Ар-деко
Презентация по МХК выполнена
ученицей 11 «Б» класса гимназии № 405 Екатериной Глазкиной.
Учитель: Наталия Всеволодовна Дудкина
Санкт-Петербург, 2015
Ар-деко́, также арт-деко (фр. art déco, дословно «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года) –
влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве
первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930 – 1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны.
Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. Стиль ар-деко также имел значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.
Отличительные черты – строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры,
богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие,
современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).
В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко».
На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.
Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 – это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов.
Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne, американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.
Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал
Жак-Эмиль Рульманн – самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний
из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков).
Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей,
изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения
Жана Дюнана,
стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
Жак-Эмиль Рульманн
(фр. Jacques-Émile Ruhlmann,
28 августа 1879 – 15 ноября 1933) – французский дизайнер. Представитель направления ар-деко в области дизайна мебели и интерьеров.
Родился в Париже, но его родители были родом из Эльзаса.
Отец Жака-Эмиля был владельцем фирмы,
занимавшейся малярными
и строительными работами.
После смерти отца в 1907 году Жак-Эмиль перенял семейное дело.
В 1910 году, после женитьбы,
Рульманн спроектировал мебель для своего собственного нового дома, что стало его первым опытом в области мебельного дизайна.
При этом Рульманн был самоучкой, поскольку у него отсутствовало какое-либо художественное образование.
В 1919 году Рульманн основал отдельную фирму по дизайну интерьеров. Помимо мебели фирма проектировала
и другие элементы интерьера,
например люстры и обои.
В 1927 году в мебельной мастерской
Рульманна работало несколько десятков работников.
Jacques-Emile
Ruhlmann, 1925
Творчество Эмиля-Жака Рульмана долгое время существовало только на бумаге: рисуя, он искал идеальные формы для
современной мебели. На ранних эскизах мебель отличается особым шиком и изобилует деталями и украшениями.
Постепенно линии упрощаются, и произведения мастера достигают совершенной простоты и элегантности. Его первые работы отражают влияние модерна, популярного во Франции на рубеже веков.
В 1920 году Рульман высказал своё чёткое видение того, как создает искусство и ремесло: “мне очень приятно работать с такой клиентурой, как художники, интеллектуалы и ценители
прекрасного, но они имеют скромный достаток и не в состоянии заплатить за все исследования, эксперименты, испытания, необходимые для создания нового в дизайне.
Только очень богатые могут заплатить за что-то новое, и только они могут сделать это новое модным.
Мода не имеет места среди простых людей.
Наряду с удовлетворением потребности в переменах, реальная цель моды в демонстрации богатства.”
Кроме того, он заявил: “Хотите ли вы этого или нет, стиль это просто увлечение, мода. И мода не имеет скромных предпосылок”.
Его проекты получают всеобщее признание, заказы следуют один за другим. Рульманн принимает участие во всех крупнейших международных выставках и конкурсах. Он оформляет президентский дворец, различные министерства, кафе…
К 1927 году Рульман имеет
2 магазина, у него работает
27 мастеров-краснодеревщиков,
4 отделочника, десятки драпировщиков, несколько столяров-
учеников и 25 рисовальщиков.
Во время сотрудничества с краснодеревщиками
он постоянно заставлял их
не ограничиваться своим
ремеслом. Он не хотел признавать, что какая-либо деталь конструкции не может быть выполнена.
Он заставлял работников выполнять деталь снова и снова, пока она
не достигала своего совершенства, и тогда он восклицал: “Не трогайте ничего, она совершенна”.
Люстра Секретер
Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости.
Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин»,
французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х – 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства».
Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине,
Поль Филипп (Франция),
Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).
Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь,
эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры.
Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.
Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который
встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити
и шпиля небоскреба Крайслер билдинг.
В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как
«Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается, что эта роскошь – психологическая реакция на аскетизм
и ограничения в годы Первой мировой войны.
Небоскреб Крайслер билдинг
«Иль де Франс» (фр. Île-de-France) – французский океанский лайнер, построенный в Сен-Назер (Франция) для Компании Женераль
Трансатлантик (Френч Лайн). Судно было первым океанским лайнером, построенным после окончания Первой мировой войны
и было первым лайнером, декорированным в стиле арт-деко.
Лайнер не был ни крупнейшим, ни самым быстрым судном, но его считали самым изысканным судном, построенным Френч Лайн до «Нормандии».
Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из источников сталинской архитектуры.
С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»).
Список источников
Øhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0-%E4%E5%EA%EE
Øhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EB%FC_%E4%E5_%D4%F0%E0%ED%F1_
(%EB%E0%E9%ED%E5%F0)
Øhttp://homy.com.ua/article/ruhlmann-emile-jacques
Øhttp://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%B4%
D0%B5%D0%BA%D0%BE&clid=2063712&lr=2&rnd=43912
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.