Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
МХК
11 кл
21.02.2019
Классицизм — стиль живописи, который стал развиваться в эпоху Возрождения. Классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи. Художественный стиль развился в 17 веке и стал постепенно исчезать в 19 веке.
Стиль живописи и скульптуры классицизма появился в то время, когда художники и скульпторы обратились к искусству античности и стали копировать многие его черты. Античное искусство Греции и Рима в эпоху Возрождения произвело настоящий всплеск интереса к произведениям искусства и творчества. Авторы Возрождения, которые сегодня считаются одними из самых величайших творцов в истории, обратились к античным мотивам, сюжетам, а главное — формам изображения человеческих фигур, животных, окружения, композиции. Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, преувеличенно неестественно.
Классицизм нередко прибегал также к античной мифологии. При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться как сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и т.п.).
классицизм.pptx
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Классицизм:
античность
как эталон
Подготовлено по материалам источников:
Гомбрих Э.Г. История искусства
Даниэль С. Европейский классицизм
Кожина Е. Искусство Франции XVIII века
МОЯ ГАЛЕРЕЯ
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII -
начала XIX вв.
Принципиальная черта стиля - обращение к формам античного искусства
как к идеальному эстетическому эталону (лат. «Classicus» - «образцовый»,
«принадлежащий к первому (высшему) классу римских граждан»).
Основной принцип - стройность, упорядоченность и соразмерность, - та
гармония, достичь которой можно, только руководствуясь человеческим
разумом.
Идеи классицизма наилучшим образом характеризует наглядное
высказывание французского философа Рене Декарта:
«Мыслю, следовательно, существую». В понимании Декарта душевная
деятельность человека существует только благодаря его сознанию,
способности мыслить. и перестать мыслить - означает перестать
Время возникновения и ориентиры
существовать.
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Классицизм сформировался во Франции в период расцвета абсолютной
монархии, постепенно распространяясь в странах Европы
(Испании, Германии, Великобритании, Нидерландах) и США.
В России классицизм возник в период правления Екатерины II в
историческом процессе европеизации, когда императрица ввела моду
на всё французское.
Цели классической культуры - познание истины, воспитание человека
по законам морали и нравственности.
Значимое содержание позднего классицизма — конфликт гражданского
долга и личных интересов, которые приносили в жертву ради
высочайших эталонов.
Классицизм выстроил иерархию жанров, смешение коих не допускалось:
высокие (историческая, мифологическая, религиозная живопись)
Время возникновения и ориентиры
и низкие (натюрморт, пейзаж, портрет).
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Никола
Пуссен.
Смерть
Германика,
1628
В работе Н. Пуссена продемонстрированы последние минуты Германика – римского
полководца и будущего императора. Будучи сыном Тиберия, он имел высокое влияние
и все возможности, чтобы в скором времени сменить отца. Но неожиданно для всех его
скосила болезнь…
Никола Пуссен. Смерть Германика, 1628
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Живопись
Никола Пуссен
Клод Лоррен
Жак Луи Давид
Жан Огюст
Доминик Энгр
Карл Брюллов
Скульптура
Антонио Канова
Бертель
Торвальдсен
Самые известные классицисты
ЖивописьСкульптура
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Архитектура
Клод Перро
Андре Ленотр
Кристофер Рен
Дж. Кваренги
Чарлз Камерон
Василий Баженов
Матвей Казаков
Литература
Малерб (поэзия)
П. Корнель, Расин
(драматургия)
Мольер (комедия)
Лафонтен (басни)
Буало (сатира)
Самые известные классицисты
ЛитератураАрхитектура
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Французский
художник Никола
Пуссен считается
основоположником
раннего европейского
классицизма и самым
ярким его
приверженцем.
Классицизм XVII в.
назван российским
искусствоведом С.М.
Даниэлем «Эпохой
Пуссена».
Никола
Пуссен.
