Цели деятельности учителя:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся понятия «почва»; развитию умений выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений; создать условия для ознакомления с составом почвы, ее свойствами.
Развивающие: способствовать развитию исследовательского подхода к изучению природных объектов.
Воспитательные: содействовать воспитанию заботливого отношения к природе.Презентация к уроку окружающего мира 3 класс УМК "Школа России"
Окружающий мир
3 класс
Урок 13
Составитель: Беляева Ирина
Владимировна
учитель начальных классов
І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово
Психологическая установка на
работу
• Орешек знаний тверд, но все же.
• Мы не привыкли отступать,
• Нам расколоть его поможет.
• Стремленье вечно познавать.
Проверка домашнего задания.
- О чём говорит этот опыт?
- Рассказать, как происходит
круговорот воды в природе.
Проверка домашнего задания.
- Оказывается, вода находится в опасности. Почему?
- Что о воде говорили бедуины?.
- Чьи это слова?“ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета;
тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты та-
кое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувст-
вами … Ты самое большое богатство на свете ”
“Вода дороже золота”
Антуан де Сент-Экзюпери
Проверка домашнего задания.
- Много ли воды на Земле?
- Назовите естественные загрязнения воды.
- Какая проблема возникла в ХХ веке? Почему
воду нужно бе-
речь?
- Как охраняют воду от загрязнения?
- Как не расходовать воду напрасно?
Постановка проблемы
• Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее
весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо
одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро
картошки в чудесной кладовой превращается в мешок
картофеля. Горсточка семян делается большой грудой
огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или
не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как
она называется?
Постановка проблемы
• Это Земля. Это слово имеет несколько лексических
значений. Назовите мне их.
• Сегодня на уроке мы остановимся на последнем
значении этого слова
-Что мы должны сегодня узнать?
•
• Мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит.
на ледяных вершинах высоких гор,
есть почвенный слой?
на голых каменистых склонах нет этого слоя.
В ледяных просторах Арктики и Антарктиды,
Везде ли на Земле
Там только горные породы.
Тема:
Что такое почва?
Открытие нового знания
с. 65
Рассмотрите рисунок,
прочитайте определение.
Почва это
плодородный
слой земли
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Опыт 1.
Вывод:
В почве есть
воздух.
прокалённую почву насыплем в стакан с водой. Что вы видите?
Опыт 2.
Вывод:
В почве есть
песок и глина.
Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что
Опыт 3.
доказывает этот опыт?
Вывод:
В почве есть
вода.
воздух
вода
песок и глина
Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Опыт 4-5.
Я беру несколько капель воды из стакана, в котором
долго находилась почва. Помещаю их на стекло и
подержу над огнем
Вывод:
В почве есть
органические и
минеральные
вещества.
воздух
вода
песок
Состав
почвы
глина
органические
вещества
минеральные
вещества
Тема:
Что такое почва?
Открытие нового знания
с. 66 - 67
Тема:
Как разрушаются камни?
- Как ведут себя твёрдые вещества при
нагревании и
охлаждении?
- Проведём опыт
- Что показывает этот опыт?
- Опираясь на данные опыта, нарисуйте, как
располагаются час-
тицы твёрдого тела при нагревании и при
охлаждении.
Тема:
Как разрушаются камни?
- Камни – это тоже твёрдые тела.
Тема:
Как разрушаются камни?
- В природе в тёплые солнечные дни камни,
скалы нагреваются.
Тема:
Как разрушаются камни?
-По ночам скалы, камни
охлаждаются.
Тема:
Как разрушаются камни?
В одних местах они нагреваются больше, в
других – меньше. Значит, расширяются и
сжимаются камни неравномерно. Поэтому
постепенно в них образуются трещины.
Тема:
Как разрушаются камни?
- Какая сила влияет на
разрушение камней?
На разрушение камней влияют:
1.Температура воздуха.
2.Тепло солнца.
Тема:
Как разрушаются камни?
В трещины попадает вода.
Тема:
Как разрушаются камни?
Зимой она замерзает и расширяется. Лёд с
огромной силой давит на стенки трещин, ещё
больше раздвигает их.
Тема:
Как разрушаются камни?
Какая ещё сила влияет на разрушение
камней?
На разрушение камней
влияют:
1.Температура воздуха.
3.Замёрзшая вода
2.Тепло солнца.
Тема:
Как разрушаются камни?
На горах растут растения. В трещины скал
ветер заносит семена растений. В результате
на камнях вырастают пучки трав, кусты и
даже деревца.
Тема:
Как разрушаются камни?
их,
ещё
больше
Корни
расширяют трещины, как бы разламывают
камни.
разрастаясь,
Тема:
Как разрушаются камни?
Какая ещё сила влияет на разрушение
камней?
На разрушение камней
влияют:
1.Температура воздуха.
2.Тепло солнца.
3.Замёрзшая вода.
4.Растения.
Тема:
Как разрушаются камни?
Сильный ветер может выдувать мелкие
частицы.
Тема:
Как разрушаются камни?
Какая ещё сила влияет на разрушение
камней?
На разрушение камней
влияют:
1.Температура воздуха.
2.Тепло солнца.
3.Замёрзшая вода.
4.Растения.
5.Ветер.
Тема:
Как разрушаются камни?
Потоки воды после дождя, при таянии снега
подхватывают
камешки,
перекатывают их, перенося с одного места на
другое,
друга,
измельчают, постепенно превращая в песок и
глину.
перетирают
камни
и
друг
о
Тема:
Как разрушаются камни?
Какая ещё сила влияет на разрушение
камней?
На разрушение камней
влияют:
1.Температура воздуха.
2.Тепло солнца.
3.Замёрзшая вода.
4.Растения.
5.Ветер.
6.Вода.
Итог
- Что такое почва?
- Из чего состоит почва?
- Как образуется почва?
-Что происходит с твёрдыми телами при
нагревании и охлаж-
дении?
- Почему из-за изменений температуры в
камнях образуются
трещины?
- Какую роль в разрушении скал играет вода?
- Какую роль в разрушении скал играет
ветер?
-Почему растения могут ускорить разрушение
камней?
- Что особенно понравилось на уроке
Домашнее задание
с.6468, Т. стр. 36 38