Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Оценка 5

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
чтение
2 кл—4 кл
22.01.2017
Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Публикация является частью публикации:
2016 МО выступление смысловое чтение.pptx

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Смысловое чтение Плюснина Надежда Борисовна МБОУ ДСОШ №3 Учитель начальных классов I категории 2016

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Смысловое чтение и  работа с текстом как одно  из направлений работы  в начальной школе

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро)

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Смысловое чтение      В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается •осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; •извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; •определение основной и второстепенной информации; •свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; •понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации (стр. 106 ПООП НОО – познавательные универсальные учебные действия)

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Смысловое чтение умение воспринимать текст как единое  смысловое целое (точно и полно  понять содержание текста и  практически осмыслить извлеченную  информацию)

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Смысловое чтение представляет собой комплексное УУД, состоящее  из: осмысления цели чтения (для чего?), умения выбирать вид чтения в зависимости от его  цели (как? каким образом?), умения определять основную и второстепенную  информацию. умения свободно ориентироваться и воспринимать  тексты различных стилей, умения адекватно оценивать информацию,  полученную из текста.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Навык чтения Техническая  сторона способ чтения,  темп чтения, правильность, выразительность   Смысловая  сторона понимание  содержания  и смысла  прочитанного Навык чтенияСмысловая сторонаТехническая сторонаспособ чтения, темп чтения,правильность,выразительность  понимание содержания и смысла прочитанного

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Приемы работы с текстом До чтения текста Цель: Подготовка к восприятию текста После чтения текста Цель: Осмысление прочитанного текста Во время чтения текста Цель: Восприятие текста

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
До чтения Объекты: • Название • Эпиграф • Предисловие • Содержание • Автор • Источник Процессы: • Ассоциации • Антиципация • Обращение к жизненному опыту • Гипотеза Повышение мотивации чтения текста Процессы:•Ассоциации•Антиципация•Обращение к жизненному опыту•ГипотезаОбъекты:•Название•Эпиграф•Предисловие•Содержание•Автор•ИсточникПовышение мотивации чтения текста

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Технология продуктивного чтения. 1 этап. Работа с текстом до чтения  1. Антиципация (предвосхищение,  предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической,  эмоциональной направленности текста,  выделение его героев по названию  произведения, имени автора, ключевым словам,  предшествующей тексту иллюстрации с опорой на  читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся к работе.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
2этап Работа с текстом во время чтения 1.    Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение­слушание, или  комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с  особенностями текста, возрастными и индивидуальными  возможностями учащихся.  Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации  первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор  учителя).       2.   Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его  отдельных фрагментов). Анализ текста  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.        3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла  произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту  обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
3 этап.  Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи  текста или совокупности его главных смыслов.     2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности  писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными  источниками.      3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла  заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение  видения художника с читательским представлением.      4. Творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу  читательской    деятельности учащихся (эмоции, воображение,  осмысление содержания, художественной восприятие

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Ассоциативный куст

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Чтение с остановками • Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением  содержания каждого и прогнозом развития сюжета.  Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все  уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос:  «Что будет дальше и почему?» • Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся  уточняют свое представление о материале. Особенность  приема в том, что момент уточнения своего  представления (стадия осмысление) одновременно  является и стадией вызова для знакомства со  следующим фрагментом.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Читаем и спрашиваем Цель: сформировать умение самостоятельно  работать с печатной   информацией,  формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст  или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары.  3.Один из учеников формулирует вопрос, другой  – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов                           в классе.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы  во    время чтения,       критически оценивать информацию,  сопоставлять прочитанное с собственным опытом.     1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь  на две части.     2. В процессе чтения ученики должны в левой части  записать моменты, которые поразили, удивили,  напомнили о   каких­то    фактах,    вызвали     какие­  либо ассоциации; в правой – написать    лаконичный       комментарий: почему     именно   этот  момент удивил,  какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво,    оценивать    информацию,  формулировать мысли  автора своими словами.     Учитель дает ученикам задание написать на полях  значками информацию по следующему алгоритму:     V    Знакомая информация     !    Новая информация     ­    Я думал (думала) иначе     ?   Это меня заинтересовало (удивило), хочу        узнать больше.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Ромашка Блума Одним из основных приёмов осмысления  информации является постановка  вопросов к тексту и поиск ответов на них. Наиболее удачная классификация  вопросов была предложена  американским психологом и педагогом  Бенджамином Блумом.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Ромашка Блума Учащиеся с удовольствием изготавливают  ромашку, на каждом из шести лепестков которой  записываются вопросы разных типов. Работа  может быть индивидуальной, парной или  групповой. Цель ­ с помощью 6 вопросов выйти на  понимание содержащейся в тексте информации,  на осмысление авторской позиции (в  художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать  учащимся на качество вопросов, отсеивая  неинформативные, случайные

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Ромашка Блума

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Классификация вопросов Б.Блума: Простые вопросы. Проверяют  знание текста. Ответом на них  должно быть краткое и точное  воспроизведение содержащейся в  тексте информации. Как звали  главного героя? Куда впадает Волга?

