Презентация по МХК на тему «Соц-арт» (11 класс)

  • Презентации учебные
  • pdf
  • 26.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по мировой художественной культуре подготовлена учеником 11 класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга Владиславом Крыловым под руководством учителя Наталии Всеволодовны Дудкиной в рамках долгосрочного проекта «Культура и искусство XX века». Презентация относится к разделу «Стили и направления в искусстве» и рассказывает о соц-арте как об одном из направлений постмодернизма. Приводятся факты об истории возникновения этого направления в искусстве и примеры произведений соц-арта. Объём презентации – 26 слайдов.
Иконка файла материала ++11б Крылов. Соц-арт. 14.1.pdf

Соц-арт

Работу выполнил:

ученик 11 «б» класса гимназии № 405

Крылов Владислав

 

 

Учитель:

Дудкина Наталия

Всеволодовна

Санкт-Петербург, 2014

Соц-арт – одно из направлений постмодернизма и постмодернистского эстетического сознания в культуре поздней советской и постсоветской эпох. Возник в начале 70-х гг. в среде молодых советских художников.

Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид, вокруг которых во второй половине 1970-х гг. сложился круг молодых художников, разделявших их взгляды и убеждения. 

Виктор Скерсис.

«Пионерки», 

1972 год

Термин был введен в употребление в кругу активных создателей этого направления – В. Комара и А. Меламида в 1972 – 1973 гг. в качестве своего рода иронического словесного «кентавра» из поп-арта и соцреализма.

В. Комар и 

А. Меламид

В разные    годы   к    их объединению      примыкали

Александр Косолапов, Леонид Соков,      Дмитрий      Пригов, Борис Орлов, члены групп «Гнездо» и «Мухоморы». 

Соц-арт не был жестким стилевым      направлением, он объединял весьма различных по своей манере авторов, не просто      находящихся     в

«художественной оппозиции», но разрабатывающих в своем творчестве      многослойные составляющие      официальной идеологии      и      множества   ее Эрик Булатов. 

«Портрет Л. И. Брежнева» художественных догматов.

Соц-арт сложился  в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии тех лет. 

Соц-арт стал своеобразной эстетической    реакцией      на засилье      официальной пропаганды в культуре тех лет.

Создатели   соц-арта определяли это течение как «игру     с      идеологией»,   они стремились в гротескной форме показать      всю      нелепость массовой идеологии и кризис социалистического реализма.

Борис Орлов. 

«Бюст в духе Растрелли»

В советских художественных вузах, которые окончили главные представители соц-арта, официально признавался единственный советский творческий метод – социалистический реализм. Главные догматы его требовали от художника изображать «жизнь в формах самой жизни» и «в ее революционном развитии»; создавать произведения «национальные по форме и социалистические по содержанию». 

Изобретатели соц-арта хорошо ощущали пустоту, лживость, лицемерие и цинизм официозного советского искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима.

Свое отношение и к этому искусству, и к породившей его идеологии, и к державшемуся на этой идеологии строю они оригинально выразили, используя наиболее одиозные клише, формы, символы, знаки, стереотипы этого искусства и политического пропагандистского инструментария.

Леонид Соков. «Проект конструирования очков  для каждого советского гражданина» 

Сдвигая формально-смысловые акценты советских коммунистических символов, используя отдельные пространственно-композиционные, структурные, монтажные и тому подобные приемы различных направлений художественного авангарда XX в. (от конструктивизма, дадаизма, реди-мейд, сюрреализма до поп-арта и постмодернизма), активно манипулируя визуальными стереотипами советской пропаганды, они создали самостоятельное политизированное направление в постмодернизме. 

Для соц-арта были характерны заостренная ироничность, гротескность, ёрничанье по поводу и главных идеологических клише, и разных стереотипов советской эпохи.

Ростислав Лебедев. «Нет выхода»

Мировоззренческая основа соц-арта – нигилистический релятивизм. Он отвергает веру во все, чего бы это ни касалось. Он стремится разрушить все культы, которые генерируются отдельным человеком или навязываются извне – политической, экономической, духовной и прочей властью. 

Соц-арт не терпит ничего, что принуждает индивидуума к неравноправному общению, что опускает человека на колени и принуждает к некритичному     подчинению любой власти; он направлен против любого безапелляционного, безусловного явления. 

Для борьбы с культами соц-арт использует смех, лицедейство, травестию и мистификацию, адекватно и весело выражающие философию «беспочвенности» и изменчивости.

Виталий Комар,  Александр Меламид.

«Происхождение социалистического реализма»

Подробнее:

http://adindex.ru/publication/gallery/2014/0

1/13/105597.phtml

Таким образом, основным принципом соц-арта стала критика и осмеяние ценностей, культов и верований, которые навязываются человеку политической, экономической и духовной властью, неприятие всякой догматики. 

Восприняв идеологию поп-арта, соц-арт, тем не менее, откликается не на реальность как таковую, а на ее отображение изобразительным языком. Поэтому соц-арт пародирует, например, не лица и поступки советских вождей, а их интерпретацию языком "соцреализма", агитационной пропаганды.

Эрик Булатов. «Единогласно» Леонид Соков.

«Ленинхудожник», 1994

Объекты соц-арта – это, как правило, центоны, собранные и составленные из блоков, элементов, цитат советского официозно-государственного антуража по попартовским принципам визуально-пространственной организации. Соц-артисты работали во многих видах артдеятельности – от традиционной живописи, графики, скульптуры, плаката и рекламы до коллажей, инсталляций, ассамбляжей, акций и т. п.

Ростислав Лебедев.

«Сделано  в СССР»

Эрик

Булатов.

«Слава

КПСС»

Александр Косолапов. «Ленин – Кока Кола», 1993

Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Художники соц-арта программно отказались от собственной цельной пластической системы, заменив ее концепциями «плохой вещи», разорванной формы и практикой апроприации. Эстетика «плохой вещи», отодвинув профессиональный перфекционизм,  должна была служить указанием на разомкнутость, «дырявость» соц-артистского проекта.      

Художник не замыкается в собственном сочинении, а

 через него демонстрирует иные, чужие, внешние тексты, комбинаторной игрой с  которыми и занимается.

Художественный образ соц-артского произведения возникает не в процессе изготовления вещи, а из эфемерного, умозрительного сопоставления контекстов, которые автор набросочно и очень приблизительно, «на коленке», иллюстрирует своим произведением.

Леонид Соков. «Пир с медведем», 1984

Политическая фронда (антиправительственные действия) соц-арта базируется не только на пародировании культовых текстов и их персонификаций, но и на особом типе поведения, которое вне зависимости от фабулы, является возмутительным в социуме с регламентированными формами общения. 

Это поведение, определяемое одним словом –   «пересмешничество», считается программным для адептов стиля, ибо представляет собой своеобразную панацею и терапию от тоталитарных общественных отношений. Пересмешничество не только осваивается и обыгрывается самим автором. Оно предлагается, даже, можно сказать, навязывается зрителю в виде неизбежного импульса смеха, которым зритель волей-неволей реагирует на иногда глуповато-пародийные или абсурдные образы в произведениях  соц-арта. 

Леонид Соков. «Пир с Мэрилин», 2007

Наиболее адекватно соц-арт выразился в живописи, графике, скульптуре. 

Известны прецеденты в декоративном искусстве (эмаль Ларисы Резун-Звездочетовой «Телефонный номер», 1994; так называемая «Живопись на платках», созданная группой «Перцы» в 1990 – 1995 годах) и даже в боди-арте (киевский художник Н. Трох стилизовал свою внешность под Ленина, используя это и в своем фототворчестве).

Менее – в литературе (плодовитый Д. Пригов, повесть «Омон Ра» и некоторые рассказы В. Пелевина, проза В. Сорокина в начале 1980-х годов) и кинематографе, обычно параллельном, например, «Репортаж из страны любви», реж. П. Поспелов, 1990. 

Известность обрушилась на соц-арт, когда с конца 80-х годов он выходит на международную художественную арену и становится едва ли не символом поворотного времени. 

Э. Булатов. «Восход или заход солнца»

Однако   политическая переориентация   общества      в годы перестройки не только вывела соц-арт на орбиту моды, но и предопределила его закат, так как сделала неактуальной содержательную      основу     его иронических образов.

К концу XX века соц-арт практически завершил свое существование; представители искусства соц-арта живут и работают как в России, так и (многие) в эмиграции, занимаясь самыми разными видами арт-деятельности. Эрик Булатов.

«Дорога»

Эрик Булатов. «Свобода есть свобода II», 2000

Список источников:

 

qhttp://www.moscowart.net/rus/art.html?id=SotsArt

qhttp://www.psyoffice.ru/6-1116-soc-art.htm

qhttp://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/161.htm

qhttp://www.independent

qacademy.net/science/library/borev_postsozrealizm/postperestroechnoe.html

qhttp://www.museum.ru/N30240

qhttp://www.izostili.ru/index.php?section_ID=57

qhttp://alternative_culture.academic.ru/117/Соц-Арт

 

Изображения:

 

qhttp://art-veranda.ru/publication/soc-art/

qhttp://art-links.livejournal.com/2372304.html

qhttp://singularity.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e

qlearning/History_of_Art/Artists/Art_16_6_1.html