Презентация по окружающему миру "План местности" для 4-го класса знакомит обучающихся с планом местности, условными знаками, отличительными чертами от карты. Практическое задание в презентации направлено на знание условных знаков, выявления ошибок на представленных планах, описания местности по плану и условным знакам.Презентация по окружающему миру на тему "План местности" для 4-го класса.
План местности
Разработка учителя начальных классов
МБОУ Шахунской СОШ №1 им. Д.
Комарова
Смирновой Татьяны Павловны
Вид местности–все, что мы видим.
•Местность,
изображённая
условными знаками
на листе бумаги,
называется – картой.
•Карта – подробное
изображение
земной поверхности.
•На карте вверху –
СЕВЕР, внизу – ЮГ,
справа – ВОСТОК,
слева – ЗАПАД.
Ещё более подробное изображение местности
дается на – ПЛАНЕ. План местности позволяет
представить земную поверхность такой, какая она есть
Что такое план местности? Это
изображение небольшого участка
местности в крупном масштабе.
Главное отличие плана от карты
заключается в отсутствии
искажений, вызванных
шарообразностью поверхности
Земли. Именно поэтому
направления по сторонам
горизонта – север – юг и запад –
восток – обозначаются на плане
прямыми линиями,
пересекающимися под углом 900
План местности позволяет
Условные знаки плана местности
отличаются:
•наглядностью;
•четкостью и простотой
исполнения;
•индивидуальностью (трудно
перепутать);
•ассоциируются с
изображаемыми предметами
(знак железной дороги
обозначается черной линией,
иногда с двойными поперечными
черточками, которые
напоминают шпалы между
рельсами; знак линии
Игра «Угадай условный знак».
Фоновый цвет условных знаков
Следующим свойством
условного знака является его
цвет.
Синий цвет – цвет воды,
следовательно, именно им
Коллективное размышление:
выделены на плане
многочисленные водные
На местности есть родник. Из
объекты.
этого родника берет начало
ручей. Назовем его Веселый.
Название ручья тоже пишется
синим. Невдалеке есть болото.
Из него может вытекать река?
Как мы ее назовем?
Ручей Веселый впадает в реку
Большую. Это правый или левый
приток реки? Как это узнать?
Как указать направление
течения реки?..
Река впадает в озеро. Назовем
его Тихое. Один берег озера
Черным цветом изображают объекты деятельности
человека:
все виды дорог, тропинка и просека в лесу, грунтовая
дорога и дорога с твердым покрытием, населенные
пункты и их названия.
Зеленый цвет называют фоновым – им не рисуют и не
подписывают названия, но заливают площадь, которую
занимают лес, кустарник и сад. С помощью условных значков
уточняют, из каких деревьев – лиственных или хвойных – он
состоит. Если лес хвойный, то рисуют знак, похожий на ель.
Если лес смешанный, то вместе со значком хвойного дерева
рисуют значок лиственного дерева. Пространства полей
остаются на плане незакрашенными
Нарисуйте фрагменты местности в заданных прямоугольниках
А-3. Просека в еловом лесу.
Б-2. Лиственный лес на берегу озера. На
противоположном берегу озера – болото.
А-1. Родник на лугу.
В-3. Железная дорога, вдоль которой тянется линия
электропередачи и полоса кустарника.
В-1. Вдоль правого берега реки тянется хвойный лес, на
левом берегу – поселок.
А
1
2
3
Б
В
1
1
2
2
3
3
. Опишите местность, изображенную на фрагментах плана.
Анализ планов местности с умышленным
допущением ошибок.
Домашнее задание.
Составьте план известной вам местности. Для этого:
1) Выберите местность, план которой вы будете рисовать
(например, в окрестностях дачи, садового участка и
т.д.).
2) Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре и
увидели местность сверху. Какие наиболее крупные ее
участки вы видите? Как они расположены относительно
друг друга?
3) Начертите на листе бумаги большой квадрат –
будущий план местности. В центре него поставьте
точку, над которой словно бы висит ваш воздушный
шар.
4) Нарисуйте условными знаками (сначала простым
карандашом) наиболее крупные участки местности (лес,
железная или автомобильная дорога, поселок, линия
электропередачи и т.д.).
5) Подумайте, какие меньшие по величине объекты
(водонапорную башню, магазин, детскую площадку)
следует указать на плане. Если нужно, придумайте для
них условные знаки.
6) Проанализируйте, правильно ли вы нарисовали план.
Если да, то нарисуйте все условные знаки цветными
карандашами.
7) Подпишите на плане необходимые названия, помня,