Цель урока
Задачи:
Повторить определение деления , его свойств
Вспомнить компоненты деления , способы их нахождения
Обобщить решение уравнений, содержащих деление
Научиться решать задачи на деление с помощью уравнений
продолжить формирование навыков деления натуральных чисел,
при решении уравнений и задач
До сих пор сохранилась итальянская поговорка: «Трудная вещь – деление».
Это трудно и технически, с точки зрения математики, и, наверное, нравственности: ни каждому человеку дано умение делиться и делить.
Поделись улыбкою своей и она не раз еще к тебе вернется!
А вы знаете?
Человек, усвоивший в средние века деление,
получал звание «доктора абака».
Сначала знака для действия деления не было. Писали словом,
индийские математики-первой буквой названия действия.
Знак двоеточия для обозначения деления вошел в употребление в конце XVII века (в 1684 году) благодаря знаменитому немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу
Знак деления в виде косой черточки первым стал использовать итальянский ученый XIII века Фибоначчи.
Компоненты деления : делимое, делитель, частное впервые в России ввел Магницкий. Кто это и как звали по-настоящему этого ученого?
А вы знаете?
1.Деление — это действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель.
2.Частное показывает, во сколько раз делимое больше, чем делитель.
3. При делении любого числа на единицу получается то же число
4.Деление обладает переместительным свойством.
5.Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.
6. Делить можно на любое число.
7.Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное.
8. При делении числа на это же число получается единица
9.Равенство содержащее букву, значение которой надо найти, называют уравнением
Графический диктант
Ответ: + + + - + - + + +
Критерии оценки: верный ответ – 1 балл
Если согласны, то знак + , если нет то - ;
Установите соответствие:
а) 125х = 1000
б) х : 16 = 4
в) 75 : х = 3
д) 47х = 0
е) х : 71 = 0
Критерии:
Верный ответ: 1 балл
г) х • 9 = 81
ж) 84 : х = 84
з) х: 0 = 0
х = 8
х = 4
х = 25
х = 9
х = 0
Х = 1
Х= 0
Х= 64
е)х:1 = 9
На 0 делить нельзя
Как найти: 1+1+1=3 б
Из произведения
вычесть
Известный множитель
Произведение
разделить на
известный множитель
Произведение
сложить с
известным множителем
Делимое
Умножить на на
частное
Делимое
разделить на
частное
От делимого
вычесть
частное
Частное
умножить на
делитель
Делитель
разделить на
частное
Из делителя
вычесть
частное
Молодец!
Подумай!
Неизвестный
множитель
Неизвестный
делитель
Неизвестное
делимое
4 · х = 144
256 : Х = 8
Х : 47 = 11
1.Могу правильно определить порядок выполнения действий;
2.Могу правильно определить неизвестную компоненту;
3.Могу правильно вычислить неизвестную компоненту;
(Х-18) ·17= 408
Х- 18= 408: 17
Х-18 = 24
Х= 24 + 18
Х= 42
232:х +21 = 50
232:х = 50 - 21
232:х = 29
Х = 232: 29
Х = 8
4. Могу правильно определить неизвестную компоненту;
5.Могу правильно вычислить неизвестную компоненту.
Критерии оценивания решения уравнения:
Предлог стоит в моем начале
В конце же загородный дом
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
Что же дальше?
Х
Х
Х
Х
4
4
4
4
4·4 + Х· 4 = 24
16+Х· 4 = 24
Х· 4 = 24 - 16
х·4 = 8
Х= 8:4
Х=2
Ответ: 2см
№484 5б
Пусть х см - неизвестная сторона восьмиугольника,
тогда 4· х см все неизвестные стороны
Сумма всех известных сторон 16см
Составим уравнение:
2 см - каждая неизвестная сторона восьмиугольника
Периметр восьмиугольника 24см. Составьте уравнение и решите его.
Что означает корень этого уравнения?
1) 100 учебников математики для пятого класса
стоят 4600руб. Сколько нужно потратить на покупку учебников математики для 5 класса,
если в нем 23 ученика?
2) В киоске было 100 книг общей стоимостью 4600руб. Для библиотеки купили 23 книги. Сколько потратили на покупку?
