Презентация "Избирательное право" составлена для обучающихся 11 класса. При изучении темы "Демократические выборы в РФ" хорошо подойдет данная работа. В ней можно коротко узнать про избирательное право, про принципы избирательного права в России. Какие избирательные системы существуют? И какая избирательная система в РФ?
Избирательное
право
Избирательная
система
Выполнила: Губина Е.А.,
учитель истории и
обществознания
МБОУ «Ново-Выселская СОШ»
Цель:
учащихся
понятием
познакомить
создать
«избирательное
представление о демократических выборах
и принципах участия граждан в выборах.
с
право»,
Конституция Российской Федерации
Статья 3
1. Носителем суверенитета и
единственным источником власти
в Российской Федерации
является ее многонациональный
2. Народ осуществляет свою
власть непосредственно, а также
через органы государственной
народ.
власти.
Нельзя делить на белых, черных,
Убогих, нищих, босоногих,
У всех нас – равные права,
Для всех нас крутится Земля.
Мы за судьбу свою в ответе,
И радуемся, словно дети,
Когда дела легко идут,
А в доме радость и уют.
Пусть соблюдаются права,
Нам присужденные законом,
Чтоб было равенство знакомо
Для каждого и навсегда.
Конституция РФ
Статья 32
•Граждане Российской Федерации имеют право
участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей.
•Граждане Российской Федерации имеют право
избирать и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме.
•Не имеют права избирать и быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными, а также
содержащиеся в местах лишения свободы по приговору
суда.
— конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (всенародном голосовании).
Ст.32 Конституции Российской Федерации
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
АКТИВНОЕ ПРАВО
ПАССИВНОЕ ПРАВО
Право избирать в органы государственной власти и
местного самоуправления
Право быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления
ТРЕБОВАНИЯ:
1. Достижение определенного возраста. ( Президентом
с 35 лет).
2. Знание проблем государства и определённое время
проживания в РФ. (Президент – проживание в России
последних 10 лет постоянно).
3. Один и тот же человек не может одновременно
занимать должность в различных ветвях власти
(Депутат Государственной Думы не может стать
Президентом и наоборот).
Имеют право граждане, достигшие 18 лет
1. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Лица, признанные недееспособными (т.е. не способными нести ответственность за свои
ЛИШЕНЫ ЭТОГО ПРАВА:
поступки, психически больные)
.
Ограничения или цензы
- ценз гражданства
- ценз оседлости
- имущественный ценз
- моральный ценз
- образовательный ценз
порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ
МАЖОРИТАРНАЯ
СМЕШАННАЯ
Голосование проходит по
партийным спискам,
места в парламенте
распределяются
пропорционально
количеству набранных
голосов.
Избирательный барьер
обычно 5%.
Голосование за
конкретного
кандидата. Победа:
а) большинство голосов,
б) 50%+1 голос,
в) большинство голосов,
2/3.
Часть депутатов
избирается по
пропорциональной
системе,
часть —
по мажоритарной.
Анализ ситуаций
(нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации)
Ситуация 1
11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В
выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие,
«бродячие инородцы» (неоседлые народы).
Ситуация 2
Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии
предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж
находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы
два избирательных бюллетеня.
Ситуация 3
Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое
количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил
собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и
им нечего скрывать друг от друга.
Ситуация 4
Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов
участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для
голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий