АВАНГАРДИЗМ
Авангардизм – (от франц. – передовой отряд) – движение художников XX в., для которого характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью.
Казимир Малевич – всемирная «икона» авангарда.
На разных исторических этапах роль авангарда играли сменявшие друг друга течения:
Ø 1900 – 1910-х гг. – время появления фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, дадаизма, абстрактного искусства;
Ø в 1920 – 1930-х гг. на первый план выходит сюрреализм;
Ø в послевоенный период возникают новые течения абстракционизма – абстрактный экспрессионизм, ташизм, информальное искусство и др.;
Ø 1960 – 1970-е гг. – переходная эпоха от «классического» авангарда к неоавангарду, или постмодернизму с его составляющими – акционизмом, поп-артом, концептуализмом, кинетическим искусством, другими художественными течениями.
При всем многообразии творческих программ, идей и методов авангардистских течений, в них можно выделить присущие всем общие черты:
Ø стремление к «освобождению от формы», полной свободе выражения и раскрепощения, что выразилось в первую очередь в отрицательном отношении к традиционному искусству, в отказе от классических норм изобразительности и красоты;
Ø ассоциативность мышления и эпатажный характер представления своих творений.
Главной целью художники-авангардисты видели создание своей субъективной модели мира, своеобразной «второй реальности» в пределах самой жизни.
Поэтому они стремились стереть границы между искусством и реальностью, вторгнуться в области, до того считавшиеся несовместимыми с искусством, включить произведения искусства в окружающую человека среду.
Лозунг «Искусство – в жизнь» как нельзя лучше подходит для определения основополагающего принципа авангардизма, получившего бурное развитие в таких формах, как реди-мейд, инсталляция, энвайронмент, хэппенинг.
Расшатывая устои традиционного искусства, создавая множество приемов, методов, форм художественного и антихудожественного выражения, авангардисты способствовали появлению и развитию новых видов искусств, таких как фотография, кино, электронная музыка.
Мастера авангардизма – Марсель Дюшан, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Жорж Брак,
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Поль Сезанн, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Маргритт.
Авангардисты не были гениями; ощущая это, они провозглашали гениями сами себя. Поэтому каждый стремился ниспровергнуть другого. Малевич враждовал с Кандинским, Кандинский с Малевичем и Татлиным, Татлин, Лисицкий, Матюшин – со всеми.
Одновременно их объединяла воля к власти. Они мечтали о переустройстве жизни, самое малое: «в масштабе земного шара». Авангардисты хотели «партийного искусства» и, в конце концов, они его получили в форме «социалистического реализма».
И хотя не все русские авангардисты были связаны с политикой, многие остались истинными романтиками и идеалистами, в целом авангард свидетельствовал о поражении национальной культуры.
Это отразилось и на терминологии.
В период 1905 – 1930-х гг. авангардистские преобразования в сфере творчества имели выраженную социальную направленность.
Приверженцы авангардных направлений выступали против буржуазной культуры, которую воспринимали как косную и застойную.
Наивысшее ее выражение они видели в официальном академическом искусстве.
Перед Второй мировой войной демонстративно непримиримый характер авангардизма уступил место более спокойному развитию.
Вторая, менее мощная волна подъема авангардизма – неоавангардизм – относится к послевоенному периоду.
В ряде стран так называемого социалистического лагеря авангардизм находился под государственным запретом и боролся против рутины "ангажированного" искусства, регламентации художественного процесса.
В России с ее революциями начала 20-го века авангардизм нашел благодатную почву для своего развития. Здесь появились выдающиеся мастера Малевич К. С. и Кандинский В. В.
Испытали влияние немецкого экспрессионизма художники ОСТа.
ИСТОЧНИКИ
vhttp://www.arthistory.ru/malevich.htm vhttp://www.arthistory.ru/avangardism.htm
Спасибо за внимание !!!
Презентацию подготовила Ирина Полетаева, ученица 11а класса
гимназии № 405
Учитель:
Н.В.Дудкина
Санкт-Петербург, 2016
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.