Презентация по литературному чтению. Тема урока: Борис Заходер (4 класс).

  • Работа в классе
  • pptx
  • 04.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по литературному чтению. Тема урока: Борис Заходер (4 класс). Дана яркая, красочная и интересная презентация. В презентации дан текст, жизненный и творческий путь Бориса Заходера, иллюстрации, вопросы, сделали выводы, подвели итоги, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям начальных классов, учащимся младших классов и родителям.Презентация по литературному чтению. Тема урока: Борис Заходер (4 класс).
Иконка файла материала Борис Заходер (4 класс)..pptx
"Смотрите сами: Вот есть, например, Детский писатель Борис Заходер". 1.Жизненный и творческий путь Б. Заходера 2.«Веселые стихи» в творчестве детского поэта 3.«Сказки для людей» 4.Творчество писателя в программе
Борис Заходер 9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 русский советский поэт, детский писатель, переводчик, популяризатор мировой детской классики  Дом в Комаровке
Жизненный и творческий путь Бориса Заходера   Борис Заходер родился в городе Кагуле (Молдавия)  Отец Бориса Заходера работал юристконсулом. Мать Заходера занималась техническими переводами  В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Драться он не любил, зато все время читал и еще... очень любил животных.
Жизненный и творческий путь Бориса Заходера В Москве прошло детство писателя. Его очевидная одаренность проявилась рано. В детстве освоил немецкий язык. Борис рано заинтересовался литературой, придумывал сказки и загадки, рассказывал их товарищам, и те слушали его с интересом. Начал свое творчество Б.Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевел «Лесного царя» Гете. В 1935 году Заходер окончил школу. Сначала работал на заводе учеником токаря, учился в Московском авиационном институте, потом на биологическом факультете сперва Казанского, потом Московского университетов Он писал стихи, и поэзия постепенно занимала все большее место в его жизни. Борис Владимирович поступает
Жизненный и творческий путь Бориса Заходера С марта по 22 июня 1941 года он продолжает учебу в Ленинституте, пишет стихи, очерки. На Великую Отечественную войну Заходер тоже ушел добровольцем – в первые же дни. В 1946 году вернулся в Москву. И уже через год с отличием окончил Литературный институт. Как детский поэт Заходер дебютировал в журнале «Затейник» в 1947 году с веселым стихотворением «Морской бой» под псевдонимом Борис Вест 1955 году вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте». В 1958 году принят в Союз писателей
«Веселые стихи» в творчестве детского  поэта написанные в прозе: Сборники стихов Произведения, "На задней парте" (1955), "Мартышкино завтра" (1956), "Никто и другие" (1958), "Кто на кого похож" (1960), "Товарищам детям (1966)", "Школа для птенцов" (1970), "Считалия" (1979), "Моя Вообразилия" (1980), "Если мне подарят лодку" (1981) и др. Пьесы для детского театра: "Ростик в Дремучем Лесу", "Мэри Поппинс" (обе 1976), "Крылья Дюймовочки" (1978; две последние в соавторстве с В. Климовским), "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1982); Заходер автор либретто к книга сказок "Мартышкино завтра" (1956), "Добрый носорог" (1977), "Жил-был Фип" (1977), сказки "Серая звездочка" (1963), "Русачок" (1967), "Отшельник и Роза" (1969), "История Гусеницы" (1970), "Почему рыбы молчат" (1970), "Ма-Тари-Кари" (1970), "Сказка про всех на свете" (1976) и многие другие. Переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки А.А.Милна "Винни-Пух и все-все-все" (другой вариант – "Винни-Пух и все остальные", 1960), П.Трэверс "Мэри Поппинс"
«Веселые стихи» в творчестве детского  поэта «Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррела (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии»,- так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин Основная тема детской поэзии Заходера — мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы), вызывающие не только умиление, но и раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование,
«Веселые стихи» в творчестве детского  поэта Ассоциации, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах: Под собой не чуя ног, Скачет резвый рапунок. Игра в слово – основа сказочного вымысла в творчестве Заходера – и не только в стихах, а и в прозе, и в переводах. Играя в слова-омонимы, поэт совершает чудеса: В его книжках: Вихрем мчится под водой Головастик молодой А за ним – еще пяток А за ним – сплошной поток… Умеют Львы косматые А мраморные статуи Скакать верхом на палочке, Сыграют с вами в салочки!
