Данная презентация рассказывает о том, как формировать познавательные универсальные учебные действия на уроках окружающего мира. Раскрывают: умение работать с информацией текстовой, звуковой, числовой графической (т. е. извлекать, перерабатывать, преобразовывать). Приведены иллюстрированные примеры. Дан алгоритм чтения учебных текстов. А также работа с таблицами и диаграммами.
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА
Учитель начальных классов Зайцева Н. Н.
Важнейшей задачей
современной системы
образования является
формирование УУД,
обеспечивающих
школьникам умение
учиться, способность
к саморазвитию и
самосовершенствова
нию, т.е. научить
научиться.
личностные
личностные
регулятивные
регулятивные
УУДУУД
коммуникативные
коммуникативные
познавательные
познавательные
Познавательные УУД
Познавательные УУД
обеспечивают способность
обеспечивают способность
к познанию окружающего мира
к познанию окружающего мира
• готовность
осуществлять
направленный поиск
• обработку и
использование
информации
УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С
ИНФОРМАЦИЕЙ
• Извлекать информацию из различных
источников и разными способами
(наблюдение, чтение, слушание)
• Перерабатывать информацию для получения
необходимого результата – в том
числе и для создания нового
продукта
другую (текст, таблица, схема,
график, иллюстрация и другие) и
выбирать наиболее удобную для
себя форму
• Преобразовывать информацию из одной формы в
Информация
(по форме представления)
ТЕКСТОВАЯ
ЧИСЛОВАЯ
ГРАФИЧЕСКАЯ
ЗВУКОВАЯ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР - ЭТО ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ
ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ, РИСУЮЩИЙ ШИРОКУЮ ПАЛИТРУ
ПРИРОДНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ.
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
УЧЕБНИКА
Рассматривая рисунки
учебника, школьники учатся:
• понимать иллюстрацию
• выявлять из нее информацию
• преобразовывать её
Рассмотри рисунки.
Предположи,
почему именно так
изображены птицы.
Чем птицы полезны
Природе?
О какой птице написан рассказ?
Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом
упирайтесь! Видите в стволе круглую дырку? Её жучок
короед проел. Слышите, он в стволе скрипит, дерево грызёт!
У вас язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок
в дырку суньте и тащите жука себе на обед. Вам сытно, а лесу
польза.
(по рассказу Е. Чарушина)
Где люди используют бактерии?
болезнетворными бактериями?
Как можно бороться с
ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Алгоритм чтения учебных текстов
I этап
Чтение заголовка
текста и осознание
цели дальнейшего
чтения
II этап
Последовательное
чтение каждого
абзаца текста и
выделение
необходимой
информации
III этап
Повторное чтение
IV этап
Трансформация
текстовой
информации
ТАБЛИЦЫ, ДИАГРАММЫ -
преобразование информации из одной формы
в другую.
Виды работ с таблицами:
чтение готовых таблиц, сравнение и обобщение
Расстояние от
Солнца в млн.
км
Ответь на вопросы, пользуясь таблицей.
планеты
58
108
150
227
420
777
1 426
2 869
4 496
информации
№ Название
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Меркурий
Венера
Земля
Марс
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Плутоне
Диаметр
планеты
в км
4 880
12 100
12 742
6 800
140 000
116 000
50 800
48 600
2 280
ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП В ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕГО
ШКОЛЬНИКА. ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА ЕМУ
НАДО НЕ
ТОЛЬКО ОСВОИТЬ
ПРОГРАММНЫЙ
МАТЕРИАЛ
ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН, НО И
НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ – СТАТЬ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ»
УЧЕНИКОМ.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет:
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце мудрым будет
С.Маршак