— Родился в католической семье. Второй ребенок Филиппа Эрнста, учителя в школе для глухонемых детей и художника-любителя, и Луизы Эрнст, урождённой Копп. У Макса был брат Карл и сёстры Эмили, Луиза, Элизабет и Аполлония. Пятая сестра, Мария, умерла в возрасте шести лет.
—
Макс
Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. С самого детства он
был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Одним из его первых
воспоминаний был поход в лес с отцом. В детстве он проводил много времени на
природе и впоследствии часто возвращался в своих работах к теме леса и флоры.
— В 1906 году, в ночь, когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай. Единовременность этих двух событий поразила подростка, он был уверен, что родившийся ребенок забрал у птицы жизненную силу. Это событие оставило большой отпечаток на творчестве художника, он неоднократно изображал людей в виде птиц.
—
В
1897 – 1908 гг. он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Большое влияние
оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность»,
прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Она заставила его среди
прочего задуматься о буржуазных принципах обучения.
— В 1909 Эрнст поступил на факультет философии в Боннский университет в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя.
— Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Он уделял большое внимание картинам и Макс Эрнст.
скульптурам резидентов госпиталя и даже хотел Автопортрет, 1909 написать книгу об искусстве душевнобольных.
— В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов.
— Он дружил с поэтом Иоганном Кулеманном, художниками Августом Маке, Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом
Кампендонком, психологом Карлом Оттеном.
— Однако вскоре он почувствовал недостаток теоретических знаний и стал посещать университетские лекции по искусству. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение.
—
Эрнст
окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в
Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и
Пикассо). С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения
финансовой помощи от родителей.
—
В
1912 году он отправил несколько работ на небольшие выставки в Бонне и Кёльне и
написал несколько статей в журнал «Der Volksmund», в которых защищал идеалы
«Молодого Рейнланда».
— В этих статьях он насмехался над художественными критиками, оперировавшими понятиями «мастерство» и «вкус» для оценки искусства.
— Летом следующего года его работы были представлены на выставке Рейнских экспрессионистов в Бонне, а в сентябре – на первом Немецком осеннем салоне в Берлине.
— После этого Эрнст Макс знакомился с разными известными художниками, ездил в Париж, выставлялся на других выставках в Берлине.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1915 году получил повышение до бригадира. Отдачей пушки ему ранило голову и правую руку, и симпатизировавший ему лейтенант перевёл его к картографам, где Эрнст имел возможность рисовать.
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
Весной 1918 года он был
произведен в лейтенанты, а в октябре, незадолго до окончания войны, он женился
на историке искусств Луизе Штраус, с которой познакомился в 1914 году. Через
два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст, художник-сюрреалист.
Брак, впрочем, вскоре распался.
После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. Он познакомился с большим количеством известных художников в разных городах Германии. Эрнст продолжал творить, он начал экспериментировать с техникой коллажа, которая стала для него способом реакции на мировую ситуацию и средством для ее отражения.
Также в это время он
примкнул к течению дадаистов. Из-за этого в частности произошел окончательный
разрыв с семьей, Эрнст больше никогда не видел отца, тот отрекся от сына.
Творчество Эрнста получило поддержку дадаистов, что дало художнику понять, что
его место среди них.
Вскоре Эрнст переезжает в Париж, но из-за неимения французской визы приезжает туда нелегально, иммигрантом. Там у него настали тяжелые времена, он перебивался случайными заработками.
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей». В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
Его работы не привлекли внимание критиков, но получили тёплые отзывы от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси.
В том же салоне была
выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinière),
купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по
требованию нацистских властей. В 1937 году художник увидел свою картину на
фотографии выставки дегенеративного искусства, она вероятнее всего была уничтожена.
По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A l'intérieur de la vue). Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили.
Коричневое, от рогов к подковам,
Нашествие – в одной немаркой гамме С
оттенком шутовства средневековым Себя уничтожает в диком гаме.
Как склеена из глиняных кувшинов,
Разбитых в дни холеры и проказы, Орда еще воскреснет, став причиной Египетской одиннадцатой казни.
И на ходу, сродни хамелеону,
Что к перекрестку выползет «на красный»,
Коричневое перейдет в зеленый, Спустя века покрывшись желтой краской.
Г. Кацов. Нью-Йорк. 10.13.2012
Геннадий Кацов СЛОВОСФЕРА
https://slovosfera.com/2012/10/26/slovosfera144-max-ernst-the-horde/
— Во время Второй мировой войны Эрнста несколько раз арестовывали по доносам как агента вражеской стороны, сажали в концлагеря, откуда Эрнст пытался бежать и выходил при помощи связей, хоть и не сразу.
—
Его
положение было непрочным, и Эрнст решил покинуть Европу. Его сын Джимми,
живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. Директор Нью-Йоркского
музея современного искусства Альфред Барр получил для Эрнста документы о
предоставлению тому убежища в США. В декабре 1940 года художник прибыл в
Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги.
—
14
июля 1941 года Макс Эрнст прилетел в США и был задержан в аэропорту как
гражданин Германии, но был отпущен спустя три дня не без помощи Пегги
Гуггенхайм. В планах Пегги уже долгое время было открытие музея современного
искусства, и она искала для него подходящее место. Вместе с дочерью, Максом
Эрнстом и его сыном Джимми они совершили путешествие по Америке. В конце концов
в декабре они вернулись в Нью-Йорк, и вскоре Макс и Пегги поженились.
— В Нью-Йорке Макс Эрнст встретил Андре Бретона и других представителей мира искусства, бежавших от войны в Америку – Андре Массона, Жака Липшица, Фернана Леже, Пита Мондриана и других. Он тесно общался с Марком Шагалом и Марселем Дюшаном, который жил у него первое время после приезда в Нью-Йорк.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.