Презентация по МХК на тему: «Мир искусства» (11 класс)

  • Презентации учебные
  • pdf
  • 03.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по мировой художественной культуре подготовлена ученицей 11 класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга Екатериной Куянец под руководством учителя Наталии Всеволодовны Дудкиной в рамках долгосрочного проекта «Культура и искусство XX века». Презентация относится к разделу «Художественные объединения XX века» и рассказывает о возникновении и развитии художественного объединения «Мир искусства» и о его участниках. Объём презентации – 17 слайдов.
Иконка файла материала ++11б Куянец. Мир искусства. 15.1.pdf



       Предыстория художественного объединения  «Мир искусства» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в 1887 году учащимися петербургской частной школы Карла Мая – А. Бенуа, В. Нувелем, К. Сомовым и Д. Философовым.

        Через некоторое время к кружку примкнули С. Дягилев и Л. Бакст. 

        Сергей Дягилев не был профессиональным художником, однако сыграл выдающуюся роль в развитии художественного объединения. Он часто ездил за границу, где завел знакомства с иностранными деятелями искусства.

       Под руководством Дягилева камерные «Невские пиквикианцы» к концу 1890-х годов превратились в экспансивный «Мир искусства». 

        В объединение влились художники московской школы (входившие в состав абрамцевского кружка) – К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Серов,  М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А. М. Васнецов.

Деятельность  объединения

       Их первым масштабным публичным выступлением явилась «Выставка русских и финляндских художников», состоявшаяся в начале 1898 в Петербурге, а затем, летом того же года, в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. 

       В том же году начал выходить журнал «Мир искусства»; его издателями были княгиня М.К.Тенишева и С.И. Мамонтов, главными же идеологами были А.Н. Бенуа и   С.И. Дягилев. Художественная ориентация группы «Мир искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям товарищества передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены объединения утверждали, что искусство – прежде всего выражение личности художника.

       Однако разногласия, царившие внутри группы, привели к распаду и движения, и журнала. Движение формально прекратило свое существование в 1903 году (в 1905 году вышел последний номер журнала).

Деятельность  объединения

       Часть членов объединения совместно с московской группой «36 художников» сформировали «Союз русских художников». 

       Но в 1910 ряд мастеров-петербуржцев во главе с Бенуа, недовольные экспозиционной тактикой «Союза», вышли из него и возродили «Мир искусства». 

       В числе новых его участников были К.Ф. Богаевский, Б.М. Кустодиев, Г.К. Лукомский, К.С. Петров-Водкин, Г.И. Нарбут, Д.С. Стеллецкий, З.Е. Серебрякова, С.В. Чехонин, А.Е.Яковлев и другие.

       Однако после раскола достаточно прочного эстетического единства добиться не удалось. После революции объединение художников «Мир искусства" распалось на Петроградскую и Московскую группы, а в 1920-е годы окончательно прекратило свое существование. 

       Последняя выставка с таким названием была устроена художникамиэмигрантами в 1927 в Париже.

Деятельность  объединения












Мировоззренческие установки ведущих деятелей "Мира искусств" во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма современного общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности. Провозглашая своей задачей консолидацию художественных сил, выступающих против позитивизма под знаком возрождения идей романтизма, теоретики "Мира искусств" выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль своего рода преобразователя жизни. 

Просветительский пафос деятельности мастеров "Мира искусств" проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (особенно к искусству XVIII – начала XIX вв.), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями современного искусства. 

В то же время признание активной общественной роли художественного творчества противоречиво сочеталось у них с лозунгом "свободного", или "чистого", искусства. 


Декларируя независимость искусства и отрицая его тенденциозность, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, историческое значение последнего в прошлом), выступали с критикой эстетики русских революционных демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова. 

Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.

С. Дягилев в одном из номеров журнала писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».





Исаак Левитан. «На Волге», 1889



Источники

Спасибо  за внимание!