Знаменитый бельгийский архитектор Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Орта с детства играл на скрипке и, окончив школу, поступил в Гентскую консерваторию, но проучился там всего год, так как был отчислен из-за плохой дисциплины. Затем он начал изучать архитектуру в Гентской академии художеств. В 1878 году Орта уехал учиться в Париж, но возвратился в Гент два года спустя в связи со смертью своего отца. В 1881 году он переехал в Брюссель и поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где учился у архитектора
Альфонса Бала, одновременно работая в его мастерской.
Орта
относился с огромным уважением к своему учителю на протяжении
всей своей жизни. Даже в своем завещании, написанном
в 1944 году, Орта счел необходимым упомянуть о своем долге
перед мастером.
Альфонс Бала.
Королевские оранжереи. 1882
После нескольких лет напряженной работы карьера Орта пошла в гору. В 1888 году архитектор стал членом масонской ложи «Les Amis Philanthropes», где познакомился с Эмилем Тасcелем, который заказал ему небольшой «hôtel de maître».
Уже после завершения отеля Тассель, Виктор Орта был на пике популярности. Он стал первым крупным архитектором, который в строительстве частных домов начал широко использовать металлические конструкции, стекло и витражи, что позволило поновому организовать внутреннее пространство здания.
Орта никогда не выдавал один материал за другой: у него камень – это камень, а дерево – это дерево. Каждый материал выполняет функцию, свойственную его природе, являясь при этом частью единого целого.
Орта говорил: «…дерево не может выразить живое, нервное движение, которое я стараюсь воплотить в металле. Дерево расположено к полным формам, которые дают возможность показать его структуру. Соединяясь, эти формы создают неповторимую гармонию».
Переход с газового освещения на электрическое, осуществившийся в девяностых годах XIX века, позволил в значительной мере осветлить палитру интерьеров.
Так как от газа было много грязи, декораторы были вынуждены работать с обоями и краской темных тонов. Преимущества электричества позволили Орта использовать всевозможные оттенки белого, розового, желтого и оранжевого.
Музей
Виктора Орта
Музей Виктора Орта
В 1897 году австрийский художественный критик Людвиг Хевеши, написал статью, в которой подчеркивал особое значение стиля Орта для современников: «Воплотив свои идеи, Виктор Орта сказал новое слово в архитектуре – баланс между различными пространствами, разнообразные поднимающиеся и опускающиеся горизонты и перспективы, гениальное использование игры света, благодаря которой, солнце проникает прямо в сердце здания. В его проектах «процесс дематериализации» достиг своего пика. Орта доказал, что существует такая вещь, как архитектурная музыка – гармония формы, материала и цвета».
В 1894 году Орта становится профессором архитектуры в Брюссельской академии искусств, а в 1913 году избирается директором на трехгодичный срок. Его деятельность была прервана началом Первой мировой войны. Отправившись в 1915 году на конференцию в Лондон, он уже не смог вернуться в Бельгию.
В связи с необходимостью как-то обеспечивать свое существование, Орта был вынужден уехать в Америку, где зарабатывал на жизнь лекциями. Он вернулся в Брюссель только в 1919 году. По возвращении на родину Виктор Орта создал еще несколько проектов, подтвердив славу великого архитектора.
В 1925 году он проектирует Pavillon d’Honneur de la Belgique, который стал частью экспозиции на выставке современного декоративного и индустриального искусства в Париже. В следующем году он председательствует в жюри конкурса на право проектировать дворец Лиги Наций в Женеве, и становится кавалером ордена Почётного легиона. В эти годы Орта много работал и как педагог, до 1931 года он был директором Брюссельской академии искусств. В
1932 году Альберт Первый пожаловал ему титул баронета.
Как правило, имя Виктора Орта ассоциируется с вьющимися линиями, живыми причудливыми узорами из кованого металла.
Но Орта любил и камень, любил до такой степени, что в конце своей жизни, не колеблясь, заявлял, что ему повезло: тепло камня – это все, что нужно, чтобы сделать его счастливым.
Орта говорил, что создает дома-портреты, другими словами, – дома, идеально подходящие своим владельцам, приспособленные для их стиля жизни.
В 1939 году Виктор Орта начал писать свои мемуары, а 8 сентября 1947 года он скончался.
Считается первым «настоящим» зданием в стиле
модерн из-за инновационной для своего времени планировки и применения новаторских
материалов для строительства и отделки. Отель-Тассель в 2000 году был включён
в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Виктор Орта.
Особняк ученого и профессора Эмиля Тасселя в Брюсселе. (1892 – 1893)
В 1898 году Орта получил разрешение на строительство собственного дома. Особняк архитектора состоит из двух сообщающихся изнутри корпусов.
При этом у каждой
части дома своё неповторимое лицо. Лестница представляет собой «позвоночник»
всей конструкции, есть световые колодцы и мозаики. Особняк признан наследием
ЮНЕСКО, сейчас здесь находится музей Виктора Орта.
Особняк
Аубек, 520 авеню Луиз в Брюсселе, 1899 (снесен в 1950 году)
Еще большего изящества и более широкого применения стекла
Орта добивается в другом проекте – особняке ван Эйтвельде, вестибюль которого
перекрыт стеклянным куполом, словно диковинная оранжерея. Особняк был построен
для барона Эдмона ван Эйтвельде (1852 – 1925).
В. Орта.
Отель ван Эйтвелде
(1895 – 1899). Брюссель
![]() |
Магазин "Иновацци", Рю Нев в Брюсселе.
1900
(уничтожен пожаром в 1968 году)
Дом
Дюбуа, 80-авеню Бругманн, Брюссель. (1901) Особняк Макса Халлета, 346 авеню
Луиз в Брюсселе.
(1902)
Магазин Вольферс, улица Аренберг в
Брюсселе (1909)
Презентация подготовлена учеником 11б класса гимназии № 405
Артёмом Мезенцевым
Учитель: Наталия Всеволодовна Дудкина
Санкт-Петербург, 2016
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.