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень  понимания текста. Это провокационные  вопросы, требующие ответов "да" ­ "нет" и  проверяющие подлинность текстовой  информации. Правда ли, что... Если я правильно  понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в  формирование навыка ведения дискуссии.  Важно научить задавать их без негативной  окраски.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Творческие вопросы. Подразумевают  синтез полученной информации. В них  всегда есть частица БЫ или будущее  время, а формулировка содержит  элемент прогноза, фантазии или  предположения. Что бы произошло,  если... Что бы изменилось, если бы у  человека было 4 руки? Как, вы думаете,  сложилась бы судьба героя, если бы он  остался жив?

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Оценочные вопросы. Направлены  на выяснение критериев оценки  явлений, событий, фактов. Как вы  относитесь к ... ? Что лучше?  Правильно ли поступил ...?

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы  (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…? Дайте несколько  объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет,  если…? Что, если…?        Толстые вопросы  требуют     неоднозначных  ответов.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
МОРЕ ВОПРОСОВ  ответ ищи в тексте Что…? ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ Кто…? Где…? Когда…? ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ Почему… ?  Ответ читай между строк Как…? Что, если…? ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ  Связанные со своим жизненным опытом Как текст связан с реальной жизнью? Если бы я…, то…? ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ ответ ищи в текстеПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ Ответ читай между строкГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ Связанные со своим жизненным опытомПочему…?Что, если…?Как…?Если бы я…, то…?Как текст связан с реальной жизнью?Кто…?Где…?Когда…?Что…?

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Пирамида- отзыв О чём? (1 слово) Особенности, отличия (2 слова). Место и время действия (3 слова). Главные события (4 слова). Главные герои, их особенности (5 слов). Ваши чувства в ходе мероприятия (6 слов). Попытайтесь дополнить первую строку (7 слов). Ваше личное мнение, рекомендации (8 слов).

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
РАБОТА С ТЕКСТОМ

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Как определить основную мысль текста? Текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). Навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. Большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов,

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Как выделить основную мысль текста? • Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тематическую цепь, следить за развитием логики повествования. Тема – это известные данные, рема – новая информация. Зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл. • Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
• При чтении текста желательно следить за делением на  абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль  играет заглавие материала, но оно далеко не всегда  прямо отражает основную мысль. • Определение основной мысли текста неразрывно  связано с выяснением идеи и темы. Желательно  постараться уловить центральную тему, а также  воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в  текст. Основная мысль – своеобразное соединение  темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел,  авторская оценка.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
• Нужно уметь гармонично сочетать детальное  исследование текста со способностью охватить  его в целом. Соединение анализа и синтеза –  лучший вариант изучения любого материала

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
Алгоритм определения основной мысли  текста • Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и  подзаголовки, заглавие и ключевые слова. • Ответьте на вопрос: что является главным для автора  данного текста? Что его интересует? В теме должен  быть обозначен предмет речи. Зачастую она  отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки  также бывают метафорическими, парадоксальными и  ассоциативными. Недостаточно опираться только на  смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
• Постарайтесь определить главную задачу автора.  Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по  данной теме? Возможно несколько вариантов: o автор акцентирует внимание на актуальном вопросе; o в тексте выражено авторское отношение к проблеме; o автор описывает происходящее и передаёт  конкретную информацию.

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
• Подумайте, в чём заключаются особенности  авторского восприятия? Как освещаются проблемы  автором? Какова его позиция? Как именно автор  оценивает явления и предметы? Таким образом вы  определите идею текста, его основное направление,  цель повествования. Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская  позиция именно такая? Какова аргументация автора?  Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая  своё мнение, оценку?

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"

Презентация по литературному чтению "Смысловое чтение"
• Найдите в тексте художественные приёмы,  направленные на убеждение читателя, внушение.  Возможно, в материале есть экспрессивные выражения,  гиперболы, метафоры и другие образные средства. • Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная  мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если  основная мысль не сформулирована, постарайтесь  написать её самостоятельно. Используйте стиль и  речевые средства автора текста, выполняя эту работу.  Желательно, чтобы основная мысль была оформлена  так, как её высказал бы сам автор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017