Смысловое чтение
Плюснина Надежда Борисовна
МБОУ ДСОШ №3
Учитель начальных классов
I категории
2016
Смысловое чтение и
работа с текстом как одно
из направлений работы
в начальной школе
«Люди перестают мыслить, когда перестают
читать»
(Д. Дидро)
Смысловое чтение
В Примерной основной образовательной программе
начального общего образования под смысловым чтением
понимается
•осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
•извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров;
•определение основной и второстепенной информации;
•свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально - делового стилей;
•понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации (стр. 106 ПООП НОО – познавательные универсальные
учебные действия)
Смысловое чтение
умение воспринимать текст как единое
смысловое целое (точно и полно
понять содержание текста и
практически осмыслить извлеченную
информацию)
Смысловое чтение
представляет собой комплексное УУД, состоящее
из:
осмысления цели чтения (для чего?),
умения выбирать вид чтения в зависимости от его
цели (как? каким образом?),
умения определять основную и второстепенную
информацию.
умения свободно ориентироваться и воспринимать
тексты различных стилей,
умения адекватно оценивать информацию,
полученную из текста.
Навык чтения
Техническая
сторона
способ чтения,
темп чтения,
правильность,
выразительность
Смысловая
сторона
понимание
содержания
и смысла
прочитанного
Навык чтенияСмысловая сторонаТехническая сторонаспособ чтения, темп чтения,правильность,выразительность понимание содержания и смысла прочитанного
Приемы
работы с
текстом
До чтения
текста
Цель: Подготовка
к восприятию
текста
После чтения
текста
Цель: Осмысление
прочитанного текста
Во время
чтения
текста
Цель: Восприятие
текста
До чтения
Объекты:
• Название
• Эпиграф
• Предисловие
• Содержание
• Автор
• Источник
Процессы:
• Ассоциации
• Антиципация
• Обращение к
жизненному опыту
• Гипотеза
Повышение
мотивации чтения
текста
Процессы:•Ассоциации•Антиципация•Обращение к жизненному опыту•ГипотезаОбъекты:•Название•Эпиграф•Предисловие•Содержание•Автор•ИсточникПовышение мотивации чтения текста
Технология продуктивного чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение,
предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической,
эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию
произведения, имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации с опорой на
читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей
(учебной, мотивационной, эмоциональной,
психологической) готовности учащихся к работе.
2этап
Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтениеслушание, или
комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с
особенностями текста, возрастными и индивидуальными
возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации
первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор
учителя).
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его
отдельных фрагментов). Анализ текста
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла
произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту
обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам
текста.
3 этап.
Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение
читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с
авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи
текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности
писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными
источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла
заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение
видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какуюлибо сферу
читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение,
осмысление содержания, художественной восприятие
Чтение с остановками
• Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением
содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все
уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос:
«Что будет дальше и почему?»
• Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся
уточняют свое представление о материале. Особенность
приема в том, что момент уточнения своего
представления (стадия осмысление) одновременно
является и стадией вызова для знакомства со
следующим фрагментом.
Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно
работать с печатной информацией,
формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст
или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой
– отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов
в классе.
Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во
время чтения, критически оценивать информацию,
сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь
на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части
записать моменты, которые поразили, удивили,
напомнили о какихто фактах, вызвали какие
либо ассоциации; в правой – написать лаконичный
комментарий: почему именно этот момент удивил,
какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво,
оценивать информацию, формулировать мысли
автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях
значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу
узнать больше.
Ромашка Блума
Одним из основных приёмов осмысления
информации является постановка
вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация
вопросов была предложена
американским психологом и педагогом
Бенджамином Блумом.
Ромашка Блума
Учащиеся с удовольствием изготавливают
ромашку, на каждом из шести лепестков которой
записываются вопросы разных типов. Работа
может быть индивидуальной, парной или
групповой. Цель с помощью 6 вопросов выйти на
понимание содержащейся в тексте информации,
на осмысление авторской позиции (в
художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать
учащимся на качество вопросов, отсеивая
неинформативные, случайные
Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют
знание текста. Ответом на них
должно быть краткое и точное
воспроизведение содержащейся в
тексте информации. Как звали
главного героя? Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень
понимания текста. Это провокационные
вопросы, требующие ответов "да" "нет" и
проверяющие подлинность текстовой
информации. Правда ли, что... Если я правильно
понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в
формирование навыка ведения дискуссии.
Важно научить задавать их без негативной
окраски.
