Не секрет, что основы математического и логического мышления закладываются у детей с самого раннего возраста. И в последствии только развиваются. В своей работе я хочу предложить способы и приёмы развития такого мышления. Начиная с малого, в интересной для детей форме.
Устный_счет_1.pptx
Презентация по математике "Устный счёт"
ТЕМА ДОКЛАДА:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
УСТНОГО СЧЕТА
Презентация по математике "Устный счёт"
ЦЕЛЬ:
ДОКАЗАТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
ВИДОВ УСТНОГО СЧЕТА ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
УЧАЩИХСЯ
Презентация по математике "Устный счёт"
ЗАДАЧИ:
УПРАЖНЕНИЙ
1) ИЗУЧИТЬ ТЕОРИЮ ДАННОГО
ВОПРОСА;
2) РАССМОТРЕТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ДЛЯ
УСТНЫХ
ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА;
3)
ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДАННЫХ ВИДОВ
УПРАЖНЕНИЙ
УСТНЫХ
СДЕЛАТЬ
ВЫВОДЫ
Презентация по математике "Устный счёт"
ЗАДАНИЕ 1. РЕШИТЕ ПРИМЕРЫ И СРАВНИТЕ ИХ:
2+ 1 2 + 2.
НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ УЧЕНИКОВ НА ТО, ЧТО
В ОДНОМ И В ДРУГОМ ПРИМЕРЕ СТОИТ ЗНАК «+», А ПЕРВЫЕ
СЛАГАЕМЫЕ ОДИНАКОВЫ. ЭТИ ПРИМЕРЫ СХОЖИ. ЗАТЕМ
ВЫЯВЛЯЮТСЯ РАЗЛИЧИЯ: В ПЕРВОМ ПРИМЕРЕ ВТОРОЕ
СЛАГАЕМОЕ РАВНО 1, ВО ВТОРОМ 2, СУММА В ПЕРВОМ
ПРИМЕРЕ РАВНА 3, А ВО ВТОРОМ - 4.
РЕБЯТА ОТМЕЧАЮТ, ЧТО ВО ВТОРОМ ПРИМЕРЕ ПРИБАВЛЯЕМ
БОЛЬШЕЕ (2 1), ПОЭТОМУ И ПОЛУЧАЕМ БОЛЬШУЮ СУММУ.
ПЕРЕХОДЯ К СРАВНЕНИЮ ВЫРАЖЕНИЙ ПОДБИРАЕМ ТАКИЕ
ВЫРАЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ УЧЕНИКИ СМОГУТ УСМОТРЕТЬ
РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА.
Презентация по математике "Устный счёт"
ЗАДАНИЕ 2. НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ПРИМЕРЫ:
4 + 3, 8 - 3, 6 + 3, 7 - 3, 9 - 3
УГАДАЙТЕ СХОДСТВО ИЛИ РАЗЛИЧИЕ
ЗАПИСАННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. УЧЕНИКИ ОБЫЧНО
УКАЗЫВАЮТ ТАКИЕ ПРИЗНАКИ СХОДСТВА, КАК
ЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ЗАТЕМ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ
НА ТО, ЧТО В ПЕРВОЙ ГРУППЕ ПРИБАВЛЯЕТСЯ
ЧИСЛО 3, А ВО ВТОРОЙ - ВЫЧИТАЕТСЯ ЧИСЛО 3.
ЗАТЕМ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПОСТАВИТЬ
ВОПРОС: «ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С ОТВЕТАМИ
ПРИМЕРОВ В ПЕРВОЙ ГРУППЕ И ВО ВТОРОЙ?
ПОЧЕМУ ОТВЕТЫ В ПЕРВОЙ ГРУППЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ОТВЕТЫ ВО ВТОРОЙ?»
Презентация по математике "Устный счёт"
ЗАДАНИЕ 3. ЧТО ВЫ ЗАМЕЧАЕТЕ В ДАННЫХ ПРИМЕРАХ?
1+ 1, 2 + 1, 3 + 1, 4 + 1, 6 + 1, 7 + 1
УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НЕ ТОЛЬКО
НА ТОТ ФАКТ, ЧТО ВО ВСЕХ ПРИМЕРАХ ЗНАК «+» И
ВТОРОЕ СЛАГАЕМОЕ ВЕЗДЕ РАВНО 1, НО И НА ТО, ЧТО
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ 1, 2, 3, 4 … НАРУШЕНА, Т.К.
ПРОПУЩЕН ПРИМЕР 5 + 1.
ПОДОБНЫЕ ЗАДАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ, ИХ
УМЕНИЮ ВИДЕТЬ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ, ВЫЯВЛЯТЬ
ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. В ПРОЦЕССЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ ТАКИХ ЗАДАНИЙ УЯСНЯЕТСЯ СМЫСЛ
ПОНЯТИЯ «СРАВНИТЬ».
ТАК ЖЕ МОГУТ ПРЕДЛАГАТЬСЯ ЗАДАНИЯ С ОШИБКАМИ,
КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ИСПРАВЛЕНИЯ
Презентация по математике "Устный счёт"
ЗАДАНИЕ 4. НАЙДИ ОШИБКУ
МОГУТ ПРЕДЛАГАТЬСЯ ЗАДАНИЯ, У КОТОРЫХ УЖЕ ДАН
ЗНАК ОТНОШЕНИЯ И ОДНО ИЗ ВЫРАЖЕНИЙ, А ДРУГОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ НАДО СОСТАВИТЬ ИЛИ ДОПОЛНИТЬ:
8 · (10 + 2)=8 · 10 - …
ВЫРАЖЕНИЯ ТАКИХ ЗАДАНИЙ МОГУТ ВКЛЮЧАТЬ
РАЗЛИЧНЫЙ ЧИСЛОВОЙ МАТЕРИАЛ: ОДНОЗНАЧНЫЕ,
ДВУЗНАЧНЫЕ, ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ.
ВЫРАЖЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ С РАЗНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ.
ГЛАВНАЯ РОЛЬ ТАКИХ ЗАДАНИЙ - СПОСОБСТВОВАТЬ
УСВОЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБ
АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ, ИХ СВОЙСТВАХ, О
РАВЕНСТВАХ, О НЕРАВЕНСТВАХ И ДР. ТАКЖЕ ОНИ
ПОМОГАЮТ ВЫРАБОТКЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.
Презентация по математике "Устный счёт"
ЗАДАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ
ОБЩЕГО И РАЗЛИЧНОГО
Рассмотрите рисунок и
попробуйте быстро подсчитать,
сколько окон в доме.
Дети могут предложить
следующие способы: 3+3+3+3,
4+4+4 или 3*4=12; 4*3=12.
Учитель предлагает сравнить
полученные равенства, т. е.
выявить их сходство и различие.
Отмечается, что оба
произведения одинаковые, а
множители переставлены.
Вывод: «Если множители
переставить, то произведение не
изменится» или «От перестановки
множителей значение
произведения не изменится».
Презентация по математике "Устный счёт"
Задания с многовариантными решениями
Многовариантные задания это система упражнений,
выполнение которых поможет глубоко и осознано усвоить
правило и выработать необходимый вычислительный навык
на его основе.
Задание 1. Запиши число 30 тремя одинаковыми цифрами и
знаками действий.
Постарайся найти несколько разных решений.
Задание 2. Какое число надо прибавить к 25, чтобы
получить круглое?
Презентация по математике "Устный счёт"
ЗАДАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
Такие задания, в основном,
направлены на отработку
вычислительных навыков.
Элемент занимательности
увлекает детей, они
стремятся выполнить все
действия правильно и
посмотреть к чему это
приведет.
"Магические или
занимательные квадраты" -
это занимательная форма
тренировки в сложении
вычитания и размещения
чисел. Решение магических
квадратов увлекает
школьников всех возрастов
Презентация по математике "Устный счёт"
Презентация по математике "Устный счёт"
Комбинаторные задачи
Задание 1. При умножении двух однозначных чисел
получилось число 16
Чему были равны множители?
Найди всевозможные решения.
Задание 2. На складе находилось 7 полных
бочонков меда, 7 наполовину заполненных медом и 7
пустых бочонков. Как распределить все бочонки
между тремя покупателями так, чтобы каждый
получил одинаковое количество меда и бочонков.
(Мед не нужно перекладывать из одного бочонка в
другой.)
Презентация по математике "Устный счёт"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И
СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
На устный счет отводят от
5 до 10 минут и стараются
провести его в форме
игры, соревнования или
ввести в него элементы
занимательности.
Запоминанию таблиц
сложения и вычитания, а
также умножения и
деления способствует
выполнение большого
количества тренировочных
упражнений в различной
форме (остановлюсь на
некоторых из них).
Презентация по математике "Устный счёт"
:
Презентация по математике "Устный счёт"
При проведении устного счёта я так же использую задачи в стихотворной форме.
Эти упражнения оживляют работу класса, вносят элементы занимательности.
Рифмованные задачи помогают усваивать таблицы сложения и вычитания,
Задачи в стихах:
умножения и деления.
1.Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два под березой,
Один у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
2.Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошко
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стала?
Презентация по математике "Устный счёт"
При формировании умения выполнять новый вычислительный приём я
стремлюсь развивать у учащихся способность создавать зрительные
опоры и умение ими пользоваться.
При изучении сложения и вычитания без перехода через 10
использую дуги (соединяю десятки с десятками, единицы с
единицами)
Такие зрительные опоры помогают учащимся видеть теоретическую основу
вычислительного приёма, способствуют осознанности и самостоятельности
вычислений.
Важным звеном формирования вычислительных навыков являются
математические игры. Они позволяют быстро изучить и закрепить знания
таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.
Презентация по математике "Устный счёт"
"Садовники"
На листе бумаги нарисовано дерево яблоня. К ней прикрепляются
яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры, К доске
выходят ученики, срывают яблоки и решают примеры, Аналогично
можно использовать игру "Грибники", "Спрячемся от лисы".
Это часть игры, которые я провожу на уроках математики. Дети
любят помогать доктору Айболиту, Краской Шапочке, белочке,
составлять букеты для мам.
Презентация по математике "Устный счёт"
"Кто быстрее"
Напротив каждого ряда прикрепляется картинка, под
которой записаны примеры.
Самолет Машина Катер
7+8 9+5 6+7
125 136 128
Списать числа, которые делятся на 3
Списать числа. Обвести числа, которые делятся
на 5 в кружок, а числа, которые делятся на 3 в
квадрат
52 14 31 92 510 312 24 32
Презентация по математике "Устный счёт"
:
ДЕЛЕНИЕ НА 5. НАПРИМЕР, 480
ДЕЛИТЬ НА 5. УМНОЖАЕМ НА 2
(960) И УБИРАЕМ 0. ПОЛУЧАЕМ 96.
ТАК ЖЕ
ТЕПЕРЬ
РАЗДЕЛИТЬ НА 5 СЛЕДУЮЩИЕ
ЧИСЛА:540, 290, 770, 1450. И
ПРОВЕРИТЬ
МОЖНО
ДАЕТ
КАЛЬКУЛЯТОРОМ.
МОМЕНТ
ТОРЖЕСТВА.
МОЖНО
ЭТО
Презентация по математике "Устный счёт"
УМНОЖЕНИЕ НА 5. НАПРИМЕР, 480
УМНОЖИТЬ НА 5. ДЕЛИМ НА 2,
ПОЛУЧАЕМ 240. ДОПИСЫВАЕМ 0.
ПОЛУЧАЕМ 2400. ТЕПЕРЬ МОЖНО
ПРИЕМ
ПРОВЕРИТЬ
УМНОЖЕНИЕМ НА 5 СЛЕДУЮЩИЕ
ЧИСЛА: 540, 290, 770, 1450.
ЭТОТ
Презентация по математике "Устный счёт"
ОБЫЧНОМ
СЛОЖЕНИИ,
УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА 11
СЛЕДУЕТ
"РАЗДВИНУТЬ" ЦИФРЫ ЧИСЛА,
УМНОЖАЕМОГО НА 11, И В ОБРАЗОВАВШИЙСЯ
ПРОМЕЖУТОК ВПИСАТЬ СУММУ ЭТИХ ЦИФР,
ПРИЧЕМ ЕСЛИ ЭТА СУММА БОЛЬШЕ 9, ТО, КАК
ПРИ
СЛЕДУЕТ
ЕДИНИЦУ ПЕРЕНЕСТИ В СТАРШИЙ РАЗРЯД.
ПРИМЕР:
34 * 11 = 374, ТАК КАК 3 + 4 = 7, СЕМЕРКУ
ПОМЕЩАЕМ МЕЖДУ ТРОЙКОЙ И ЧЕТВЕРКОЙ
68 * 11 = 748, ТАК КАК 6 + 8 = 14, ЧЕТВЕРКУ
ПОМЕЩАЕМ МЕЖДУ СЕМЕРКОЙ (ШЕСТЕРКА
И
ПЛЮС
ВОСЬМЕРКОЙ
ПЕРЕНЕСЕННАЯ
ЕДИНИЦА)
Презентация по математике "Устный счёт"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Помимо того, что устный счет на уроках
математики
и
формированию прочных вычислительных навыков
и умений, он также играет немаловажную роль в
привитии и повышении у детей познавательного
интереса к урокам математики, как одного из
важнейших
учебно-познавательной
деятельности, развития логического мышления, и
развития личностных качеств ребенка. Работая
над докладом , я изучила различные способы
быстрых вычислений. Они развивают память
учащихся, быстроту их реакции, воспитывают
умение
устных
вычислений являются важным элементом общего
и математического образования.
сосредоточиться.
мотивов
способствует
развитию
Навыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.