Презентация предназначена для урока по обществознанию Особенности научного познания". В презентации дается материал по особенности этого вида познания. Характеризуются два уровня - эмпирический и теоретический. Показан путь научного познания с характеристикой используемых методов. Завершается презентация характеристикой особенностей современной науки и увеличения ответственности ученого за результаты труда.
1. Сущность понятия
наука и
особенности
научного познания.
2. Формы и методы
современного
научного познания.
3. Роль науки в
современном мире.
ПУТИ ПОЗНАНИЯ МИРА
ПУТИ ПОЗНАНИЯ МИРА
Наука – теоретическое знание,
содержанием которого являются
объективные законы
окружающего мира.
Научное познание – это
объективное, истинное знание,
полученное в ходе проверки и
перепроверки.
2) имеет дело с особым набором
объектов реальности
1 ) стремление к объективности
(изучение мира как он есть)
3) наука имеет специальный язык;
4) специфика научных знаний;
5) взаимосвязь и системность научных
знаний
1. Стремление к
объективности.
2. Наука изучает общее и
закономерное
3. Она связана с
проникновением в сущность
предметов и процессов
4. Это систематическое,
организованное знание
5. Это знание всего
человечества, а не
отдельного человека
6. Это знание передается из
поколения к поколению
7. Специфика научных знаний
МетодМетод (от греч. – путь исследования)
– способ достижения определенной
цели, совокупность правил, приемов,
норм познания и действия. Основной
функцией метода является
организация и регуляция любой
деятельности, а не только научной.
Методы познания бывают ненаучные
и научные, подразделяющиеся на
эмпирические и теоретические.
МетодМетод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические.
Эмпирическое
познание –связано с
чувственным познанием,
задача которого
заключается в получении
знаний на основе
чувственного опыта
Методы: наблюдение,
эксперимент, эмпирическое
описание (закрепляет и
передает результаты
наблюдения с помощью
определенных знаковых
средств (схем, рисунков,
графиков и цифр)
Форма получаемого
знания - эмпирический
Теоретическое
познание –
формулируются принципы,
законы, создаются теории,
в которых заключается
сущность познаваемых
объектов
Методы: индукция,
дедукция, анализ, синтез,
обобщение, формализация,
абстрагирование,
моделирование и др.
Форма получаемого
знания - законы,
Наблюдение – целенаправленное
изучение отдельных предметов и
явлений
Измерение — это метод, с помощью
которого устанавливаются
количественные характеристики
изучаемых объектов
Эксперимент – метод изучения явлений
в строго определенных условиях
Процесс создания или выбора
моделей, изучение и применение
полученных данных для познания
объекта, называется
моделированием.
Индуктивный метод
Дедуктивный метод
Предположение,догадка
Наиболее существенные
связи между отдельными
свойствами и сторонами
явлений.
Теория логически непротиворечивое описание явлений
окружающего мира, которое выражено особой системой понятий
Свойства элементов зависят
от местоположения в перио
дической таблице
Тяжелые элементы
нестабильны
Сверхтяжелыезона
стабильности.
(117…)
научного
познания –
научный
исследователь,
Сущность и структура научного познания
Субъекты
коллектив, общество в целом.
Объекты научного познания – человек, общество, природа.
Предмет исследования – это какаято грань объекта. Например,
один и тот же объект – человек может изучаться разными
науками
Средства научного познания – система методов и приемов,
которые используются в процессе познания. Об этом пойдет речь
на сегодняшнем уроке.
Цель научного познания – описание, объяснение и предсказание
явлений окружающего мира, а также применение научных знаний
в практической деятельности
выдвижение
рабочей
гипотезы
МОДЕЛЬэто нечто,способное заменить в определенном
отношении изучаемый предмет, это не само явление, а
его упрощенное изображение.
теоретическое
объяснение
результатов,
полученных в ходе
эксперимента.
проверка
теоретических
выводов на
практике
ВЫВОД:
Все методы
используются
в комплексе.
С развитием
науки
формируются
новые приемы
и методы
исследовател
ьской
деятельности.
Роль личности
в науке.
Ответственнос
ть ученых за
свои открытия
и
изобретения.
Ответственнос
ть каждого за
совершаемые
поступки.
Идеи
плюрализма.