Презентация по литературному чтению «Заколдованное место» Н.В.Гоголя в 6 классе.

  • Работа в классе
  • pptx
  • 17.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по литературному чтению «Заколдованное место» Н.В.Гоголя в 6 классе. Воспитание любви к родной природе, уважения к ее законам. Закрепить знания о средствах художественной выразительности, развивать эстетическое чувство прекрасного. Материал доступен, удобен и полезен для учителей начальных классов, учащихся и родителей. Даны яркие и красочные иллюстрации.Презентация по литературному чтению «Заколдованное место» Н.В.Гоголя в 6 классе.
Иконка файла материала «Заколдованное место» Н.В.Гоголя в 6 классе..pptx
«Заколдованное место»      Н.В.Гоголя
Николай Васильевич Гоголь Николай Васильевич  Гоголь  (1809 – 1852) —   прозаик и драматург,  классик русской  литературы. Автор поэмы «Мертвые  души», пьесы  «Ревизор»,  сборников повестей  «Вечера на хуторе близ   Диканьки», «Миргород»,  «Петербургские повести».
Родители писателя Отец писателя Василий  Афанасьевич Гоголь­ Яновский (1777 – 1825),  служил при Малороссийском  почтамте. В 1805 году  уволился с чином  коллежского асессора и  женился. Василий Афанасьевич был  разносторонне одаренным  человеком: талантливым  рассказчиком и писателем –  автором остроумных  комедий, постановщиком  пьес и актером.
Родители писателя Мать, Мария Ивановна  Косяровская (1791 – 1868),  происходила из помещичьей  семьи. По преданию, она  была первой красавицей на  Полтавщине.  В семье, помимо Николая,  было ещё пятеро детей.   «Марья Ивановна женщина  необыкновенная… Она вся  исполнена самоотверженной  и тихой любви к своим  детям…» ­ писал  С.Т.Аксаков.
Дом, в котором проживала  семья Гоголей в Васильевке Детство писателя прошло в  Васильевке, имении  родителей. «Дом небольшой,  но поместительный,  обширный и живописный  сад и пруд…» ­ так  описывали современники  обстановку усадьбы,  которая стала центром  общественности всего  околотка. Впоследствии   впечатления жизни в  Васильевке – ярмарки,  забавы молодежи,  страшные рассказы  деревенских балагуров ­  легли в основу  повестей   Гоголя.
Нежинская гимназия Гоголь учился в Гимназии  высших наук в Нежине с  1821   по 1828 год.  Писатель обладал  прекрасной памятью, делал  успехи  в рисовании и  русской словесности.  Гимназисты затеяли свой  рукописный журнал, в  котором Гоголь много писал  в стихах.   В Нежине развилась   любовь к театру, где Гоголь  с успехом  исполнял роли  комических старух.
Гоголь в Петербурге В декабре 1828 года Гоголь  переехал в Санкт­Петербург.  Здесь впервые ждало его  жестокое разочарование:  в актёры не приняли; служба  оказалась скучной и бессодержательной. Тем  сильнее привлекало его  литературное поприще.   Гоголь знакомится с  Жуковским и Пушкиным. В  журналах печатают его  первые произведения.
Вечера на хуторе близ Диканьки Работать над «Вечерами»   Гоголь начал еще в 1829  году. В письмах домой он  просил свою мать писать  ему «о поверьях, обычаях  малороссиан, сказках,  преданьях», описать  наряд сельского дьячка,   свадебный обряд.      Вся работа уложилась в  три года и была  закончена в 1832 году.
