Соц-арт
Работу выполнил:
ученик 11 «б» класса гимназии № 405
Крылов Владислав
Учитель:
Дудкина Наталия
Всеволодовна
Соц-арт – одно из направлений постмодернизма и постмодернистского эстетического сознания в культуре поздней советской и постсоветской эпох. Возник в начале 70-х гг. в среде молодых советских художников.
Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид, вокруг которых во второй половине 1970-х гг. сложился круг молодых художников, разделявших их взгляды и убеждения.
Виктор
Скерсис.
«Пионерки»,
1972 год
Термин был введен в употребление в кругу активных создателей этого направления – В. Комара и А. Меламида в 1972 – 1973 гг. в качестве своего рода иронического словесного «кентавра» из поп-арта и соцреализма.
В. Комар
и
А. Меламид
В разные годы к
их объединению примыкали
Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, члены групп «Гнездо» и «Мухоморы».
Соц-арт не был жестким стилевым направлением, он объединял весьма различных по своей манере авторов, не просто находящихся в
«художественной оппозиции», но разрабатывающих в своем творчестве многослойные составляющие официальной идеологии и множества ее Эрик Булатов.
«Портрет Л. И. Брежнева» художественных догматов.
Соц-арт
сложился в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной
идеологии тех лет.
Соц-арт стал своеобразной эстетической реакцией на засилье официальной пропаганды в культуре тех лет.
Создатели соц-арта определяли это течение как «игру с идеологией», они стремились в гротескной форме показать всю нелепость массовой идеологии и кризис социалистического реализма.
Борис Орлов.
«Бюст в духе Растрелли»
В советских художественных вузах, которые окончили главные представители соц-арта, официально признавался единственный советский творческий метод – социалистический реализм. Главные догматы его требовали от художника изображать «жизнь в формах самой жизни» и «в ее революционном развитии»; создавать произведения «национальные по форме и социалистические по содержанию».
Изобретатели соц-арта хорошо ощущали пустоту, лживость, лицемерие и цинизм официозного советского искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима.
Свое отношение и к этому искусству, и к породившей его идеологии, и к державшемуся на этой идеологии строю они оригинально выразили, используя наиболее одиозные клише, формы, символы, знаки, стереотипы этого искусства и политического пропагандистского инструментария.
Леонид Соков. «Проект конструирования очков для каждого советского гражданина»
Сдвигая формально-смысловые акценты советских коммунистических символов, используя отдельные пространственно-композиционные, структурные, монтажные и тому подобные приемы различных направлений художественного авангарда XX в. (от конструктивизма, дадаизма, реди-мейд, сюрреализма до поп-арта и постмодернизма), активно манипулируя визуальными стереотипами советской пропаганды, они создали самостоятельное политизированное направление в постмодернизме.
Для соц-арта были характерны заостренная ироничность, гротескность, ёрничанье по поводу и главных идеологических клише, и разных стереотипов советской эпохи.
Ростислав Лебедев. «Нет выхода»
Мировоззренческая основа соц-арта – нигилистический релятивизм. Он отвергает веру во все, чего бы это ни касалось. Он стремится разрушить все культы, которые генерируются отдельным человеком или навязываются извне – политической, экономической, духовной и прочей властью.
Соц-арт
не терпит ничего, что принуждает индивидуума к неравноправному общению, что
опускает человека на колени и принуждает к некритичному подчинению любой власти; он направлен
против любого безапелляционного, безусловного явления.
Для борьбы с культами соц-арт использует смех, лицедейство, травестию и мистификацию, адекватно и весело выражающие философию «беспочвенности» и изменчивости.
Виталий Комар, Александр Меламид.
«Происхождение социалистического реализма»
Подробнее:
http://adindex.ru/publication/gallery/2014/0
1/13/105597.phtml
Таким образом, основным принципом соц-арта стала критика и осмеяние ценностей, культов и верований, которые навязываются человеку политической, экономической и духовной властью, неприятие всякой догматики.
Восприняв идеологию поп-арта, соц-арт, тем не менее, откликается не на реальность как таковую, а на ее отображение изобразительным языком. Поэтому соц-арт пародирует, например, не лица и поступки советских вождей, а их интерпретацию языком "соцреализма", агитационной пропаганды.
