Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 2016 МО выступление смысловое чтение.pptx
Смысловое чтение Плюснина Надежда Борисовна МБОУ ДСОШ №3 Учитель начальных классов I категории 2016
Смысловое чтение и  работа с текстом как одно  из направлений работы  в начальной школе
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)
Смысловое чтение      В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается •осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; •извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; •определение основной и второстепенной информации; •свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; •понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации (стр. 106 ПООП НОО – познавательные универсальные учебные действия)
Смысловое чтение умение воспринимать текст как единое  смысловое целое (точно и полно  понять содержание текста и  практически осмыслить извлеченную  информацию)
Смысловое чтение представляет собой комплексное УУД, состоящее  из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его  цели (как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную  информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать  тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию,  полученную из текста.
Навык чтения Техническая  сторона способ чтения,  темп чтения, правильность, выразительность   Смысловая  сторона понимание  содержания  и смысла  прочитанного Навык чтенияСмысловая сторонаТехническая сторонаспособ чтения, темп чтения,правильность,выразительность  понимание содержания и смысла прочитанного
Приемы работы с текстом До чтения текста Цель: Подготовка к восприятию текста После чтения текста Цель: Осмысление прочитанного текста Во время чтения текста Цель: Восприятие текста
До чтения Объекты: • Название • Эпиграф • Предисловие • Содержание • Автор • Источник Процессы: • Ассоциации • Антиципация • Обращение к жизненному опыту • Гипотеза Повышение мотивации чтения текста Процессы:•Ассоциации•Антиципация•Обращение к жизненному опыту•ГипотезаОбъекты:•Название•Эпиграф•Предисловие•Содержание•Автор•ИсточникПовышение мотивации чтения текста
Технология продуктивного чтения. 1 этап. Работа с текстом до чтения  1. Антиципация (предвосхищение,  предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической,  эмоциональной направленности текста,  выделение его героев по названию  произведения, имени автора, ключевым словам,  предшествующей тексту иллюстрации с опорой на  читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся к работе.
2этап Работа с текстом во время чтения 1.    Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение­слушание, или  комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с  особенностями текста, возрастными и индивидуальными  возможностями учащихся.  Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации  первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор  учителя).       2.   Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его  отдельных фрагментов). Анализ текста  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.        3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла  произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту  обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
3 этап.  Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи  текста или совокупности его главных смыслов.     2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности  писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными  источниками.      3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла  заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение  видения художника с читательским представлением.      4. Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу  читательской    деятельности учащихся (эмоции, воображение,  осмысление содержания, художественной восприятие
Ассоциативный куст
Чтение с остановками • Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением  содержания каждого и прогнозом развития сюжета.  Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все  уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос:  «Что будет дальше и почему?» • Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся  уточняют свое представление о материале. Особенность  приема в том, что момент уточнения своего  представления (стадия осмысление) одновременно  является и стадией вызова для знакомства со  следующим фрагментом.
Читаем и спрашиваем Цель: сформировать умение самостоятельно  работать с печатной   информацией,  формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст  или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары.  3.Один из учеников формулирует вопрос, другой  – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов                           в классе.
Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы  во    время чтения,       критически оценивать информацию,  сопоставлять прочитанное с собственным опытом.     1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь  на две части.     2. В процессе чтения ученики должны в левой части  записать моменты, которые поразили, удивили,  напомнили о   каких­то    фактах,    вызвали     какие­  либо ассоциации; в правой – написать    лаконичный       комментарий: почему     именно   этот  момент удивил,  какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво,    оценивать    информацию,  формулировать мысли  автора своими словами.     Учитель дает ученикам задание написать на полях  значками информацию по следующему алгоритму:     V    Знакомая информация     !    Новая информация     ­    Я думал (думала) иначе     ?   Это меня заинтересовало (удивило), хочу        узнать больше.
Ромашка Блума Одним из основных приёмов осмысления  информации является постановка  вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация  вопросов была предложена  американским психологом и педагогом  Бенджамином Блумом.