Отзывы о первой книге Гоголя «Сейчас прочёл «Вечера  близ Диканьки». Они  изумили меня.       Вот  настоящая весёлость,  искренняя, непринуждён­  ная, без жеманства, без  чопорности. А местами  какая поэзия!.. Всё это  так необыкновенно в  нашей нынешней  литературе, что я доселе  не образумился…»                         А.С.Пушкин
Отзывы о первой книге Гоголя «Ещё не было у нас автора с  такою весёлою весёлостью, у  нас на севере она великая  редкость. Яновский —  человек с решительным  талантом. Слог его жив,  оригинален, исполнен  красок и часто вкуса. Во  многих местах в нём виден  наблюдатель…»         Е.А.Баратынский
Отзывы о первой книге Гоголя  „Гоголь, так мило  прикинувшийся      Пасичником,  принадлежит к числу  необыкновенных талантов.  Кому не известны его  Вечера на хуторе близ  Диканьки? Сколько в них  остроумия, веселости,  поэзии и народности!»                   В.Г.Белинский
Какие произведения вошли в    «Вечера на хуторе близ Диканьки» • Сорочинская ярмарка • Вечер накануне Ивана     Купала • Майская ночь, или    Утопленница • Пропавшая грамота • Ночь перед Рождеством • Страшная месть • Иван Федорович Шпонька и   его тетушка • Заколдованное место
Смысл названия «Вечеров…» Вечер – время отдохновения, располагающего к  задумчивости, мечтательности; время  таинственного, чудесного, иррационального. Хутор ­ так, в противоположность деревне,  называется отдельная усадьба, которая расположена  на обособленном участке земли, состоящем в  пользовании данного хозяина.  Диканька – нечто удаленное от центра, от «света»,  сохранившее самобытность, далекое от  цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто  невероятное, «дикие речи, вздор, враки, пустяки»  (значение слова «дичь» в словаре Даля), и не только  пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.
Рассказчики в «Вечерах»  Пасечник Рудый Панько –  вымышленный «издатель  «Вечеров...», который   разъясняет читателям, что   материал для книги он  получил  от разных  рассказчиков.  Рудый Панько ­ не просто  псевдоним; в его имени  была  скрытая отсылка к реальному  автору: писатель был  рыжеватым, а будь он  простым крестьянином, звали  бы его по местному  обычаю  не по отцу, а  по деду – Паньком (дед Гоголя  –  Панас, Афанасий).
Рассказчики в «Вечерах» • Панич в  гороховом  кафтане Макар  Назарович • Дьяк диканьской  церкви Фома  Григорьевич • Дед Фомы  Григорьевича   Максим •  А один из гостей... Бывало,  поставит перед собою палец  и, глядя на конец его, пойдет  рассказывать ­ вычурно да  хитро, как в печатных  книжках!  • Вот, например, знаете ли вы  дьяка диканьской церкви? Эх,  голова! Что за истории умел  он отпускать!  • Дед мой (царство ему  небесное!) умел чудно  рассказывать. Бывало,  поведет речь ­ целый день не  подвинулся бы с места и все  бы слушал.
Жанр рассказов Фомы  Григорьевича •  По определению В.Я.  Проппа, «были», или  «былички», «бывальщины», ­  «это рассказы, отражающие  народную демонологи,  страшные, но название их  говорит о том, что в них  верят.  пережитом самим  рассказчиком.  •  Фома Григорьевич ссылается  на авторитет деда: «Но  главное в рассказах деда  было то, что в жизнь свою он  никогда не лгал, и что,  бывало, ни скажет, то  именно так и было». Быль  •  Фоме Григорьевичу  принадлежат в цикле 3  повести: «Вечер накануне  Ивана Купала»,  «Пропавшая грамота»,  «Заколдованное место». и прежде всего их  жанровое единство,  отмечены общим для  них     подзаголовком –  «Быль, рассказанная  дьячком ***ской  церкви». •   Их связь друг с другом,  •  Былички рассказывают о
«Заколдованное место» в     литературных произведениях Остров  Буян Спящая  Красавица Рип ван  Винкль Аленький  цветочек
«Заколдованное место» в «Вечерах  на хуторе близ Диканьки»
«Заколдованное место» Основные мотивы повести:  •  поиски заговоренного клада;  •  заколдованное  место.
