Презентация по логопедии "Роль родителей в коррекционно-развивающей деятельности"

  • Работа с родителями
  • ppt
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация направлена на знакомтсво и участие родителей в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа над артикуляцией, дыханием, мелкой моторикой и общей моторикой,над развитием и обогащением словаря и грамматических категорий. Как правильно организовать занятия с детьми в домашних условиях.
Иконка файла материала Работа с родителями.ppt

Коррекция речевых нарушений.
Роль родителей в коррекционно –развивающей деятельности.

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.
Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Красивая речь ребенка




Образец речи в семье Собственный Занятия с
речевой опыт логопедом

Для чего нужны занятия с логопедом?

Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
Речь является элементом социальной адаптации.
Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как это войдёт в привычку.

Невропатолог рекомендует

Не отказывайтесь от направления на различные исследования.
Не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог.
Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

Для устранения стертой дизартрии и не только, необходимо комплексное воздействие, включающее как логопедическое, так и медицинское направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, физиотерапию, массаж, и др.

Коррекция звукопроизношения

Подготовительный этап .


Этап формирования произносительных умений и навыков.

Артикуляционная гимнастика

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная гимнастика. Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения у детей закреплялись, становились более прочными.
СОВЕТЫ: ·каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку;   ·нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;   ·взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений;   ·заниматься по 3-5 минут каждый день.

Упражнения

"лопаточка"

"чашечка"

"иголочка"

"качели"

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГУБ 1. «Хоботок – Полоска» (вытянуть –улыбнуться) 2.«Вращаем хоботок» (движения вправо, влево, вверх, вниз) 3. «Упрямый щенок» (удержание предмета губами)

При планировании гимнастики языка ориентируемся на состояние звукопроизношения. Подбираем строго направленные артикуляционные упражнения ( упражнения для свистящих)

Применение сигнальных карточек для усвоения артикуляции вызываемого звука

Для повышения эффективности, всем упражнениям придаём игровой характер. Например: покажи – что делал УПРЯМЫЙ ЯЗЫЧОК (я прячу, а он высовывается!)

Развитие фонематического восприятия

Это врождённая, природная способность, отличающая человека от всех других живых существ на Земле.

Начинает функционировать со 2ой - 4ой недели от рождения.

Далее развивается бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования речи в целом.

В норме заканчивает своё формирование примерно к 4ем годам.

СНИЖЕННОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МЕШАЕТ: различать звуки речи (щетки, тётки, чётки), воспринимать безударные слоги и падежные окончания (курицей, курицам, курицу), предлоги (в школу, к школе, от школы),искажает формирование слоговой структуры, грамматического строя речи и даже состояние лексики.

При развитии фонематического восприятия работу начинаем с речевого внимания

Сопоставление слов, определение сходства или различия их звучания, оттачивает фонематическое восприятие

Выбор слова, отличающегося по звучанию от 3х остальных, эффективно развивает фонематическое восприятие

Учимся правильно дышать

Дыхание влияет: на звукопроизношение.
Артикуляцию.
Развитие голоса.

ВЫРАБОТКА СИЛЬНОГО РОТОВОГО ВЫДОХА необходима для создания давления воздушной струи, без которого речевые звуки утрачивают ясность

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития длительного выдоха

«Забей мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он залетел в ворота.

Начинаем с лёгкого упражнения, которое так любят дети: пускаем мыльные пузыри!

Проводим дутьё на шарики, вертушки, одуванчики, бумажных бабочек и птичек, закреплённых на ниточках, просим задуть горящую свечу. Чтобы усилить выдох, отодвигаем объект

«Листопад» - вырежьте из бумаги листочки. К каждому листочку привяжите нитку. Предложите подуть на листочек длительным плавным выдохом, чтобы он «полетел».

«Шторм в стакане» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Играем пальчиками и развиваем речь

Связь пальчиковой и речевой моторики

Многолетний опыт подтверждает: у большинства детей с дефектами речи движения пальцев слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный.

На проекции моторной сферы в коре головного мозга видна близость речевой и пальцевой зон.

В процессе передачи нервных импульсов осуществляется их взаимное влияние.



Влияние мануальных ручных действий на развитие головного мозга известно еще во 2 веке до н.э.в Китае. По мнению известного философа Канта «Рука это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.»
У нас на Руси известны игры «Сорока-белобока», «коза рогатая» и др.Большая часть двигательной(моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка ,рта челюсти. Именно эти органы формируют речь. Известно что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психических функций.
В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтвердили связь развития руки с развитием мозга. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук соответствует развитию высших корковых функций(память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность).
Таким образом пальчиковая занятость характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки к школе.

Высокая эффективность абсолютная безопасность универсальность простота применения

Достоинства Су- Джок терапии:

ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА Подготовительный этап считается законченным при формировании всех 3х видов готовности: -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ -АРТИКУЛЯЦИОННОЙ -ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ

Блиц - опрос

Формирование произносительных умений и навыков

Виды коррекционной работы на данном этапе

Постановка звуков.
Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, в спонтанной речи.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Развитие(совершенствование) психологической базы речи ребёнка на отработанном в правильном произношении лексическом материале.

ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА ЭТАПА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА: Только после автоматизации звука в самостоятельной речи (называние предметов, объектов, действий, составление предложений и рассказов) и развития навыков САМОКОНТРОЛЯ этап может считаться законченным.

Роль родителей в коррекционно-развивающей деятельности

Воспитание культуры речи начинается в семье…

Образец речи в семье

диалект (средство общения дома, в семье с родственниками);
Традиции (представления, обычаи, привычки и навыки деятельности, которые передаются из поколения в поколение);
Культура речи (один из главных показателей общей культуры человека, семьи).

Условия успешной коррекции нарушений звукопроизношения

Ребёнок должен учиться, играя.
Старайтесь как можно чаще общаться с логопедом, тщательно и неукоснительно выполняйте все его задания и рекомендации.
Все артикуляционные упражнения, изучаемые на логопедических занятиях, ежедневно повторяйте,
тренируйтесь дома.
На этапе автоматизации звука проговаривайте весь речевой материал, заданный для домашней тренировки.

На этапе введения звука в самостоятельную речь старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком, используйте для бесед любые возможности.
Постоянно контролируйте правильность произношения поставленного звука.
Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий!