Презентация по МХК " Изобразительное искусство Древнего Египта" познакомит учеников с правилами изготовления скульптур в Древнем Египте. С живописью, обычаями египтян. Раскроет понятие древнеегипетского канона, фаюмского портрета. Познакомит учащихся с музыкой Древнего Египта. Расскажет об обряде мумифицирования и его значении в культуре египтян.
Изобразительное искусство.
Скульптрура Древнего Египта
Какие виды изобразительного искусства
Приведите примеры, свидетельствующие о
были известны уже первым людям Земли?
существовании изобразительного искусства
в Древнем Египте
Скульптрура
Живопись
Изобразительное искусство.
Скульптура Древнего Египта
Египетские фараоны
ХЕфРЕН
ТУТМОС III
ЭХНАТОН
• Вместе с архитектурой скульптура
образовывала великолепные, целостные
по замыслу ансамбли и была частью
храмов и гробниц.
• Представления древних египтян о
вечной жизни предполагали
существование не только
бессмертной души, но и нетленного
тела.
• Это привело к появлению обряда мумификации и
Материалом для статуй служили дерево, камень:
созданию статуй, которые фараон заказывал для
гранит, базальт, песчаник, известняк
погребения еще при жизни.
Первое скульптурное
Назовите имя этого
фараона
изображение,
стоявшее вне храмов,
это Большой сфинкс.
Он был вырублен в
скале рядом с пирамидой
и имел черты портретного
сходства с фараоном, чье
захоронение он охранял.
Большой сфинкс
III тыс. до н.э.
и пирамида
Хефрена
Колосс Рамсеса II
перед храмом
в скале.
АбуСимбел.
XIII в. н.э.
Колоссы
Колосс фараона
Аменхотепа III
в Фивах.
XV в. до н.э.
Колоссы - гигантские
Грандиозность сооружений
статуи.
подчеркивала величие
фараонов,
несопоставимость их с
Их возводили
простыми смертными.
Человеку внушались
фараоны.
покорность перед царями-
перед ними даже после их
богами, трепет
Какую цель они
преследовали?
смерти
Многое, что создано в
изобразительном искусстве моей
страны связано с загадочным
словом «канон»
Многое , но не все….
Сморите и думайте!
Хефрен
к. ХХVII в. до н.э.
Статуи - круглая скульптура
мнению египтян переселялась душа умершего.
В статуи фараонов, которые ставили в гробницах, по
Фараоны Египта
Из поколения в поколение скульптуры создавались
по единым правилам канонам.
Определите, в чем они заключались.
Человека
изображали
стоящим или
сидящим.
У него всегда
была прямо
поставлена голова,
почти одинаково
расположены руки
и ноги.
Ментухотеп I
ХХII в до н.э.
Тутмос I
ХV в. до н.э.
Канон – (от греч. kanon — закон, норма)-
свод правил, сложившихся в
процессе художественной
практики и закрепленных
традиций.
КАНОН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ -свод правил,
присущий культуре Древнего Египта и
сложившийся в эпоху Раннего царства (I—II династии).
Он формировался и закреплялся в ходе
многовекового отбора и главным образом в связи с
древнеегипетскими культами власти и загробного
существования.
В понятие канона входили
Фигура:
Фасные и профильные элементы;
Определенность позы;
Четкая симметрия,
Пропорциональность;
Тщательная проработка всех
деталей
–определенность позы:
Стоящей :
• Фигура напряженно
выпрямлена
• Фронтальна
• Голова высоко поднята
• Левая нога делает шаг
вперед – шаг в вечность
• Руки опущены и
прижаты к туловищу
Сидящей :
• Руки симметрично
положены на колени или
одна рука согнута в
локте
• Торс также выпрямлен
• Взор устремлен вдаль
Статуя
фараона
Хефрена
Важная черта
ее квадратность.
египетской скульптуры -
Глядя на статую, можно
увидеть каменный блок, из
которого она была
вытесана.
Особенно квадратной
была сидячая скульптура
Прямые углы в камнях,
прямые ноги,
негнущиеся спина и шея;
никогда не встречается
поворота туловища
или головы;
все тело выпрямлено.
Статуя фараона
Тутмоса I
Но статуя вполне может
соответствовать этому
закону и всетаки не быть
находятся под
прямым углом;
«квадратной».
Почти все линии египетских
статуй параллельны или
Тело не изображалось
в деталях:
• Мускулатура едва
обозначена;
правителя
Сенби
• туловище – набор гладких
плоскостей,
Под гладкой полированной
• ноги и руки – колонны.
поверхностью есть кости,
но нет нервов, нет сухожилий и всего
лишь несколько больших мышц.
Мышцы навсегда застыли;
они не работают.Статуя
• Но статуи не мертвы,
но как бы заморожены,
схвачены в конкретный
момент времени.
Притягательными в скульптурном
образе человека были глаза,
-египтяне считали их зеркалом души.
– Глаза делали из
специально
подобранных
материалов.
В глазницы из
бронзы вставляли
кусочки алебастра,
– а внутрь помещали
горный хрусталь,
имитируя зрачок.
Существовала и традиционная окраска статуй:
мужские фигуры
окрашивались в темно-
коричневый цвет;
женские – в желтый;
волосы всегда были
черными;
одежда – белой
Одежда мужчин состояла из
короткой набедренной повязки,
женщин – длинного,
облегающего тело прямого
платья на широких лямках
парик.
На принце - простое ожерелье с амулетом и фартук.
Рахотеп вероятно был сыном царя Снефру и занимал
У принцессы повязка на голове, ожерелье, льняное платье и
высшие должностии. 2700 г.до н.э
Парные скульптурные портреты
Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние
супружеской пары из гробницы в Медуме царевича
Рахотепа и его жены Нофрет
Каждый из них запечатлен в строго канонической позе.
В этой же величественной позе
Фигуре царевича предан
запечатлена жена царевича.
торжественный вид.
Мягкий округлый овал лица,
Выступающие скулы, полные
миндалевидные глаза,
щеки, прямой нос, довольно
толстые губы, выражение
бровей.
рельефно выступающий изгиб
достоинства и величия, прямая
Спокойный, уверенный взгляд,
осанка и гордо поднятая
устремленный в вечность,
голова . На царевиче
Сквозь белое платье отчетливо
короткая белая повязка, на шее
проступает изящная фигура
– нанизанный на белую нитку
амулет серого цвета и яркая
зеленая бусина. Жест
фоне особенно выразительно
руки свидетельствует об особой
ожерелье из бус сине-зеленого
причастности к священному
Тело покрыто желтой охрой, на ее
Нофрет.
таинству.
цвета.
Сделанная по образцу
божества, фараона или
простого лица, статуя
представляла собой большее
чем просто образ.
Она и была для
египтян тем существом,
Безымянная статуя, лишённая
.
надписи, теряла свою силу
образ которого
воплощала.
Вот почему было
важно записать на ней имя и
должность или титул
изображаемого лица.
Как вы думаете, могли скульпторы проявить свою
Несмотря на предписываемые каноны, подлинные
«Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего
индивидуальность при наличии канонов?
мастера в своих работах достигали совершенства
господина, - сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее
всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой
дом будет полон имуществом»
Статуя писца Каи.
в изображении людей, их характеров.
Обоснуйте свое мнение.
Статуя писца.
Скульптурный портрет писца из Каи
III тыс. до н.э..
раскопках:
в глаза.
человека,
При раскопках статуя писца
Особенно строго канон
Каи вызвала переполох среди
применялся к изображению
рабочих, помогавших при
высокопоставленных персон.
Чем ниже стоял человек на
они приняли ее за живого
социальной лестнице, тем
больше было свободы в его
когда в вечную темноту
изображении; дети и животные
гробницы проник луч света и
находились в самом низу, и это
взгляд Каи блеснул им прямо
египетские животные и птицы
одна из причин того, что
В то время глаза статуй
особенно очаровательны.
инкрустировались горным
хрусталем и блестящим
Слуги были личностями совсем
незначительными, и поэтому их
черным деревом.
можно было изображать за
занятиями, которые вовсе не
подобали аристократу.
Рельефы - скульптурное изображение на
плоскости
Каким канонам следовали скульпторы в
изображении человека на плоскости?
Скульпторы изображали
фигуру так, как она , на их
взгляд, лучше видна:
ноги и головы – в профиль,
туловище - в анфас.
Глаз всегда смотрел на
зрителя.
Главная фигура всегда
была больше по своим
размерам.
Рамсес II на колеснице.
Рельеф XIII в. до н.э.
Плита фараона Нармера.
Рельеф.
IV тыс. до н.э.
Амарнский период
•
•
•
Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства,
вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон
создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля,
сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с
предыдущим монуменальным каноном. Этот период в развитии египетского искусства
получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего
реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и
правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не
идеализированы. Эхнатон имеет все признаки аристократического вырожденца —
женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть,
несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако, идентифицированные
в 2010 году останки Эхнатона НЕ содержат указанных деформаций. Правитель предстает не
в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, охотника, но отцом, мужем. Его
часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные
сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей.
Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона
стал повседневный быт царя и его семьи — супруги, знаменитой Нефертити
(Нефернефруатон), и многочисленных дочерей, их предстояние перед лучами-руками Атона,
протягивающего им символы жизни и властвования. Впервые в египетском искусстве
появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и
непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная
реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства
амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно
приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого
был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.
Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был
совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве
хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным,
стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом.
Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь —
соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как
и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был