Предварительные вопросы
Для чего обществу нужна культура?
Какую пользу она приносит?
Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?
Духовная жизнь
- это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
Духовная жизнь
Н
Общества
Личности
-Нравственность
-Религия
-Философия
-Искусство
-Учреждения науки,
культуры
-Религиозные органы
-Наука, т.е . Духовная деятельность людей
Духовный мир:
-знания
-вера
-эмоции ,переживания
-потребности
-способности
-стремления
-мировоззрение…
Духовная деятельность людей
Духовно-теоретическая
Духовно-практическая
Производство духовных благ и ценностей: мысли , идеи , теории, идеалы, худ. образцы
Сохранение, воспроизведение , распределение, распространение, потребление созданных благ и ценностей
Конечный итог-изменение сознания людей
Понятие культуры
Цицерон -1 в.до н.э
С 17 века-то , что изобретено
человеком
человек
природа
Творческая деятельность
Культура
Возделывание
Уже знакомый нам американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин, называл культуру «надприродным
явлением» (или «второй природой»). Фактически,
культура – это основной
отличительный признак
человеческого общества.
Только социум создает культуру!
Понятие культуры
Культура (шир. смысл) –
1) это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты
2) все, что сделано руками человека
Понятие культуры
Культура (узкий смысл) –
1) творческая деятельность человека, в ходе которой создаются, распределяются, потребляются духовные ценности
2) Нравственное состояние человека
Это понимание культуры близко к определению духовной сферы жизни общества
Науки о культуре
к у л ь т у р о л о г и я, история и социология, этнография , лингвистика, археология ,эстетика, этика и искусствоведение
Элементы культуры
Материальная культура связана с практической деятельностью общества и человека; продуктом являются материальные блага
Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству
Элементы культуры
Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных( футбол- болельщики, символика, чемпионаты).
Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое ( творчество Пушкина)
Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества ( мировая мода).
Задание:из приведённого списка терминов выберите слова, обозначающие объекты материальной культуры и духовной культуры, и впишите их в таблицу. Дополните таблицу тремя своими примерами.
Театр, тетрадь, стихи, приветствие, медаль, карета, дуэль, гостеприимство, карнавал, колесо, крещение, джинсы, закон, улыбка, магия, теория, посуда, диван, Олимпийские игры, здание.
Объекты материальной культуры | Объекты духовной (нематериальной) культуры |
свой пример |
Развитие культуры
Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное
. Развитие культуры - процесс двуединый
Опыт ,традиции
(Стабильный элемент)
Новаторство
(динамика)
Функции культуры
1.Приспособления к окружающей среде
2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей
3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека
4.Социализации
5.Коммуникативная функция
Многообразие культурДиалог культур
Взаимообмен и взаимодействие культур
Преодоление границ
Сохранение самобытности
Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?
Типология культуры | |
Основа классификации | Типы культуры |
Связь с религией | Религиозные и светские |
Региональная принадлежность | Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская |
Регионально-этническая особенность | Русская, французская и т.д. |
Принадлежность к историческому типу общества | Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества |
Хозяйственный уклад | Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная |
Сфера жизни общества или вид деятельности | Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая |
Связь с территорией | Сельская и городская |
Специализация | Обыденная и специализированная |
Уровень мастерства и вид аудитории | Элитарная, народная, массовая |
Формы культуры
Форма | Особенности | Примеры |
Народная(тра-диционная) | ||
Массовая | ||
Элитарная |
Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87
Работа в группах
1. Определить и назвать, к какой форме культуры относятся пример
2. Назвать не менее трёх аргументов в пользу своей точки зрения.
3. Привести свои примеры (2-3 примера) образцов данной формы культуры
Разновидности культуры
По мнению большинства исследователей разновидностей три:
Доминирующая культура- культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
Субкультура(от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Вопрос 1. Какой смысл понятия «культура» является наиболее широким?
Производство и применение орудий труда
Уровень воспитанности человека
Совокупность результатов преобразовательной деятельности человека
Уровень цивилизованности конкретного общества
Вопрос 2. К признакам элитарной культуры ученые относят
Ориентацию на извлечение прибыли
Навязывание упрощенных «версий жизни»
Нацеленность на социальную борьбу
Доступность узкому кругу знатоков
Вопрос 3. Установите соответствие
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
А) Премьера телесериала
Б) Конкурс фольклорных коллективов
В) Празднование дня Ивана Купала
Г) Скандал с участием поп-звезды
Д) Переиздание детектива-бестселлера
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Народная культура
Массовая культура
А | Б | В | Г | Д |
Вопрос 4. Живопись художников-авангардистов является примером культуры
Народной
Массовой
Популярной
Элитарной
Вопрос 5. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
На содержание продуктов массовой культуры оказывает влияние
А) процесс глобализации современного мира
Б) эмоционально-психологическое состояние современного человека
1. Верно только А |
2. Верно только Б |
3. Верны оба суждения |
4. Оба суждения неверны |
Вопрос 6. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Вопрос 7. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:
1) массовой
2) народной
3) экранной
4) художественной
Вопрос 8. Верны ли следующие суждения об основных формах культуры?
А. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.Б. Массовая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессионалами своего дела.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Вопрос 9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) искусство 2) наука 3) образование
4) мораль 5) культура
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.