Эрик Булатов. «Единогласно» Леонид
Соков.
«Ленинхудожник», 1994
Объекты соц-арта – это, как правило, центоны, собранные и составленные из блоков, элементов, цитат советского официозно-государственного антуража по попартовским принципам визуально-пространственной организации. Соц-артисты работали во многих видах артдеятельности – от традиционной живописи, графики, скульптуры, плаката и рекламы до коллажей, инсталляций, ассамбляжей, акций и т. п.
Ростислав Лебедев.
«Сделано в СССР»
Эрик
Булатов.
«Слава
КПСС»
Александр Косолапов. «Ленин – Кока Кола», 1993
Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Художники соц-арта программно отказались от собственной цельной пластической системы, заменив ее концепциями «плохой вещи», разорванной формы и практикой апроприации. Эстетика «плохой вещи», отодвинув профессиональный перфекционизм, должна была служить указанием на разомкнутость, «дырявость» соц-артистского проекта.
Художник не замыкается в собственном сочинении, а
через него демонстрирует иные, чужие, внешние тексты, комбинаторной
игрой с которыми и занимается.
Художественный образ соц-артского произведения возникает не в процессе изготовления вещи, а из эфемерного, умозрительного сопоставления контекстов, которые автор набросочно и очень приблизительно, «на коленке», иллюстрирует своим произведением.
Леонид Соков. «Пир с медведем», 1984
Политическая фронда (антиправительственные действия) соц-арта базируется не только на пародировании культовых текстов и их персонификаций, но и на особом типе поведения, которое вне зависимости от фабулы, является возмутительным в социуме с регламентированными формами общения.
Это поведение, определяемое одним словом – «пересмешничество», считается программным для адептов стиля, ибо представляет собой своеобразную панацею и терапию от тоталитарных общественных отношений. Пересмешничество не только осваивается и обыгрывается самим автором. Оно предлагается, даже, можно сказать, навязывается зрителю в виде неизбежного импульса смеха, которым зритель волей-неволей реагирует на иногда глуповато-пародийные или абсурдные образы в произведениях соц-арта.
Леонид Соков. «Пир с Мэрилин», 2007
Наиболее адекватно соц-арт выразился в живописи, графике, скульптуре.
Известны прецеденты в декоративном искусстве (эмаль Ларисы Резун-Звездочетовой «Телефонный номер», 1994; так называемая «Живопись на платках», созданная группой «Перцы» в 1990 – 1995 годах) и даже в боди-арте (киевский художник Н. Трох стилизовал свою внешность под Ленина, используя это и в своем фототворчестве).
Менее – в литературе (плодовитый Д. Пригов, повесть «Омон Ра» и некоторые рассказы В. Пелевина, проза В. Сорокина в начале 1980-х годов) и кинематографе, обычно параллельном, например, «Репортаж из страны любви», реж. П. Поспелов, 1990.
Известность обрушилась на соц-арт, когда с конца 80-х годов он выходит на международную художественную арену и становится едва ли не символом поворотного времени.
Э. Булатов. «Восход
или заход солнца»
Однако политическая переориентация общества в
годы перестройки не только вывела соц-арт на орбиту моды, но и
предопределила его закат, так как сделала неактуальной содержательную основу
его иронических образов.
К концу XX века соц-арт практически завершил свое существование; представители искусства соц-арта живут и работают как в России, так и (многие) в эмиграции, занимаясь самыми разными видами арт-деятельности. Эрик Булатов.
«Дорога»
Эрик Булатов. «Свобода есть свобода II», 2000
Список источников:
qhttp://www.moscowart.net/rus/art.html?id=SotsArt
qhttp://www.psyoffice.ru/6-1116-soc-art.htm
qhttp://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/161.htm
qhttp://www.independent
qacademy.net/science/library/borev_postsozrealizm/postperestroechnoe.html
qhttp://www.museum.ru/N30240
qhttp://www.izostili.ru/index.php?section_ID=57
qhttp://alternative_culture.academic.ru/117/Соц-Арт
Изображения:
qhttp://art-veranda.ru/publication/soc-art/
qhttp://art-links.livejournal.com/2372304.html
qhttp://singularity.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e
qlearning/History_of_Art/Artists/Art_16_6_1.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.