самое
главное.
Как они называются?
Почему все части слова
называются значимыми?
Какая часть слова самая
главная? Почему?
Какие слова называются
однокоренными?
Слова – «родственники»
Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а
многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются
родственными.
Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Что у них общее?
На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба.
А какой корень в слове народ?
Школьный словообразовательный словарь отвечает:
народ. Но по происхождению (вспомним науку
этимологию!) это слово связано со словом род:
родити народити народ.
Смотри в корень!
«Нигде в мире нет такого
замечательного языка, как
русский. Вот возьми,
например, слово «Родина».
Сколько слов с тем же
корнем: родина, род,
родственник, родимый,
рожденный, родник,
родничок, родственный,
родственное внимание...»
(М. М. Пришвин).
Давайте разберем по
составу слово: Родина.
Что такое Родина?
Построить
словообразовательную
цепочку к слову
родственник
Значение суффиксов
Задание: из данного текста выпишите слова, имеющие
суффиксы с уменьшительноласкательным значением,
выделите эти суффиксы.
Вывод: укажите, с какой целью использовал их автор.
Текст 1
Стебелечек тоненький, тянется вверх,
по стебельку, как крылышки, в разные стороны
зелёненькие маленькие листочки, а у листиков
сидят горошком чёрные ягодки с синим пушком.
(М.М.Пришвин)
Приставки
Задание: посмотрим, какое значение в тексте Пришвина имеют
приставки. Некоторые слова пропущены.
Ваша задача вставить однокоренные слова с приставками и
объяснить, какое они имеют значение; выписать все слова,
имеющие приставки, выделить их.
Текст 2
Ветер разлетелся, липа вздохнула и … из
себя миллион золотых листиков. Так поиграл ветер с
липой, подобрался к туче, дунул, брызнула туча и
сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер
нагнал
и … , и вот изпод этой тучи вырвались яркие лучи, и
мокрые леса и поля засверкали.
(М.М.Пришвин)
Текст 2
Ветер разлетелся, липа вздохнула и
выдохнула из себя миллион золотых
листиков. Так поиграл ветер с липой,
подобрался к туче, дунул, брызнула
туча и сразу вся разошлась дождём.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот
изпод этой тучи вырвались яркие
лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Текст 1
Стебелечек тоненький, тянется вверх,
по стебельку, как крылышки, в разные
стороны зелёненькие маленькие
листочки, а у листиков сидят горошком
чёрные ягодки с синим пушком.
Вывод: все части слова имеют значение,
и чтобы понять его, надо проникнуть в
его структуру. Когда мы проникаем в
смысл каждой морфемы произведений
Пришвина, мы чувствуем бережное,
ласковое, одухотворённое отношение к
природе.
Чередование звуков
И сказали звуки: Братцы,
Надо нам чередоваться…
Наверное, надоело им
несколько веков, а может
и тысячелетий, быть
одинаковыми, неизменными.
Не зря же многие
чередования
так и называются –
исторические, то есть
очень древние.
Библиотека
О чередовании оы
Слово замо’к образовано от слова замыкать;
запор от запирать;
забор от другого слова борти (бороться, защищать);
забор это то, что защищает.
О чередование яу
Много интересного подскажет вам чередование яу:
от слова трястись произошло трус;
звякать звук;
вязать узы (узы дружбы).
О чередовании гж, кч
От слова вага (вес) произошли слова важный (весомый), уважать (ощущать
весомость), отважиться (решиться на важный поступок).
От старинного глагола хитить (красть) произошли слова хищник, хитрый
(вначале слово означало склонность приобретать чтолибо нечестным
путем).
Чудесные слова
Почему Пришвин считал слово
здравствуйте чудесным?
А какие слова вы считаете чудесными?
Здравствуйте,
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
СТИХОТВОРЕНИЕ О ПРИШВИНЕ
Когда у Полярного круга
Темно в снегопаде густом,
Беру я, как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И ветер когда, завывая,
Несёт ледяную метель,
Над книгой, о нём забывая,
Я слышу лесную капель...
…Какое знакомое место:
В воде по колено кусты,
Роняют берёзки невесты –
На землю куски бересты.
Под сумрачным небом чужбины,
Пока мы не в нашем порту,
Земли нашей русской картины
Со мной, у меня на борту.
Пускай озверело колотит
В борта штормовая волна –
Я вижу на топком болоте
Ковёр из кукушкина льна,
За силу великую эту,
Сокрытую в слове простом,
Вожу я по белому свету
Волшебника Пришвина том.
МОРЯК Д.ТИХОНОВ
Задание на дом:
написать сочинение
«Удивительное рядом»;
«Какие открытия я совершил,
читая рассказы Пришвина».