Санкт-Петербург, 2015
Нестеров Михаил Васильевич (19.05.1862 – 18.10.1942), русский художник и общественный деятель.
Родился он 31 мая 1862 г. в Уфе, в семье купца.
Рисованием стал заниматься, учась в Уфимской гимназии.
В 1874 г. уехал в Москву, чтобы продолжить образование в реальном училище.
В 1876 — 1881 гг. занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве и в натурном классе Академии художеств в Петербурге у таких известных художников, как В. Г.
Перов и И. Н. Крамской.
Михаил Нестеров. «Призвание на царство Михаила Федоровича Романова», 1886
В 1886 г. Нестеров создал полотно «Призвание на царство Михаила Фёдоровича Романова», за которое получил звание свободного художника.
Размеренное течение жизни нарушила смерть жены в 1886 г. Художник обратился к религиозной тематике. Он искал нравственный идеал в одухотворённой гармонии древнерусской жизни. Эти устремления выразились в картинах «Юность преподобного Сергия» (1889 г.), «Святая Русь» (1916 г.), росписи в Марфо-Мариинской обители (10-е гг. XX в.) и других храмах. |
М.В.Нестеров.
«Юность преподобного Сергия», 1889 г.
М.В.Нестеров.
«Юность Преподобного Сергия Радонежского»,
1892 – 1897
Свою самую известную картину «Видение отроку Варфоломею» (1889 – 1890 гг.) художник начал компоновать с пейзажа. «Ряд пейзажей и пейзажных деталей, — вспоминал Нестеров, — были сделаны около Комякина. Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал самый первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьётся речка (аксаковская Воря)… Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего „Варфоломея” такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а, главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством „подлинности”, историчности его… Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать». |
М.В.Нестеров. «Видение отроку Варфоломею», 1889 – 1890
Михаил Нестеров. «Святая Русь», 1901 – 1905.
Холст, масло. 233 x 375. Государственный Русский музей, Санкт Петербург
Нестеров встретил Октябрь двойным портретом религиозных философов – П. Флоренского и С. Булгакова на фоне пейзажа окрестностей Сергиева Посада. Участвовать в реализации Плана монументальной пропаганды ни сил, ни намерений не было, и Нестеров покидает Москву. Его мастерская оказывается разоренной, и он с грустью констатирует необходимость, как молодому, начинать все с нуля. |
Михаил Нестеров.
«Философы»
(Портрет Павла Флоренского и
Сергия Булгакова),
1917
Не быстро, в сомнениях и гнетущем расположении духа мастер постепенно, медленно втягивался в художественную жизнь, переключившись на жанр портрета.
Его влекут люди жадные до практического дела, по преимуществу, исполненные творческого порыва, самозабвенные, такие как академик-генетик Северцов, скульпторы Шадр и Мухина, профессор-хирург Юдин, наконец, академик-физиолог Нестеров, Михаил Васильевич. Павлов.
Автопортрет, 1928
М. В. Нестеров. Портрет В. И. Мухиной, 1940 г.
Москва,
Третьяковская галерея
Нестеров – один из самых крупных представителей православного искусства конца XIX – начала XX вв. Талант иконописца у Нестерова особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. Продолжая традиции древнерусской иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя, Богородицы и святых. В его росписях (Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, свв. Кирилл и Мефодий, св. Николай Чудотворец, свв. Борис и Глеб, свв. Константин и Елена, св. Филарет и вмц. Варвара) ощущается духовная красота традиций Святой Руси. |
М. В. Нестеров.
Богоматерь Умиление,
1906
Источники:
Øhttp://citaty.su/mixail-nesterov-kratkaya-biografiya
Øhttp://art-nesterov.ru/gallery.php
Øhttp://www.hrono.info/biograf/bio_n/nesterov_mv.php
Øhttp://jivopis.org/nesterov-mixail-vasilevich--videnie-otrokuvarfolomeyu/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.