Автопортрет
, 1650
Классицизм в живописи: Начало и расцвет
Никола Пуссен. Автопортрет, 1650
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Флоры, 1631
Никола Пуссен. Царство
Никола Пуссен.
Аркадские пастухи, 1650
Философия классицизма в живописи
Никола Пуссен. Аркадские пастухи, 1650Никола Пуссен. Царство Флоры, 1631
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
«Суд Соломона в пуссеновской
интерпретации — это суд,
рассчитанный на публичное
обозрение. Существенно
не событие как
словами, какими с библейских
времен характеризуют мудрый
суд, — соломоново решение».
С. Даниэль, рос. искусствовед
Философия классицизма в живописи
Никола Пуссен. Суд Соломона,
1649
таковое, а идея, с которой оно
должно соотноситься, которую
оно должно репрезентировать, —
идея высшей справедливости,
беспристрастности, мудрости.
Совершенство композиции
Пуссена можно было бы
обозначить теми же
Никола Пуссен. Суд Соломона, 1649
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Совершенное воплощение пейзажа как идеально
выстроенной композиции французским
художником К. Лорреном обрело право
на сосуществование с живописью высоких
жанров.
Ландшафт для Лоррена - арена человеческой
истории, а прообраз художественного единства —
изначальное единство Вселенной, природный
Космос. Персонажи пейзажей К. Лоррена -
Небо, Земля, Море и Солнце.
Рос. искусствовед С. Даниэль отмечает, что «…
Страной Лоррена правит не Король-солнце,
а Солнце-король, а сюжеты - их встречи
и прощания».
Философия классицизма в живописи
Клод Лоррен. Полдень (Отдых
на пути в Египет), 1661
Клод Лоррен. Полдень (Отдых на пути в Египет), 1661
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
В идиллию природы живописец-философ К.
Лоррен вводит тему «ванитас»: руины древних
дворцов и храмов на его картинах как
напоминание о бренности людского
существования, вечна одна обновляющаяся
природа.
С. Даниэль: «Лорреновский пейзаж заключает
в себе возможность метафорического
прочтения: как обрушились и поросли травой
камни некогда величавого здания, так
неумолимое время изменит облик ныне юной
и прекрасной девы, вечно юной и вечно
прекрасной останется только природа.
В согласии с этим замыслом живописец
противопоставляет уходящие в землю
руины (…) молодым высокоствольным деревьям
Клод Лоррен. Пейзаж
с Аполлоном
и Сивиллой Кумской,
1646
(…), устремленным к небу, а обломки здания
(…) контрастируют с живой стихией моря».
Философия классицизма в живописи
Клод Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской, 1646
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
По приказу Людовика XIV
(«Короля-солнце») выстроен
Версаль, наполненный солярной
символикой (знаками, схематично
изображающими солнце):
направление дворца указывает в
сторону восхода,
аллеи парка напоминают
солнечные лучи,
украшает парк фонтан Бога
Версаль. Общий вид
солнца - Аполлона.
Классицизм в архитектуре:
рационализм, порядок и система
Версаль. Общий вид
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
В восточном крыле Лувра
собраны воедино
составляющие эстетики
классицизма:
опора на классические
ордерные соотношения;
точное членение
по горизонтали и вертикали;
симметрия;
Ф. д’Орбе, Л. Лево, К. Перро.
Восточное крыло Лувра, 1667−1678
расположенный в центре
строения фасад, выделенный
фронтоном.
Классицизм в архитектуре:
рационализм, порядок и система
Ф. д’Орбе, Л. Лево, К. Перро. Восточное крыло Лувра, 1667−1678
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Этап 1740-1780-х гг. вошел в историю под звучным названием «эпоха
Просвещения»: появляются первые атеистические теории, нет больше
непогрешимых авторитетов, священных истин, все в мире надлежит подвергаться
сомнению и анализу, и для человеческой мысли не может быть запретов
и ограничений.
