Супрематизм
Казимира Малевича
Презентация
Вячеслава Сергеева, ученика 11б класса
гимназии №405
Учитель: Н.В. Дудкина
Санкт-Петербург, 2015
Малевич, Казимир Северинович (1878 – 1935 гг.) – русский живописец, один из самых выдающихся и оригинальных художников минувшего столетия, чье наследие заслужило высочайшую оценку во всем мире.
Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Учился он в Училище живописи, ваяния и зодчества (1904 – 1905 гг.). Участник выставок художественных группировок "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и др.
В 1919 – 1922 гг. преподавал в Народной художественной школе "нового революционного образца" в Витебске.
Живопись Малевича разнообразна и по форме, и по содержанию. В начале XX века он стремился совместить принципы кубизма и футуризма.
Казимир Малевич – один из основателей абстрактного искусства, он отошёл от отражения реальных вещей и явлений, отказался от конкретной сюжетной содержательности произведений, трактовал предметную форму как комбинации контрастных по цвету геометрических элементов.
Самое знаменитое живописное произведение Малевича «Чёрный квадрат» (1915) явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма.
Малевич самостоятельно прошел весь путь от скромного самоучки до всемирно известного художника. Всем смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его характеру взрывную энергию Малевич привнес в свое творчество.
Несмотря на то, что московские и петербургские издательства отказались принимать работы Малевича, в 1928 году он открыл в Третьяковской галерее свою персональную выставку. Эта экспозиция была посвящена 30-летию творчества художника. Представленные на выставке работы показывают нелегкий путь художника в серии крестьянских работ. Здесь же Малевич был представлен и как новатор в супрематических работах.
Зрители восприняли выставку работ Казимира Малевича весьма положительно. Они были восхищены пространством и фантазией автора, а также цветовой реальностью его картин. Сейчас в Городском музее Амстердама хранится крупнейшая за пределами России коллекция работ Казимира Малевича.
Малевич умер 15 мая 1935 в Ленинграде. Творческое наследие художника до сих пор не получило и вряд ли когда-либо получит какую-то однозначную оценку специалистов и поклонников живописи. Однако его гигантский масштаб не могут отрицать даже самые ярые противники Казимира Малевича.
Среди всех стилевых направлений, к которым принадлежат картины Казимира Малевича, особо следует выделить два – это кубофутуризм и супрематизм. Для названия нового направления Малевич избрал польское слово «супрематизм», которое переводится на русский язык как
«доминирование», «превосходство».
Типичная супрематическая картина – это четкие фигуры различных геометрических форм, окрашенные в чистые локальные тона и словно застывшие в белой пустоте, которая занимает все оставшееся пространство картины. Истоки супрематизма лежат в работе Малевича над оформлением постановки оперы «Победа над Солнцем».
Смысл супрематизма заключается в том, что он должен подчеркивать доминирование цвета над прочими компонентами, какие только есть в изобразительном искусстве. Живопись в стиле супрематизма – это своего рода погружение в беспредельную и бесформенную пустоту.
«Спортсмены», 1928 – 1930 г.
Долгое время живописное искусство Казимира Малевича считалось "идеологически вредным", и в своих исследованиях советские искусствоведы главным образом отмечали формальные качества его произведений.
Сейчас о творчестве Малевича написано много книг и еще больше статей. Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне – картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей и любителей живописи. Как некий миф, как символ русского авангарда, «Черный квадрат» стал знаком, основным элементом художественной системы супрематизма, шагом в новое искусство. Сам художник создал четыре варианта «Черного квадрата» с 1915 до начала 1930-х годов. Все это развитие одной темы. Они отличаются не только очередностью и годом создания, но и цветом, рисунком, фактурой.
К «Черному квадрату» Малевич обращался каждый раз, когда ему необходимо было весомо и значимо представить собственное творчество, часто в связи с самыми важными для него выставками. Но Малевич никогда не копировал свои "Квадраты", всегда создавал "новую" версию.
Главный элемент супрематических работ Малевича – квадрат. Затем будут комбинации квадратов, кресты, круги, прямоугольники, реже – треугольники, трапецоиды, эллипсоиды.
Квадрат, однако, – основа геометрического супрематизма Малевича. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого (черный квадрат – «знак экономии»; красный – «сигнал революции»; белый – «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»), и какие то глубинные прорывы в Ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но – ощущаемое.
В 1913 году Малевич создал первые картины в специфическом абстрактногеометрическом стиле.
«Супрематизм». (№ 56), 1916
Крестьяне, 1928 – 1929 Своим искусством Малевич доставляет зрителю "приятные эмоциональные переживания. В этом собственно и состоит его художественно-эстетическое credo…
«Весенний пейзаж», сер. 1900-х «Яблоня в цвету», около 1930 «Весна. Цветущий сад», 1904
Искусство основывается на эстетических принципах, т.е. тоже беспредметное в своей основе.
«Самовар», 1913
Малевич сам создал при переходе от кубофутуризма к супрематизму несколько полотен «заумного реализма», в которых заумь выражалась нарочито прямолинейным совмещением несовместимых вещей: наложением почти реалистического изображения коровы на скрипку в окружении кубистических аксессуаров («Корова и скрипка». 1913); храма, селедки, свечи, сабли, лестницы – на физиономию англичанина
(«Англичанин в Москве». 1914) и т.п.
Под беспредметностью Малевич понимал также и принципиальную неутилитарность искусства, особенно нового. «Предметом» в этом плане оказывается любая утилитарная функция художества.
«Англичанин в Москве». 1914
«Корова и скрипка»,
1913
Работа только с цветом и формой требует врожденного утонченного художественно эстетического чувства, безошибочного вкуса и определенной открытости для духовного опыта, которыми обладал Казимир Малевич.
«Лесоруб», около 1912 – 1913 В супрематической теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями, как беспредметность и безОбразность. Оно означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо представлялись Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность.
«Торс в желтой рубашке», 1932 «Мальчик» («Ванька»), 1928 – 1929
«Девушки в поле», 1928 – 1929 Многообразие движущегося, динамичного мира Малевич воссоздает в своих композициях.
«Цветочница», 1930
Работы Малевича, бесспорно, занимают первые места в живописи XX века.
Абстрактное искусство, достигнув в живописи предела возможного эстетического выражения, стало одним из первых в ряду авангардных свидетельств завершения Культуры и приближения Посткультуры.
Собственно живописные находки абстрактного искусства активно используются сегодня художниками самых разных направлений, а также в дизайне, в оформительском искусстве, в рекламе, в искусстве моды, в театре, кино, телевидении, видеоклипах, компьютерном искусстве, при создании виртуальных реальностей и в других современных артпрактиках.
http://www.e-reading.by/chapter.php/1023419/37/Ostanina_-_Mastera_avangarda.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малевич, Казимир Северинович
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/807-malevich.html
http://www.арт-рисунок.рф/gallery/category/1419-malevich-kazimir.feed
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.