Работа со словарем Соедините слово с его значением •  арбуз • Баштан  •  малороссияне, едущие за солью  • Волость     и рыбою, обыкновенно в Крым • Кавун •  место, засеянное арбузами и • Комора    дынями •  башмаки • Кухоль •  лук • Левада  •  в Древней Руси: местность,  • Люлька    область, подчиненная одной  • Сопилка    власти • Цибуля   •  глиняный кувшин • Черевики  •  береговые лиственные леса,  • Чумаки   заливаемые в половодье    •  трубка •  амбар  •  украинский народный   музыкальный инструмент
Работа со словарем Проверьте себя • Баштан – место, засеянное арбузами и дынями • Волость – в Древней Руси: местность, область,  подчиненная одной власти  • Кавун – арбуз • Комора – амбар • Кухоль – глиняный кувшин • Левада – на Украине и на юге России: береговые  лиственные леса, заливаемые в половодье    • Люлька – трубка • Сопилка – украинский народный духовой   музыкальный инструмент • Цибуля – лук  • Черевики – башмаки • Чумаки – малороссияне, едущие за солью и    рыбою, обыкновенно в Крым
Работа с текстом по вопросам • По каким приметам   узнаем, что история  случилась в  прошлом? • Чем запомнился  рассказчику дед?
Работа с текстом  по вопросам • Почему дед попал в  заколдованное место  и каким образом это  произошло? • Сколько раз дед  оказывался в  заколдованном  месте?  • Каковы особенности  заколдованного  места?
Особенности заколдованного  места • Заколдованное место –  место, где пересекаются  волшебный и обыденный  миры. • Сказочный мир  притворяется знакомым, но   пространство в нем  искажается. В обычном  месте возникают вдруг  провалы, бездны и горы. • Здесь происходят странные  явления, слышатся  странные звуки. • Отсутствуют месяц и звезды,  царит мрак,  источник света  –  свеча на могиле.
Работа с текстом по вопросам • Почему дед  стремится попасть в  заколдованное место?  Что с ним там  происходит?  • Какие существа  встретились деду в  заколдованном  месте?
Существа заколдованного места Медведь — родной брат  лешему. Его иногда и называют   лешим или лесным чертом.  Некоторые лесные духи имеют  облик медведя. В  христианской  символике олицетворяет зло, дьявольские силы. Птичий нос – фантастическое существо,  придуманное Гоголем: птичий  нос без тела. Символика птицы  многообразна, некоторые были  посредниками между миром  мертвых и живых.
Существа заколдованного места Баранья голова –  в фольклоре нечто пустое,  никчемное. Имеет также  отношение к демонологии:  один из демонов  изображался  с тремя головами, одна из  которых была бараньей. Харя –  дурное, отвратительное лицо,  рожа, тварь.  Маска, личина и  самый  окрутник, наряженный,  переряженный.  Всякая харя (Хавронья) сама  себя хвалит.
Художественные средства,  создающие образ заколдованного  места • Гиперболы • Метафоры • Эпитеты • …под ногами круча  без дна, ноздри –  хоть по ведру воды  влей в каждую… • …нос – как мех в  кузнице, губы…как  две колоды, дыня…  словно змея. • …проклятый камень,  красные очи,  мерзостная рожа.
Как еще в повести называется  заколдованное место • Проклятое место • Дьявольское  место
Как закончилось приключение  • «Посмотрите­ка,  деда посмотрите сюда, что я  вам принес!» ­ сказал дед  и открыл котел. Что ж бы,  вы думали, такое там  было? …золото? вот то­то,  что не золото: сор,  дрязг... стыдно сказать,  что такое. • …на заколдованном месте  никогда не было ничего  доброго. Засеют как  следует, а взойдет такое,  что и разобрать нельзя:  арбуз — не арбуз, тыква —  не тыква, огурец — не  огурец... чорт знает, что  такое!
Итоги урока Клад, подкинутый  нечистой силой,  призрачен: он  обращается в сор и  не приносит  человеку счастья.  Жажда обогащения,  губительная страсть  к деньгам   воплощены Гоголем в  сказочных образах.