мировоззренческие взгляды не только во Франции, но и во всей Европе.
XVIII век - также и век Великой французской революции, кардинально изменившей
Эпоха Просвещения: поздний классицизм
Высшая ценность - гражданские добродетели: чувство долга, волевая
самодисциплина, умение подчинять чувства контролю рассудка и общему благу.
Великие мыслители эпохи: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и др.
Именно в XVIII в. сформировался современный тип культуры. В эпоху Просвещения
появились первые художественные музеи, стали проводиться первые выставки:
человека следует просвещать, чтобы мир изменился к лучшему. У художников
складывается гражданская позиция, искусство начинает откликаться на то, что
происходит здесь и сейчас.
Столицей художественного мира становится Париж.
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Выразителем настроений эпохи стал
французский художник Жак-Луи Давид,
и поздний классицизм историки искусства
называют «эпохой Давида».
Классицизм Давида представляет из себя
противопоставление классицизму Пуссена:
Пуссен романтичен и философичен, Давид же
- материалистичен и нарочит.
Поздний классицизм стал официальным
стилем Французской революции
и наполеоновского времени: для
прославления республиканских достоинств, а
Жак-Луи Давид.
Автопортрет, 1794
Эпоха Просвещения: поздний
позже - и величия империи – необходимо
было новое искусство.
классицизм
Жак-Луи Давид. Автопортрет, 1794
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Картина Ж.Л.
Давида,
посвященная
Великой
Французской
Революции,
повествует о
судьбе Жана
Поля Марата -
лидера
якобинцев и
журналиста
радикальной
газеты «Друг
народа».
Жак Луи
Давид.
Смерть
Марата,
1793
Эпоха Просвещения: поздний
классицизм
Жак Луи Давид. Смерть Марата, 1793
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Уверенный классицист Жан
Огюст Доминик Энгр считал, что
всё гениальное уже
реализовано, и задача
художника - соответствовать
образцам.
Его «Портрет мадемуазель
Ривьер» - подражание Рафаэлю.
Жан Огюст Доминик Энгр.
Мадемуазель Каролин Ривьер, 1805
Эпоха Просвещения: поздний
классицизм
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадемуазель Каролин Ривьер, 1805
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Э.М. Фальконе. Медный
Скульптура позднего классицизма –
И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому
на Красной площади в Москве, 1804−1818
всадник, 1768
культ героического
Э.М. Фальконе. Медный всадник, 1768И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, 1804−1818
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Антонио Канова. Паолина Боргезе
в образе Венеры-победительницы, 1805
Скульптура позднего классицизма –
Бертель Торвальдсен. Памятник Николаю
Копернику в Варшаве, 1822−1830
культ героического
Антонио Канова. Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы, 1805Бертель Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве, 1822−1830
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
В России классицизм появился во 2-й
половине XVIII в. при Екатерине II,
проникшейся идеями Просвещения
и переписывавшейся с самим Вольтером.
Стиль проявил себя во всех видах
искусства:
живописи, скульптуре, архитектуре,
литературе и даже градостроительстве.
Самый значительный монумент русского
классицизма - г. С.-Петербург, выстроенный
наилучшими конструкторами эпохи
по законам великого Андреа Палладио.
Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины
II в виде законодательницы в
храме богини Правосудия, 1780-е
Русский классицизм
Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, 1780-е
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
Карл Брюллов
Дмитрий Левицкий
Федор Рокотов
Василий Тропинин
Орест Кипренский
Владимир Боровиковский
Антон Лосенко
Русский классицизм
Презентация по МХК на тему «Классицизм: античность как эталон»
К.П. Брюллов. Последний
день Помпеи, 1830-е
Дж. Кваренги. Академия наук
в Санкт-Петербурге, 1783−1789
Русский классицизм
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи, 1830-еДж. Кваренги. Академия наук в Санкт-Петербурге, 1783−1789
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.