Из двух задач выберите одну и ее решите
Решение задачи 1
4600:100=46(р) стоит одна книга
46·23=1058(р) стоят учебники математики для 5 класса
Ответ: 1058р
Вторую задачу решить нельзя :
так как во второй задаче дана
общая стоимость книг,
мы можем найти среднюю цену книги,
какие конкретно книги купили, мы не знаем.
Активно участвуй в совместной работе.
Внимательно выслушивай собеседника.
Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
Выскажи свою точку зрения по данному вопросу,
будь при этом вежлив.
Не смейся над чужими недостатками и ошибками,
но тактично укажи на них.
486(а)
Правила работы в группе
Х кг
Х кг
Х кг
Х кг
3кг
19 кг
?кг
?кг
?кг
?кг
Пусть Х кг краски в одной банке,
Составим уравнение: Х·4 + 3 = 19
№486(а)
Х·4 = 19 - 3
Х·4= 16
Х = 16: 4
Х= 4(кг) было в каждой банке
Ответ: 4кг
Для покраски стен потребовалось 4 одинаковые банки белил и еще 3кг зеленой краски. Всего израсходовали 19 кг краски. Сколько килограммов белил было в каждой банке?
тогда в четырех – 4· Х кг
и еще 3 кг .
Всего 19 кг.
5б
Самостоятельная работа 11б
1.Решите уравнение:
А) у: 56 = 65 2б
Б) 18· ( 15 - х ) = 216 4б
А) у: 83 =38 2б
Б) 1826 – 14·х =1252 4б
2. Решите задачу с помощью уравнения: 5б
Имелось несколько коробок. В каждую из них положили по 24 тюбика с красками. Осталось 15 тюбиков. Сколько имелось коробок, если было 159 тюбиков?
Получили несколько бидонов молока, по 20 л в каждом. В детский сад отправили 45 л молока, после чего осталось 115 л. Сколько бидонов молока было получено?
1вариант
2 вариант
3.Дополнительно:
Составьте задачу, решить которую можно с помощью уравнения 6б
Решите уравнение:
А) у:56 = 65
У =65 ·56= 3640 2б
б) 18· (15 – х) =216
15 – х = 216 : 18
15- х = 12
х = 15- 12
х = 3 5б
А) У: 83 = 38
У = 38· 83=3154
Б) 1826 – 14 · х =1252
14 · х = 1826 – 1252
14 · х =574
х = 574 : 14
х= 41
Решите задачу с помощью уравнения 8б
Пусть х коробок, тогда 24 · х тюбиков в коробках и еще 15 .Всего 150 тюбиков.
Составим уравнение: 24 · х + 15 = 159
24 ·х = 159 – 15
24 ·х =144
х = 6
Ответ:6 коробок
Пусть х бидонов молока было получено, тогда 20 · х л было
молока. В детский сад отправили 45л , осталось 115л.
Составим уравнение: 20 · х – 45 =115
20 · х= 115+45
20 ·х =160
х = 8
Ответ:8 бидонов
Знаете слова французского инженера- физика Лауэ:
«Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное забыто».
Надеюсь, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени,
в котором мы живём. А чтобы это было на самом деле, предлагаю вам домашнее задание.
Задание на дом:
1.Ответы на вопросы на стр 74
2. № 522, №524 по 1 уравнению из каждого столбика;
3. По желанию : сообщение «это интересно» о делении;
Составить и решить задачу на деление
Сегодня на уроке:
Я узнал(ла)…
Я повторил(ла)… |
Мне было трудно… |
Я понял(ла), что… |
Урок навёл меня на размышления... (заставил задуматься)… |
Мне было интересно… |
Больше всего мне понравилось… |
Своей работой на уроке я доволен (не совсем доволен, не доволен), потому что… |
8 | 2 | 14 | 25 | 12 | 14 | 29 |
Л | Е | Й | Б | Н | И | Ц |
Н. 72 : 6
Е. 64 : 32
О. 840 : 21
Л. 1000 : 125
Б. 75 : 3
Ц. 2900 : 100
А. 100 : 25
Й. 98 : 7
Расшифруйте слово
Знак двоеточия для обозначения деления вошел в употребление в конце XVII века (в 1684 году) благодаря знаменитому немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.