«
Урок презентация: « Учимся писать эссе по обществознанию
(
занятие по развитию навыков выполнения
)
.
Учитель МАОУ «Давыдовская гимназия» Кузнецова В.Ф
Пояснительная записка.
Компетенция – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает определенным опытом. Данный урок
формирует учебнопознавательную, ценностносмысловую, информационную и коммуникативную компетенции по вопросу
написания эссе по обществознанию. Вопрос этот очень актуален и для учащихся и для педагогов, так как все заинтересованы
качественно подготовиться к экзаменационным испытаниям. Часть третья ЕГЭ содержит задания с развернутым ответом, в том
числе и альтернативное задание С9, требующее написать эссе по одной теме из пяти, предлагаемых экзаменуемому в виде
афористических высказываний по пяти базовым наукам курса обществознания. В тематическом планировании нет отдельного
урока для того, чтобы поучиться писать эссе. Я считаю, что его необходимо включить в планирование для 10 класса, либо для 11
класса. Учебники под редакцией Л.Н. Боголюбова помогут в этой работе, они содержат афоризмы по каждой теме, которые
.
размещены в конце параграфа в рубрике «Говорят мудрые». Учитель обязан подготовить учащихся к этой творческой работе
Цель урока: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Задачи урока:
* в теоретической части: рассмотреть понятие, структуру, характеристики эссе, показать критерии оценивания эссе;
*в практической части: научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать
текст эссе.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя: Я приветствую вас на сегодняшнем урокепрактикуме. Ребята, тема нашего занятия нужная и важная для вашей работы по
подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Обратимся к теории вопроса, т.к. теория является фундаментом для
построения вашей творческой работы.
№слайда
Слайд № 2
Название слайда
Что такое эссе
2. Теоретическая часть.
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского.
Содержание слайда
Французское essai можно буквально перевести словами опыт,
проба, попытка, набросок, очерк.
Эссе – это очерк, трактующий какие–нибудь проблемы не в
системном научном труде, а в свободной форме («Толковый
словарь иноязычных слов» Л.П.Крысина).
Эссе разновидность очерка, в котором главную роль играет
Слайд № 3
Цель эссе
Слайд № 4
Структура эссе
не воспроизведение факта, а изображение впечатлений,
раздумий, ассоциаций.
Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного
творческого мышления и письменного изложения
собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно,
поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно
формулировать мысли, структурировать информацию,
использовать основные категории анализа, выделять
причинноследственные связи, иллюстрировать понятия
соответствующими примерами, аргументировать свои
выводы; овладеть научным стилем речи.
Вступление (определяется проблема и ваше отношение к ней);
Тезис (ваши мысли по проблеме);
Аргумент (доказательства, мысли), они могут выступать в виде
фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, Слайд № 5
Структура аргументации эссе
Структура любого доказательства включает в себя три
событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или
авторитетных для вас людей.
Заключение (выводы по проблеме на основе вашего мнения,
обобщение ваших раздумий)
составляющие:
Тезис это суждение, которое надо доказать;
аргументы – это категории, которыми пользуются при
доказательстве истинности тезиса;
вывод – это мнение, основанное на анализе фактов;
оценочное суждение это мнение, основанное на наших
убеждениях, верованиях, взглядах.
Слайд № 6
ПОПС – формула (еще один алгоритм
написания эссе)
П – позиция (утверждение) Я считаю,..
Слайд № 7
6 базовых наук обществознания
О – объяснение – Потому что…
П – пример – Например,…
С – суждение (вывод) – Таким образом,.
Философия
Экономика
Социология
Политология
Правоведение
Слайд № 8
Выбор темы эссе
Выпускник должен быть уверен в том, что он:
1) имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта Слайд № 9
Первый этап работы над эссе
Слайд № 10
Интерпретация цитаты
тема относится;
2) ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не
согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);
3) может выразить свое отношение к нему (согласиться
полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
4) владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся
для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения
темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить,
должны относиться непосредственно к теме эссе);
Раскрытие смысла высказывания.
Темы эссе имеют проблемный, иногда дискуссионный
характер и предлагаются в виде высказывания ученых,
писателей, мыслителей или дано изречение народной
мудрости.
Прежде всего, следует объяснить, как вы понимаете высказанную в
цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными
людьми поразному или хотя бы толковаться с различными
нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко
представлять, в каком ключе последует дальнейшее
рассуждение. Интерпретация цитаты займет дватри предложения.
Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно.
.
Практическая часть
3 .
слайда
№
Слайд № 11
Название слайда
Учимся определять проблему
Содержание слайда
.
Социология
Ни хлебом единым жив человек» (Народная
» Слайд № 12
Учимся определять проблему
Слайд № 13
Учимся определять проблему
Слайд № 14
Учимся определять проблему
.
мудрость)
Проблема соотношения материальных и духовных
.
потребностей человека, противоречий между ними
.
Экономика
Экономика – есть искусство удовлетворять
безграничные потребности при помощи
ограниченных ресурсов». (Л.Питер)
»
Проблема рационального использования
ограниченных ресурсов при помощи новых,
эффективных методов хозяйствования и
.
разумного потребления
.
Политология
Избирательный бюллетень сильнее пули»
.
(А.Линкольн)
»
Проблема осуществления народовластия через
избирательную систему и влияние его на
.
организацию общественной жизни
.
