Презентация помогает раскрыть красота природы, торжество человеческих чувств в произведениях Римского-Корсакова. Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств. Урок преследует цель: воспитание интереса к музыке и литературе на примерах оперного искусства. В презентации представлены видеоматериалы.
«Сказочный мир музыки Н.А.
Римского – Корсакова»
урок музыки в 6 классе
Сизоненко Л.А.
• Задачи:
• учить:
• отличать музыку вокальную от инструментальной;
• на примере музыки Н.А.Римского – Корсакова закрепить
понятие «Опера»;
• Цель: Воспитание интереса к музыке и литературе на
примерах оперного искусства.
• развивать:
• способствовать развитию детского воображения;
• развивать у детей познавательный интерес;
• воспитывать:
• воспитывать любовь к природе, к классической музыке.
• Оборудование и материалы:
презентация к уроку; компьютер,
интерактивная доска,
музыкальный материал аудио и
видеозаписи, карточки с
портретом композитора.
Ай потешить вас вас сказкою..
• Опера – это музыкальный
спектакль, в котором
действующие лица поют в
сопровождении симфонического
оркестра.
Как литература повлияла на творчество композитора
Н.А. РимскогоКорсакова, и почему его музыку
называют сказочной.
• «Для меня мир народных
преданий, сказок, былин до
конца жизни останется
неисчерпаемым источником
вдохновения» – говорил сам
РимскийКорсаков.
• Великий и мудрый сказочник Римский-Корсаков видел в
народных сказках отражение самой действительности,
созданной в художественных образах. В своих
произведениях он передавал жизнь народа, живущего в
согласии с природой, показывал богатство народных
обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси
не была столь красочной.
• Обрисовывая фантастические персонажи, Римский-
• Род Римских-Корсаковых прославился в России как
военно-морской, это теперь он больше известен как
композиторский.
Корсаков опирался главным образом на
инструментальные возможности оркестра. А у его
представителей реального мира мелодика носит
вокальный, песенный характер. Все действующие лица
имеют свои постоянные темы-характеристики, которые
сопровождают героев на протяжении всей оперы. Они
одушевлены и очеловечены.
• Вы прослушали вступление к
последней картине оперы,
называется оно «Три чуда».
• Какие три чуда нарисовал
Римский – Корсаков?
А теперь догадайтесь, о какой опере пойдёт
речь дальше?
• Она в сапожках белых
И в шубке голубой,
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей!
• Русский писатель Александр
Николаевич Островский написал
пьесу «Снегурочка»;
• А композитор Римский – Корсаков
сочинил оперу «Снегурочка».
Ария Снегурочки «С подружками по ягоды
ходить»
• Мы прослушали арию Снегурочки «С
подружками по ягоды ходить», где она
поёт о человеческих радостях, которые ей
недоступны, но которые манят её к
людям.
• Легкая, подвижная, шаловливая мелодия
характеризует Снегурочку с её детски –
наивным представлением о весёлой,
беззаботной жизни. В оркестре тема
Снегурочки звучит у флейты. Звучание
флейты придает ей легкий, грациозный,
игривый и в тоже время холодновато-
прозрачный характер.
• Образ Леля приобретает у
Корсакова особый глубокий смысл.
Пастух Лель, любимец солнца,
олицетворяет собою народное
искусство, «он вечно прибывал, и
будет прибывать в прекрасной и
мирной стране берендеев». Не
случайно Лель у композитора
обрисован песнями народного
характера.
Первая песня Леля: "Земляничкаягодка..."
• Снегурочка полюбила людские песни, полюбила
людей, познала чувства нежной любви к человеку.
• После праздника царь Берендей благословляет
молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту
- Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает,
охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю?
«Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу,
что я люблю его!» - отвечает Снегурочка.
• И в этот миг яркий луч солнца падает на неё.
Снегурочка начинает таять!
• В своей последней арии она воспевает великую силу
человеческой любви. Её трогательное прощание с
жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.
• И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк
остался от Снегурочки) - эти фрагменты относятся к
числу самых вдохновенных страниц музыки
Римского-Корсакова.
Конечно, трогательное
прощание Снегурочки с
жизнью. Ария передает
состояние её любовного
томления, нежной
любовной истомы. И
только нежное журчание
арфы возвестило, что
Снегурочка исчезла.
Этот сказочный образ волновал и волнует по сей
день и современных композиторов, и поэтов, вот,
например:
• ...Плакала Снегурочка
Зиму провожая,
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!
Теперь вмешательство Мороза прекратилось,
полновластным хозяином и покровителем страны
берендеев будет по-прежнему Ярило - Солнце,
источник плодородия и счастья. Берендеи поют
Яриле-Солнцу хвалебный гимн, светлый,
торжественный, величавый.
На этом заканчивается опера «Снегурочка».
Даруй, бог света,
Тёплое лето!
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Красота природы,
торжество человеческих
чувств раскрываются во
многих произведениях
Римского-Корсакова.
Музыка Римского-
Корсакова проникнута
любовью к людям, к
природе, верой в красоту
человека и его чувств.
• https://ru.wikipedia.org/wiki
• http://muzofon.com/search
• http://yandex.ru/video/search?text
• http://iplayer.fm/q/