Ромашка Блума Учащиеся с удовольствием изготавливают  ромашку, на каждом из шести лепестков которой  записываются вопросы разных типов. Работа  может быть индивидуальной, парной или  групповой. Цель ­ с помощью 6 вопросов выйти на  понимание содержащейся в тексте информации,  на осмысление авторской позиции (в  художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать  учащимся на качество вопросов, отсеивая  неинформативные, случайные
Ромашка Блума
Классификация вопросов Б.Блума: Простые вопросы. Проверяют  знание текста. Ответом на них  должно быть краткое и точное  воспроизведение содержащейся в  тексте информации. Как звали  главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень  понимания текста. Это провокационные  вопросы, требующие ответов "да" ­ "нет" и  проверяющие подлинность текстовой  информации. Правда ли, что... Если я правильно  понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в  формирование навыка ведения дискуссии.  Важно научить задавать их без негативной  окраски.
Творческие вопросы. Подразумевают  синтез полученной информации. В них  всегда есть частица БЫ или будущее  время, а формулировка содержит  элемент прогноза, фантазии или  предположения. Что бы произошло,  если... Что бы изменилось, если бы у  человека было 4 руки? Как, вы думаете,  сложилась бы судьба героя, если бы он  остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены  на выяснение критериев оценки  явлений, событий, фактов. Как вы  относитесь к ... ? Что лучше?  Правильно ли поступил ...?
Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы  (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…? Дайте несколько  объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет,  если…? Что, если…?        Толстые вопросы  требуют     неоднозначных  ответов.
МОРЕ ВОПРОСОВ  ответ ищи в тексте Что…? ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ Кто…? Где…? Когда…? ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ Почему… ?  Ответ читай между строк Как…? Что, если…? ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ  Связанные со своим жизненным опытом Как текст связан с реальной жизнью? Если бы я…, то…? ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ ответ ищи в текстеПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ Ответ читай между строкГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ Связанные со своим жизненным опытомПочему…?Что, если…?Как…?Если бы я…, то…?Как текст связан с реальной жизнью?Кто…?Где…?Когда…?Что…?
Пирамида- отзыв О чём? (1 слово) Особенности, отличия (2 слова). Место и время действия (3 слова). Главные события (4 слова). Главные герои, их особенности (5 слов). Ваши чувства в ходе мероприятия (6 слов). Попытайтесь дополнить первую строку (7 слов). Ваше личное мнение, рекомендации (8 слов).
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Как определить основную мысль текста? Текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). Навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. Большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов,
Как выделить основную мысль текста? • Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тематическую цепь, следить за развитием логики повествования. Тема – это известные данные, рема – новая информация. Зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл. • Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.
• При чтении текста желательно следить за делением на  абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль  играет заглавие материала, но оно далеко не всегда  прямо отражает основную мысль. • Определение основной мысли текста неразрывно  связано с выяснением идеи и темы. Желательно  постараться уловить центральную тему, а также  воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в  текст. Основная мысль – своеобразное соединение  темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел,  авторская оценка.
• Нужно уметь гармонично сочетать детальное  исследование текста со способностью охватить  его в целом. Соединение анализа и синтеза –  лучший вариант изучения любого материала
Алгоритм определения основной мысли  текста • Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и  подзаголовки, заглавие и ключевые слова. • Ответьте на вопрос: что является главным для автора  данного текста? Что его интересует? В теме должен  быть обозначен предмет речи. Зачастую она  отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки  также бывают метафорическими, парадоксальными и  ассоциативными. Недостаточно опираться только на  смысл заголовка, выделяя основную мысль.
• Постарайтесь определить главную задачу автора.  Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по  данной теме? Возможно несколько вариантов: o автор акцентирует внимание на актуальном вопросе; o в тексте выражено авторское отношение к проблеме; o автор описывает происходящее и передаёт  конкретную информацию.
• Подумайте, в чём заключаются особенности  авторского восприятия? Как освещаются проблемы  автором? Какова его позиция? Как именно автор  оценивает явления и предметы? Таким образом вы  определите идею текста, его основное направление,  цель повествования. Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская  позиция именно такая? Какова аргументация автора?  Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая  своё мнение, оценку?
• Найдите в тексте художественные приёмы,  направленные на убеждение читателя, внушение.  Возможно, в материале есть экспрессивные выражения,  гиперболы, метафоры и другие образные средства. • Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная  мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если  основная мысль не сформулирована, постарайтесь  написать её самостоятельно. Используйте стиль и  речевые средства автора текста, выполняя эту работу.  Желательно, чтобы основная мысль была оформлена  так, как её высказал бы сам автор.