Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.
Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.
Для чего нужны занятия с логопедом?
Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
Речь является элементом социальной адаптации.
Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как это войдёт в привычку.
Невропатолог рекомендует
Не отказывайтесь от направления на различные исследования.
Не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог.
Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.
Для устранения стертой дизартрии и не только, необходимо комплексное воздействие, включающее как логопедическое, так и медицинское направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, физиотерапию, массаж, и др.
Коррекция звукопроизношения
Подготовительный этап .
Этап формирования произносительных умений и навыков.
Артикуляционная гимнастика
На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная гимнастика. Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.
СОВЕТЫ: ·каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку; ·нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды; ·взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений; ·заниматься по 3-5 минут каждый день.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГУБ1. «Хоботок – Полоска» (вытянуть –улыбнуться)2.«Вращаем хоботок» (движения вправо, влево, вверх, вниз)3. «Упрямый щенок» (удержание предмета губами)
При планировании гимнастики языка ориентируемся на состояние звукопроизношения. Подбираем строго направленные артикуляционные упражнения ( упражнения для свистящих)
Для повышения эффективности, всем упражнениям придаём игровой характер. Например: покажи – что делал УПРЯМЫЙ ЯЗЫЧОК (я прячу, а он высовывается!)
Развитие фонематического восприятия
Это врождённая, природная способность, отличающая человека от всех других живых существ на Земле.
Начинает функционировать со 2ой - 4ой недели от рождения.
Далее развивается бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования речи в целом.
В норме заканчивает своё формирование примерно к 4ем годам.
СНИЖЕННОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МЕШАЕТ:различать звуки речи (щетки, тётки, чётки), воспринимать безударные слоги и падежные окончания (курицей, курицам, курицу), предлоги (в школу, к школе, от школы),искажает формирование слоговой структуры, грамматического строя речи и даже состояние лексики.
Сопоставление слов, определение сходства или различия их звучания, оттачивает фонематическое восприятие
Выбор слова, отличающегося по звучанию от 3х остальных, эффективно развивает фонематическое восприятие
ВЫРАБОТКА СИЛЬНОГО РОТОВОГО ВЫДОХА необходима для создания давления воздушной струи, без которого речевые звуки утрачивают ясность
Упражнения для развития длительного выдоха
«Забей мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он залетел в ворота.
Проводим дутьё на шарики, вертушки, одуванчики, бумажных бабочек и птичек, закреплённых на ниточках, просим задуть горящую свечу. Чтобы усилить выдох, отодвигаем объект
«Листопад» - вырежьте из бумаги листочки. К каждому листочку привяжите нитку. Предложите подуть на листочек длительным плавным выдохом, чтобы он «полетел».
Связь пальчиковой и речевой моторики
Многолетний опыт подтверждает: у большинства детей с дефектами речи движения пальцев слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный.
На проекции моторной сферы в коре головного мозга видна близость речевой и пальцевой зон.
В процессе передачи нервных импульсов осуществляется их взаимное влияние.
Влияние мануальных ручных действий на развитие головного мозга известно еще во 2 веке до н.э.в Китае. По мнению известного философа Канта «Рука это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.»
У нас на Руси известны игры «Сорока-белобока», «коза рогатая» и др.Большая часть двигательной(моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка ,рта челюсти. Именно эти органы формируют речь. Известно что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психических функций.
В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтвердили связь развития руки с развитием мозга. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук соответствует развитию высших корковых функций(память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность).
Таким образом пальчиковая занятость характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки к школе.
Высокая эффективностьабсолютная безопасностьуниверсальностьпростота применения
Достоинства Су- Джок терапии:
ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА Подготовительный этап считается законченным при формировании всех 3х видов готовности: -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ-АРТИКУЛЯЦИОННОЙ-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ
Виды коррекционной работы на данном этапе
Постановка звуков.
Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в спонтанной речи.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Развитие(совершенствование) психологической базы речи ребёнка на отработанном в правильном произношении лексическом материале.
ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА ЭТАПА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА:Только после автоматизации звука в самостоятельной речи (называние предметов, объектов, действий, составление предложений и рассказов) и развития навыков САМОКОНТРОЛЯ этап может считаться законченным.
Образец речи в семье
диалект (средство общения дома, в семье с родственниками);
Традиции (представления, обычаи, привычки и навыки деятельности, которые передаются из поколения в поколение);
Культура речи (один из главных показателей общей культуры человека, семьи).
Условия успешной коррекции нарушений звукопроизношения
Ребёнок должен учиться, играя.
Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.
Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте,
тренируйтесь дома.
На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки.
На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком, используйте для бесед любые возможности.
Постоянно контролируйте правильность произношения поставленного звука.
Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.