Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Котовска Тамбовской области
Мамедова Анжелла Владимировна
учитель начальных классов
Котовск 2016
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
1.неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
2.факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
3.чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
4.активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
5.особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Программа включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы»,
«Экология здоровья», «Экология души».
Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся младшей ступени к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы
ЦЕЛЬ: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности
ЗАДАЧИ: формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив
ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА:
Дни защиты окружающей среды от экологической опасностиПриродоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Чистый город»Тематические мероприятия «День птиц», «День воды», «День Земли»Конкурс экологических сказок. Конкурс экологических агитбригад
ФОРМЫ РАБОТЫ С КЛАССОМ:
Общение с природой
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы, прогулки в лес, походы, уборка закрепленной школьной территории.
Деятельность досугового центра
«Юный эколог», Научное общество учащихся «Открытие».
Работа с семьей
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»Экологические акции «Чистыйгород», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Покорми птиц».
Направление «Экология здоровья»
ЦЕЛЬ: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни
ЗАДАЧИ: научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях
ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА:
Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе. Трудовые десанты. Работа по благоустройству школы и ее территории
ФОРМЫ РАБОТЫ С КЛАССОМАкции «Дети и дорога»,
«За безопасность жизни детей».
Деятельность досугового центра Спортивные секции: борьба, лыжи, волейбол, легкая атлетика. Кружки: Юные инспекторы дорожного движения, ориентирование
Работа с семьей Родительский всеобуч: «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология».
Направление «Экология души»
ЦЕЛЬ: формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника
ЗАДАЧИ:. формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира
ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА:Интеллектуальный марафон, конкурсы. Предметные олимпиады. Смотр-конкурс дидактических спектаклей. Фестиваль детского творчества «Звездочки Котовска». Военно – спортивная эстафета «1418»,
Деятельность органов детского самоуправления.
ФОРМЫ РАБОТЫ С КЛАССОМЭкскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА
Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка «Мир моих увлечений».
РАБОТА С СЕМЬЁЙ
Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ школьной детской филармонии. Поисковая работа в музее истории школы.
Модели организации работы, вида деятельности и формы занятий по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения учащихся.
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
Использование возможностей УМК в образовательном процессе
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Реализация дополнительных образовательных программ
Просветительская работа с родителями (законными представителями).
1 сентября 2016 года вступает в силу новый Стандарт, который предусматривает инклюзивное обучение.
Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у детей, в том числе детей с ОВЗ стали использоваться различные формы и методы работы.
Формировать основы экологической культуры у младших школьников с ОВЗ необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации урока и во внеурочное время нужно использовать в работе с такими детьми, чтобы сформировать основы экологической культуры.
Мы работаем по модели формирования основ экологической культуры у младших школьников с ОВЗ.
Модель представляет собой единство содержательно-целевого, операционно-деятельностного и оценочно-результативного блоков.
Цель-формирование экологической культуры у младших школьников с ОВЗ
Задачи:
1.Определить основы сформированности экологической культуры
2.Развивать у учащихся интерес к экологическому воспитанию
3.Поддерживать благоприятную экологическую среду
4.Сформировать основы экологической культуры у учащихся
Методы и технологии обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично - поисковый, исследовательский, инновационные технологии обучения.
Содержание работы: интеграция экологической культуры в воспитательно – образовательный процесс, использование нетрадиционных форм и методов обучения, включение семей учащихся в целенаправленный процеес формирования экологической культуры.
Средства обучения: натуральные объекты (живые растения и животные, гербарии),
Объёмные средства обучения (муляж, модель)
Средства новых информационных технологий и технические средства
Вербальные средства обучения ( учебники,хрестоматии)
Комплексное оценивание: критерии, показатели, уровни
Результат-сформированность основ экологической культуры у младших школьников с ОВЗ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.