Андегра́унд или андергра́унд – совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству.
Андеграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андеграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андеграунд, со временем стали популярными и массовыми..
Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство.
Андеграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения.
Что это?
Типичная тематика американского и европейского андеграунда – это «сексуальная революция», антирелигиозность, наркотики, проблемы маргинальных групп.
Термин возник в США и начал употребляться во второй половине XX века. К андеграунду относили некоторые виды рок-музыки, экстремальный и авангардный метал, перфоманс, граффити.
В СССР андеграунд приобрёл иные формы. Из-за официальной цензуры почти всякое неофициальное, то есть не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андеграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою субкультуру. Так появлялись независимые книжные публикации – самиздат, андеграундное распространение музыки – магнитиздат, неофициальные концерты – квартирники.
Кроме того, значительная часть советского андеграунда была политизирована, так как любая оппозиционность в массовом искусстве была исключена из-за той же цензуры.
В узком смысле – любое некоммерческое, экспериментальное искусство; в широком – понятие и явление, возникшее в США в конце 1950-х гг. и означающее «подпольную» культуру как составную часть так называемой контркультуры, противопоставившей себя ограничениям и условностям, господствовавшим в обществе культуры.
Андеграунд в живописи
Искусство андеграунда, проникнуто духом диссидентства. Отвергает и нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и типы поведения, внедряя в повседневность асоциальное поведение.
В советский период это понятие приобрело несколько иной смысл и более политизированные формы:
здесь, в силу строгости режима, почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями искусство, включая музыку
и литературу, оказывалось андеграундом.
С середины 1950-х до конца 1980-х гг. «художественная оппозиция» была представлена деятельностью многих объединений, среди которых наибольшую известность получили группы «Лианозовская» (Е. и Л. Кропивницкие, Л. Мастеркова, О. Рабин и другие, с 1956 до середины 1970-х гг.), «Сретенский бульвар» (И. Кабаков, Э. Неизвестный, Ю. Соболев, Ю. Соостер и другие, с 1960 до середины 1970-х гг.), «Коллективные действия» (А. Монастырский, Г. Кизельватер, И. Макаревич, С. Ромашко и другие, с 1975 г.), «Мухоморы» (С. Гундлах, К. Звездочетов, В. Мироненко и другие, с 1978г.).
В русле андеграунда развивалось творчество художников, не примкнувших ни к каким объединениям (В. Сидур, А. Зверев, М. Шемякин), представителей соц-арта (Э. Булатов, В. Комар и А. Меламид), других движений авангардизма («Группа авангардистов», «Чемпионы мира»).
После краха политической системы Советского Союза, а вместе с ней снятия ограничений и запретов на свободу художественного творчества, андеграунд как явление культурной жизни сошел на нет.
Мастера андеграунда: Лев Кропивницкий, Любовь Мастеркова, Оскар Рабин, Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Юрий Соболев, Юло Соостер, Кирилл Звездочетов, Михаил Шемякин, Анатолий Зверев, Вадим Сидур, Виталий Комар, Александр Меламид.
Сам по себе термин "андеграунд" возник на Западе в конце 60-х годов XX века в связи с деятельностью “пиратских” радиостанций (underground – буквально, «подполье») . В широком смысле, словом "андеграунд" обозначают совокупность наиболее экстремальных и радикальных музыкальных стилей и субкультур, которые функционируют вне рамок официального шоу-бизнеса, преимущественно на ранних стадиях развития или же при наличии государственного регламента на культурную жизнь масс.
Таким образом, разброс стилей, которые можно было бы назвать альтернативными, чрезвычайно огромен. Можно отнести к подобного рода стилям:
психоделический рок;
панк-рок;
хардкор;
индастриал;
electronic body music и другие.
Андеграунд в музыке
Настоящее андеграундное кино – это кино, сделанное в непрофессиональных условиях.
Андеграундные фильмы
Город Бога (Мейреллиш)Рыжая белка (Х. Медем)Голова-ластик (Д. Линч)Конструктор красного цвета (Андрей И.)Париж, я люблю тебяПсихо (А. Хичкок)Пи (Д. Аронофски)Сука-любовь (Иньярриту)Американская история X (Кей)Танцующая в темноте (Л. Ф. Триер)Амели (Жёне)Заводной апельсин (С. Кубрик)Всё о моей матери (П. Альмодовар)Остров (П. Лунгин)Олдбой (Пак Чхан-ук)Слушая тишину (А. Касаткин)Малхолланд Драйв (Д. Линч)Побег из Шоушенка (Ф. Дарабонт)Пролетая над гнездом кукушки (М. Форман)Эдвард руки-ножницы (Т. Бёртон/Бартон...)Человек дождяЖизнь Прекрасна (Бениньи)На игле (Бойл)Зелёная миля (Дэрабонт)Нация ПрозакаКлубная манияАнгел – А (Бессон)
Вечное сияние чистого разума (М. Гондри)
Граффи́ти или гра́ффити (в контексте исторических надписей единственное число – граффи́то; от итал. graffito, множ. graffiti) – изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.
К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от простых написанных слов до изысканных рисунков.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти».
Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» – процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare – «царапать»).
Андеграунд в интерьере
Но как же выражается стиль андеграунд в интерьере? Может возникнуть ощущение, что оформление в стиле андеграунд обязательно должно напоминать мрачный подвал.
Действительно, в этом направлении часто используется кирпичная кладка или ее имитация. Но, в целом, мрачный декоративный андеграунд чаще используется в оформлении баров, кафе, тематических художественных галерей.
В современном дизайне интерьеров андеграунд считается архитекторами частным случаем авангарда. Он, и правда, может разрушать некоторые стереотипы, но делается это, главным образом на уровне цветовой гаммы. Приветствуются яркие, "несочетаемые", но чистые цвета. Кроме того, для андеграунда характерен отказ от мелкого "уютного" декора, различных милых «финтифлюшек».
Андеграунд в интерьере
В доме в стиле андеграунд не должно быть ничего обычного. Например, традиционный набор из дивана и двух кресел просто неприемлем. Каждый предмет должен быть ярко индивидуальным и предельно функциональным.
При этом приветствуются современные технологии: пусть стол выдвигается из ниши в стене, кровать убирается в стену, межкомнатные двери имеют раздвижную конструкцию, а стулья имеют несколько конфигураций.
Стиль андеграунд, в первую очередь, выражает стремление хозяина жилья к развитию, привлекает динамикой и свободой.
Стиль андеграунд в интерьере – это необычное и оригинальное решение. Создав подобный образ своего дома, Вы полностью оторветесь от привычного уклада и обретете творческую свободу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.