Правоведение
Законы нужны не только для того, чтобы
устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать
им» (Вольтер)
Проблема правовой помощи, правового
решения спорных, конфликтных ситуаций в
Слайд № 15
Учимся определять проблему
Слайд № 16
Учимся определять проблему
Слайд № 17
Второй этап работы над эссе
.
повседневной жизни
.
Философия
Только существо, обладающее разумом, может
быть неразумным. Животные не совершают
неразумных действий» (Т.Ойзерман)
Проблема осознанного, ответственного
использования человеком продуктов и
.
результатов своей деятельности
»
.
Социальная психология
У нас нет времени ,чтобы стать самими собой»
.
(А.Камю)
Проблема становления и развития личности:
самопознания, самосознания и
самосовершенствования человека, особенности
формирования «яконцепции» и восприятия
.
человеком своего бытия
»
Представление и пояснение собственной позиции
:
Используйте схему построения предложений
Я считаю (думаю, полагаю и др.) что…,так
как«..
»
Я думаю, что это (поступок, явление,
ситуацию) можно оценить как…,потому
что«…
«…,
«…
По моему мнению
Я разделяю позицию автора
»
»
» Слайд № 18
Развернутое аргументированное
суждение
Слайд № 19
Понятие термин и аргумент
.
Прием незаконченного предложения
Человек совершает хороший поступок в расчете на
.
вознаграждение
Можно ли этот поступок оценить как
?
нравственный? Почему вы так думаете
Я думаю, что такой поступок можно
«.…
оценить как…,потому что
»
живет, чтобы трудиться, или трудится, чтобы жить
Какой точки зрения вы придерживайтесь: «Человек
«?
.
Свою точку зрения объясните
Понятия: человек – существо биосоциальное;
трудовая деятельность; самореализация личности;
материальные потребности; социальные потребности;
.
ценности
Учитель предлагает перечень понятий для
.
выполнения задания
Слайд № 20
Второй этап работы над эссе
.
Теоретически обосновать свою позицию
Объяснить свою позицию, применив теоретические,
научные знания по данной теме, корректно используя
необходимые термины и понятия. Приветствуется
использование цитат или ссылок на слова известных
ученых, сравнение различных точек зрения на данную
.
проблему для усиления своей позиции
Привести конкретные примеры в подтверждение своей
позиции. Пример должен быть конкретным, то есть
описывающим конкретную ситуацию с конкретным Слайд № 21
Владение терминами и понятиями
Слайд № 22
:
Требования, предъявляемые к эссе
Слайд № 23
Третий этап работы над эссе
.
действующим лицом
Уверенное владение обществоведческими
терминами и понятиями – одно из условий успеха
.
при работе над эссе
рекомендуется использовать 56 терминов по строго
;
выбранной тематике
терминам можно дать определение, демонстрируя
.
свой словарный запас
*
1-2
*
;
Эссе должно восприниматься как единое целое
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно
включать только ту информацию, которая необходима
;
для раскрытия вашей позиции, идеи
Эссе должно иметь грамотное построение, быть
;
логичным, четким по структуре
Эссе должно показать, что его автор знает и
осмысленно использует теоретические понятия,
;
термины, обобщения
Эссе должно содержать убедительную аргументацию
.
заявленной по проблеме позиции
Таким образом
.
Заключение
:
Использовать выражения
…,
Итак…,
…
Именно поэтому я не могу согласиться с
…
Подведем общий итог рассуждению
автором высказывания Слайд № 24
За что ставят хорошие оценки
Слайд № 25
Наиболее часто допускаемые
:
ошибки
За способность построить и доказать свою позицию
по определенным проблемам на основе приобретенных
.
вами знаний
Помните, что в предметах, с которыми мы
имеем дело, не существует абсолютно
"правильных" или "неправильных" ответов на
вопросы, как это бывает в физике или
математике существуют только более или
.
менее аргументированные точки зрения
При выдвижении вашей собственной позиции в центре
внимания оказывается ваша способность критически
и независимо оценивать точки зрения и
.
аргументацию других
.
Необходимо писать коротко, четко и ясно
1 (
2 (
.
Не раскрыта поднимаемая проблема
.
Не высказана собственная позиция
.
3 (
Нет теоретического обоснования
Употребленные термины введены некорректно,
.
неграмотно
.
Приведены примеры на бытовом уровне
Примеры опровергают высказанную позицию
.
автора эссе
.
Нет обобщения
.
Нарушена логика и последовательность изложения
.
Сущность проблемы понята неверно
5(
6 (
4 (
8 (
7 (
9(
Слайд № 26
:
Критерии оценивания задания С9
РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА ВЫСКАЗЫВАНИЯ – 1
БАЛЛ
1. )
;(
ЕСЛИ НЕ РАСКРЫТ – 0 БАЛЛОВ
Теоретическое содержание и представление и
;
пояснение собственной позиции – 2 балла
Корректность использования понятий и фактов –1
;
балл
.
Качество приводимых понятий и фактов – 2 балла
2.
3.
4 .
Слайд № 27
Пример эссе
Текст эссе
4. Подведение итогов занятия .
Ребята вы получили и устный и письменный образец работы над эссе, примените полученные знания в своей домашней работе.
Желаю вам творческого успеха!
Используемая литература:
1.Реальные варианты подготовки к ЕГЭ – 2007 Москва ФГУ «Федеральный центр тестирования»
2. Спецификация экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена 2008 г. «Федеральный
институт педагогических измерений»
3. Киприянов Е.В. «Как написать эссе по обществознанию на «отлично»? / Преподавание иcтории и обществознания в школе/
2003 год №9
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Презентация по обществознанию "Учимся писать эссе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.