Цель работы: выяснить на примере наблюдения свойств натурального ряда чисел и изучения темы «Получение двузначного числа при сложении однозначных» есть ли границы в математике.
Задачи:
1. Поработать с толковыми словарями русского языка.
2. Проанализировать устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 20 и 100.
3. Повторить приемы сложения и вычитания чисел с переходом через разряд с помощью таблицы сложения, числового луча и по «частям».
4. Вспомнить взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.
Выполненная исследовательская работа не только расширяет знания устных и письменных приемов сложения однозначных чисел с переходом через разряд, но и развивает деятельностный метод обучения. Активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их самостоятельность и инициативу в обучении. Формирует сознательный интерес к учебному предмету.
Существуют ли границы
в математике?
Проект
выполнили
учащиеся
2Б класса
Руководитель проекта
В. М. Марина
МАОУ ГИМНАЗИЯ№2
Г. Балаково
2019г
Перед нами поставлен
проблемный вопрос.
Существуют ли границы в
перейти?
математике?
Какую границу мы можем
достичь при сложении
однозначных чисел .
Как через эту границу
Что такое граница?
Из толкового словаря русского
языка С.И. Ожегова мы узнали,
что граница-линия раздела
между территориями, рубеж.
Границу имеют государства,
области, города, садовые
участки.
•Жителям планеты Земля
ежедневно приходится
пересекать те или иные
границы по заданным
маршрутам.
•А что такое маршрут?
•Маршрут – заранее
намеченный путь следования,
движения.
• Пересечь границу между
государствами и городами можно
так: по воде, по суше, по воздуху.
• Границу между садовыми участками
можно пересечь так. Но так
поступать нельзя!
Вопрос.
Существуют ли границы в
математике?
Наши исследования
• Возьмём отрезок
натурального ряда
чисел
• 1 2 3 4 5 6 7 8 9 – это
однозначные числа
• 10 - двузначное число.
Это и есть граница
между однозначными
числами и
двузначными.
граница
Граница есть. Будем
путешествовать
через неё туда и
обратно.
10,11,12,13,
14,15,16…
Двузначные числа
1,2,3,4,6,7,8,9
Однозначные числа
1. Таблица сложения
8+3=?
3. Графическая
модель
8+3=?
+
=
Эти способы счёта нельзя использовать в магазине
приём.
при покупке товара.
Придумаем новый вычислительный
4. Удобный способ
сложения по частям.
Вывод. Складывай по частям.
Дополни большее слагаемое
до 10, а затем добавь
остальные единицы.
5. Удобный способ
вычитания по частям.
1 1 – 8 = 10 – 7 = 3
1 7
Вывод. Вычитай по
частям. Убавь
уменьшаемое до 10, а
затем вычти остальные
единицы.
Подумай и составь
алгоритмы
Задание.
письменных приемов
сложения и вычитания
двузначных чисел .
1
7 2
1 8
9
0
Пишу десятки под десятками, а
единицы под единицами
Складываю единицы …
10 единиц – это 1 десяток и 0
единиц
Под единицами пишу 0, а 1
десяток надписываю над
десятками
Складываю десятки ….
Прибавляю 1 десяток, который
получился от сложения единиц
Всего получилось …
Пишу под десятками …
Читаю ответ …
1
Вывод:
Если при сложении двузначных чисел в столбик сумма
единиц больше 10, то из неё надо выделить десяток и добавить
его к десяткам .
+ 3 7
2 5
6 2
Алгоритм
письменного
вычитания
двузначных чисел
: …
Заключение.
• Границы в математике
существуют. Это переход
единиц из одного разряда в
другой.
Источники.
1. Л. Г. Петерсон Математика. 1 класс М.; Школа – 2000,
2004 г.
РЕС, 1995 г.
1997 г.
2000, 2004 г.
2. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Игралочка. М., ИНПРО –
3. И. А. Аргинская Математика. 1 класс Самара, «Федоров»
4. Л. Г. Петерсон Математика для каждого. М.; Школа –
5. М. Мышковская Математика в стихах и картинках М.;
Просвещение, 1995 г.
6. С. Маршкак «Весёлый счёт» М.; Просвещение, 1993 г.