«Веселые стихи» в творчестве детского  поэта Заходер выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных, вступая в диалоги с ними(«Пипа Суринамская»). Присутствует в произведениях и мораль, но ее дидактизм растворен в шутке, игре. Герой Заходера рассматривается в первую очередь в отношении своих социальных функций. Сквозь зоологический эпос просвечивает эпос человеческого общества. Б. Заходер пользуется всей палитрой комического – от мягкого юмора до иронии и сатиры, - смешивая их во всевозможных пропорциях. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению – раскованность. Среди героев Заходера не только животные. Есть цикл стихов о школьниках – «На задней парте». Кроме «родных» есть у Бориса Владимировича и
Перевод Заходера: Алиса в стране чудес Математик и Козлик Козлик скромно сказал: Делили пирог. --Раздели его вдоль! --Тривиально!— сказал Математик.— Я уж лучше его разделю поперек!—  Позволь, Первым он ухватил Первый кус пирога. Но не плачьте, Был тут же наказан порок: «Пи» досталось ему (А какой в этом прок?!) А козленку… Козленку достались Перевод Заходера – яркий пример функционального перевода. Он воспроизвел эффект комичности с помощью аналогов, воспринимаемых на русском языке. Рога!
«Веселые стихи» в творчестве детского  поэта В общем, получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров. Ну разве мог поэт не написать об этом! Один Заходер Сочиняет пьесы — (Его, очевидно, Волнуют актрисы!). Тот пишет сказки про разных тварей, Тот норовит Есть среди них Смастерить сценарий; Даже автор либретто. Тут Смотрите сами: Вот есть, например, детский писатель Борис Заходер; Есть переводчики — Взрослый и детский. Тот знает английский, этот — немецкий... Разные интересы, У всех у них Хотя они все как один Борисы: не хватало только поэта!
ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.В.ЗАХОДЕРА Винни-Пух. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1969. Винни-Пух идет в гости. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1971. Винни-Пух и день забот. По мотивам сказки А.Милна. СССР, 1972. Волчок. Реж. СССР, 1985. Как несли стол. По мотивам стихотворения Б.Заходера «Муравей». СССР, 1979. Кит и кот. СССР, 1969. «Кто ж такие птички…» СССР, 1978. Морской бой. Россия, 2005. Отшельник и Роза. СССР, 1980. Про всех на свете. СССР, 1984. Птичка Тари. СССР, 1976. Сказка про доброго носорога. СССР, 1970. Страна Считалия. СССР, 1982. Топчумба. СССР, 1980. Фантик (Первобытная история). Топчумба Винни­Пух
Прозаические сказки Б.Заходера 60-70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на свете», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил под нравственное , т.е. человеческое, обобщение. В предисловии к «Сказкам для людей» «Сказки для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям – и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее, именно затем звери и
Сказка «Серая Звездочка» Серая Звездочка - это история о Доброте, о Понимании, о Любви к окружающим тебя живым существам. Очень поучительная, но в прекрасной, ненавязчивой форме рассказанная история. Серая Звездочка – это именно сказка. Она уходит корнями в народный фольклор и вместе с тем полна авторских особенностей. Связана с фольклором сама форма сказки – это мотив рассказа. Историю Серой Звездочки рассказывает своему маленькому Ежонку папа Ёжик. Образ Необычной главной героини тоже родом из сказки: Так вот, жила-была жаба - неуклюжая, от нее пахло чесноком, а вместо колючек некрасивая, вдобавок у нее были - можешь себе представить! – бородавки. Брр!
