Презентация по обществознанию «Философские размышления Платона о государстве и его роли в жизни общества»
Оценка 4.7

Презентация по обществознанию «Философские размышления Платона о государстве и его роли в жизни общества»

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
обществознание
Взрослым
24.03.2017
Презентация по обществознанию  «Философские размышления Платона о государстве и его роли в жизни общества»
Цель данной презентации является изучение философских размышлений Платона о государстве и его роли в жизни общества. Для этого необходимо определить понятие государства по Платону, а также рассмотреть идеальное государство Платона. Задачи работы: 1. Провести анализ развития философского учения Платона. 2. Определить понятие государства у Платона. 3. Описать идеальное государство Платона.
Философские размышления Платона.pptx

Философские размышления Платона о государстве и его роли в жизни общества»

Философские размышления Платона о государстве и его роли в жизни общества»

«Философские размышления Платона о государстве и его роли в жизни общества»

Выполнила: студентка гр. ДО-13
Инякина Анастасия Анатольевна
Преподаватель: Янушене
Наталья Викторовна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕЧЕНГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Текст слайда Биография Платона

Текст слайда Биография Платона

Текст слайда

Биография Платона

Платон родился в Афинах в 427 - 428 гг. до н. э. Его настоящее имя – Аристокл, Платон – псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу. Отец его имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. И понятно, что для Платона с молодых лет открывалась поистине идеальная перспектива политической жизни: рождение, образование, личные склонности, все продвигало его в одном направлении.

Развитие философского учения Платона

Развитие философского учения Платона

Развитие философского учения Платона

Платон с самого начала впитал в себя учения Гераклита, но большое влияние на него оказал Сократ, который был его учителем около 8 лет. Но если сократовские школы являются выразителями только известных сторон учения Сократа и притом доводят их до крайних пределов, то, напротив, Платон далеко переступает за границы сократовского духа.

Сократ

Развитие философского учения Платона

Развитие философского учения Платона

Развитие философского учения Платона

Однако, Платон получил от своего учителя не только первое побуждение, но и прочное направление своей мысли. Диалоги Платона, заключая в себе следы непосредственного подражания действительным сократовским беседам, свидетельствуют о том, что его философия имеет своим исходным пунктом дальнейшее развитие сократовых мыслей.

Это подтверждает вполне и развитие платоновской философии.

Развитие философского учения Платона 1

Развитие философского учения Платона 1

Развитие философского учения Платона



1.Первоначально платоновская философия занимается этическими проблемами, которые и на дальнейших ступенях ее развития остаются господствующими, имеющими решающее значение для ее общего метафизического миросозерцания.

Развитие философского учения Платона 2

Развитие философского учения Платона 2

Развитие философского учения Платона

2.Это последнее у Сократа еще совершенно отсутствовало соответственно антропологическому направлению его мысли; Платон же вырабатывает его во второй период своей философии, черпая преимущественно из предшествующих систем элеатов и Гераклита материал, дающий ему возможность преобразовать в объективное представление мира.

3.В третий и последний период своей философской деятельности он, наконец, возвращается к древним пифагорейским учениям и пользуется ими для того, чтобы в мистическо-поэтической форме начертать план общего мирового порядка.

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона



Государство по Платону - форма устремленная к идеалу общежития у людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать торжество нравственности, справедливости и духовности.

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона


Идеальному типу государства у Платона противопоставляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы.
Все существующие государства Платон относит к этому - отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных».

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона

Самый важный диалог Платона «Государство» состоит из трех частей.





В первой части (до конца пятой книги) обсуждается вопрос о построении идеального государства – это самая ранняя из утопий.


Во второй части (книга шестая и седьмая) результатом рассуждения является мысль, состоящая в том, что правителями в идеальном государстве должны являться философы.
В третьей части обсуждаются различного рода государственные устройства, их достоинства и недостатки.

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона


Формальная цель «Государства» заключается в том, чтобы определить «справедливость». Но уже на ранней стадии было решено, что поскольку легче увидеть любую вещь в большом, чем в малом, то будет лучше исследовать то, что составляет справедливое государство, чем то, что составляет справедливого индивида.


И, поскольку справедливость должна иметь место среди атрибутов самого лучшего воображаемого государства, надо сначала обрисовать такое государство, а затем решать, какие из его совершенств следует назвать «справедливостью».

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона

Понятие государства у Платона

Прежде чем рассмотреть «идеальное» государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил к отрицательному типу, что в уже существующих государствах не устраивало автора принципиально.

В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе.

Понятие государства у Платона 1

Понятие государства у Платона 1

Понятие государства у Платона

1. Тимократия – власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ
Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Понятие государства у Платона 2

Понятие государства у Платона 2

Понятие государства у Платона

2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.

Понятие государства у Платона 4

Понятие государства у Платона 4

Понятие государства у Платона

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека – тирана.

Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению «идеального» общественного устройства.

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни.
Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое. Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации.
Во-первых, такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения.

Во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами.
В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Главная задача трактата Платона о государстве – проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов.
«Идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя качествами:
- мудростью;
- мужеством;
- рассудительностью;
- справедливостью.

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Мудрость – это доблесть, свойственная весьма немногим – философам, - и это не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей. Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла. Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Вторая доблесть – это мужество. Оно так же свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. Мужеством обладает большое количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи.

В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, или сдерживающая мера, уже не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем членам государства. Там, где она налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согласию лучших и худших сторон.

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Четвертая доблесть – это справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве и обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому его природа наиболее способна.

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом.
Платон считал оптимальным число граждан идеального государства чуть более пяти тысяч. В таком государстве неизбежно все знают обо всех. К тому же отсутствует бюрократия.

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона

Идеальное государство Платона


Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. Это не было так фантастично или невозможно, как могло бы, естественно, показаться. Многие из его предположений, включая те, которые сегодня должно бы считать совершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте.

К сожалению, судьба привела Платона в Сиракузы, большой торговый город, который был занят безнадежными войнами с Карфагеном; в такой обстановке никакой философ не мог бы достичь многого.

Источники 1. Асмус В. Ф. Платон

Источники 1. Асмус В. Ф. Платон

Источники

1. Асмус В. Ф. Платон. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 398 с.
2. Васильев В.А. Платон о благе и добродетели / В.А. Васильев // Соц.-гуманит. знания. - 2007. - № 3. - С. 155-169.
3. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона. - М.: Слово, 2000. – 498 с.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017