Тема: . Письменное деление на двузначное число
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе;
познакомить с письменным приемом деления трехзначного числа на двузначное при
однозначном частном.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины допущенных ошибок;
выполнять работу над ошибками; выполнять деление трехзначного числа на двузначное
методом подбора цифры в частном; читать равенства, используя математическую
терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов;
работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. актуализация знаний
III. Самоопределение к деятельности
— Решите задачу.
У Саши было 56 руб. Цена мороженого «Топтыжка» 14 руб. Сколько порций мороженого
он может купить? (56: 14 = 4 (п.).)
— Как вы нашли частное? (Подбирали числа. 142 = 28 (руб.), ост. 32 (руб.) можно
купить еще. 14 4 = 56 (руб.) — число подходит.)
— Какой метод вы использовали при выполнении деления? (Метод подбора.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом деления на
двузначное число методом подбора частного.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Посмотрите, как выполнено деление на с. 57.
— Какой первый шаг сделали при выполнении деления? (Заменили делитель числом,
оканчивающимся нулем, — число 492 делили не на 82, а на 80.)
— Как называется цифра, которую получили? (Пробная цифра.)
— Почему она так называется? (Пробную цифру надо проверить.)
№205 (с. 57).(Устное выполнение.)
Примерные рассуждения учащихся
Чтобы 384 разделить на 96, надо найти цифру частного. Заменим делитель ближайшим
меньшим разрядным числом 90 и будем делить 384 на 90. Для этого 384 разделим сначала
на 10, получим 38, затем 38 разделим на 9, получим 4. Цифра 4 не окончательная, а
пробная, потому что надо было 384 разделить на 96, а не на 90. Проверим цифру 4:
умножим 96 на 4, получим 384, значит, цифра 4 верна.
№206 (с. 57).(Первый и второй столбики — коллективно, с комментированием, третий и
четвертый — самостоятельно (четвертый — по вариантам). Самопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№207 (с. 57).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее составить краткую запись? (В таблице.)
— Составим таблицу. Что обозначают числа 20 и 36? (Количество дней.)
— Что обозначает число 2800? (Общее количество машин, изготовленных в первые 20
дней.)
— Что обозначает число 12? (На столько машин увеличилась норма выпуска.)
Норма выпуска в день
? (одинаковая) <|
?,на12м. > —1
Количество дней
20
36
Количество машин
2800 шт.
?— Что надо узнать в задаче? (Сколько машин выпустят при новой норме выпуска за
36дней.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка по образцу, самооценка.)
Решение
1) 2800: 20 = 140 (м.) — норма выпуска в день в первые 20 дней;
2) 140 + 12 = 152 (м.) увеличенная норма выпуска в день;
3) 15236 = 5472 (м.).
Ответ: в следующие 36 дней завод выпустит 5472 машины.
№ 210 (с. 57).(Работа в парах.)
№209 (с. 57).(Самостоятельное выполнение. Самопроверка, самооценка.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
— Какие виды задач мы решали?
— Кто успешно выполнил все задания?
— Кто не понял новую тему?
— Кто может помочь своим товарищам?
Домашнее задание
Учебник: № 208 (с. 57).