Сказка «Серая Звездочка» Поступки Серой звездочки: Серая Звездочка помогает жителям сада. Она очищает сад от вредителей. Именно добро и должен творить главный герой фольклорной сказки. Все цветы и бабочки, а с ними и маленький читатель знают, что жаба «добрая, хорошая и полезная». И это так важно и самоценно, что никто даже не замечает, что Серая Звездочка — «неуклюжая и некрасивая». «Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и Цветы разговаривают только с теми, кого они очень- очень любят. А ведь не станешь ты называть того, Автор использует переклички с произведением Андерсена, где состоялся диалог естествоиспытателя и поэта: «А разве не прекрасно это народное поверье, что в голове жабы — безобразнейшего животного — часто скрыт драгоценный камень? Возьми людей, и к ним это можно отнести. Вспомни Эзопа, Сократа!». То, что в конце повествования Серая Звездочка и все ее собратья решают помогать друзьям только ночью, так же указывает на ее фольклорную основу. «Логика и атмосфера» полезных дел в народной сказке, показывает, что чаще всего они осуществляются ночью Сказка раскрывает перед юным читателем мир, в котором обманчивость внешнего часто противоречит и той пользе, кого ты очень-очень любишь, жабой?»
Цикл стихотворений «В моей Страна Б. Заходера «Вообразилия» -происходит от слова «воображение» Вообразилии» В моей Вообразилии, В моей Вообразилии, Болтают с вами запросто Настурции и лилии… Там царствует фантазия Во всем своем всесилии В этой удивительной стране «львы косматые» скачут на палочках и мраморные статуи играют в салочки. В этой стране у всех «вырастают крылья» и каждый становится волшебником. Здесь сочувствуют людям, лишенным воображения, потому что они никогда не смогут побывать в этой стране, которая «удобно расположена» прямо у нас в голове.
Вообразилии» Цикл стихотворений «В моей Стихотворение цикла очень ритмичное, легко сканируется, для передачи восторженного отношения автора к чудесной стране используются повторы «в моей Вообразилии». В этой чудесной стране живут удивительные животные, Чуженица. К. Чуковский «Муха-Цокотуха» : «А теперь, краса-девица, на тебе хочу жениться…». Так автор вплетает в стихи детское умение переставлять слоги в словах, образуя новые, нелепые слова. Игра со словами, буквами – основа творчества Б. Заходера. Он обладает
Цикл стихотворений «В моей Вообразилии» Используются слова из детской этимологии и в стихотворении «Кавот и Камут». Эти звери образованы от звучания слов «кого-то» и «кому- то». И трудно это чудо накормить, потому что У меня под кроватью живет Симпатичнейший в мире Кавот… Каждый кусок почему-то Попадает в желудок Камута… А еще живут в Вообразилии веселый синий Себеха, Бука и Бяка и даже «чудо природы» Мним (никем никогда не виданное животное, от слова «мнимый» – несуществующий).
Творчество писателя в программе начальной школы 4 1 2 3 класс «Дождик» «Кискино горе» - класс «Что всего красивей «Переменк а» «Вредный кот» «Очень вежливый индюк» «Серая Звездочка » Название  программы  (Авторы) «Школа 2100» (Бунеев Г.Н.,  Бунеева Е.В.,  Пронина О.В.) класс «Два и три» «Мохнатая азбука» класс «Моя ия» Вообразил «Сказочка » «Гармония» (Кубасова  О.В.) - «Два и три» «Как волк песни пел» «Петя мечтает» «Муравей» «Дырки в сыре»
Творчество писателя в программе начальной школы 4 Название  программы  (Авторы) класс класс класс класс 1 2 3 «Пошел Сережа в первый класс» Система  Л. Занкова (Свиридова  В.Ю.,  Чуракова  Н.А.) «Планета  знаний» (Кац Э.Э.) - «О границах поэтическог творчества» о Вообразили «Моя я» «Приятная встреча» «Рапуны» «Что такое стихи» «Про пана Трулялинск ого» «Что «Воздушны е замки» «Ну и мышонок» «Что красивей всего» - -
Авторы- составители презентации: Информация о жизни писателя – Новокшенова  Ольга Анализ творчества – Деева Ксения Анализ «Серой Звездочки» – Палкина Ксения Анализ Цикла «Моя Вообразилия»– Мартюшева  Мария Анализ программ,  оформление презентации – Деева Ксения
Детский поэт на все времена