Творческие вопросы. Подразумевают
синтез полученной информации. В них
всегда есть частица БЫ или будущее
время, а формулировка содержит
элемент прогноза, фантазии или
предположения. Что бы произошло,
если... Что бы изменилось, если бы у
человека было 4 руки? Как, вы думаете,
сложилась бы судьба героя, если бы он
остался жив?
Оценочные вопросы. Направлены
на выяснение критериев оценки
явлений, событий, фактов. Как вы
относитесь к ... ? Что лучше?
Правильно ли поступил ...?
Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы
(форма таблицы)
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Согласны ли Вы…?
Дайте несколько
объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет,
если…?
Что, если…?
Толстые вопросы
требуют неоднозначных
ответов.
МОРЕ ВОПРОСОВ
ответ ищи в тексте
Что…?
ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
Кто…?
Где…?
Когда…?
ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему…
?
Ответ читай между строк
Как…?
Что, если…?
ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ
Связанные со своим жизненным опытом
Как текст связан с реальной жизнью?
Если бы я…, то…?
ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ ответ ищи в текстеПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ Ответ читай между строкГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ Связанные со своим жизненным опытомПочему…?Что, если…?Как…?Если бы я…, то…?Как текст связан с реальной жизнью?Кто…?Где…?Когда…?Что…?
Пирамида-
отзыв
О чём? (1 слово)
Особенности, отличия (2 слова).
Место и время действия (3 слова).
Главные события (4 слова).
Главные герои, их особенности (5 слов).
Ваши чувства в ходе мероприятия (6 слов).
Попытайтесь дополнить первую строку (7
слов).
Ваше личное мнение, рекомендации (8
слов).
Читать – это еще ничего
не значит; что читать и
как понимать читаемое –
вот в чем главное дело. К.
Д. Ушинский
Как определить основную мысль текста?
Текст – это некоторое количество
предложений, связанных между собой по
смыслу и грамматически. В отдельных
случаях тексты могут быть образованы даже
одним предложением (простым или
сложным). Навык определения основной
мысли текста требуется не только ученикам
и студентам, но и любому человеку. Большие
массы информации можно обрабатывать
быстро и качественно, владея методикой
выделения основного смысла материала.
Таким образом значительно увеличиваются
объёмы обрабатываемых текстов,
Как выделить основную мысль текста?
• Важно при чтении материала сразу обращать
внимание на тематическую цепь, следить за
развитием логики повествования. Тема – это
известные данные, рема – новая информация.
Зачастую логическое развитие текста, чередование
тем и рем, подсказывает его основной смысл.
• Просматривая или внимательно читая текст, нужно
отмечать ключевые слова, несущие наибольшую
смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются,
часто используются их синонимы. Определяя
основную мысль текста, понадобится вспомнить
ключевые слова и словосочетания.
• При чтении текста желательно следить за делением на
абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль
играет заглавие материала, но оно далеко не всегда
прямо отражает основную мысль.
• Определение основной мысли текста неразрывно
связано с выяснением идеи и темы. Желательно
постараться уловить центральную тему, а также
воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в
текст. Основная мысль – своеобразное соединение
темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел,
авторская оценка.
• Нужно уметь гармонично сочетать детальное
исследование текста со способностью охватить
его в целом. Соединение анализа и синтеза –
лучший вариант изучения любого материала
Алгоритм определения основной мысли
текста
• Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и
подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
• Ответьте на вопрос: что является главным для автора
данного текста? Что его интересует? В теме должен
быть обозначен предмет речи. Зачастую она
отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки
также бывают метафорическими, парадоксальными и
ассоциативными. Недостаточно опираться только на
смысл заголовка, выделяя основную мысль.
• Постарайтесь определить главную задачу автора.
Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по
данной теме? Возможно несколько вариантов:
o автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
o в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
o автор описывает происходящее и передаёт
конкретную информацию.
• Подумайте, в чём заключаются особенности
авторского восприятия? Как освещаются проблемы
автором? Какова его позиция? Как именно автор
оценивает явления и предметы? Таким образом вы
определите идею текста, его основное направление,
цель повествования.
Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская
позиция именно такая? Какова аргументация автора?
Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая
своё мнение, оценку?
• Найдите в тексте художественные приёмы,
направленные на убеждение читателя, внушение.
Возможно, в материале есть экспрессивные выражения,
гиперболы, метафоры и другие образные средства.
• Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная
мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если
основная мысль не сформулирована, постарайтесь
написать её самостоятельно. Используйте стиль и
речевые средства автора текста, выполняя эту работу.
Желательно, чтобы основная мысль была оформлена
так, как её высказал бы сам автор.