Публикация является частью публикации:
******************************************************************
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)
194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la
ОКПО 52179592 ОКОГУ 2300223 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001
******************************************************************
У Чёрного моря
Урок окружающего мира в 4 Б классе
Учитель Банзе Изабель Бартоломеевна
![]() |
01.12.2014
Санкт-Петербург
Класс: 4 Б
Учитель: Банзе Изабель Бартоломеевна
Предмет: окружающий мир.
Тема: У Чёрного моря.
Цель урока: сформировать представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Предметные результаты:
- сформировать у учащихся представление о географическом положении субтропической зоны, о её климатических условиях и экологических проблемах;
- познакомить с разнообразием растительного и животного мира Черноморского побережья;
Матапредметные результаты:
- научить самостоятельно под руководством учителя добывать знания на основе работы с текстом, выделять смысловые единицы, работать с кластером;
Личностные результаты:
- воспитывать навык самооценки, интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.
Коррекционно-развивающие результаты:
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: доска и магниты;
проектор и презентация;
карточки с заданиями;
«бортовые журналы»;
карточки для составления кластера;
учебники Окружающий мир, 4 класс, Плешаков А. А.;
пиктограммы для оценки деятельности на уроке.
Ход урока
Название этапа |
Содержание |
Примечание |
I. Организация начала урока |
+ Ребята, поприветствуйте наших гостей. - Здравствуйте! + Садитесь, пожалуйста. Начинаем урок окружающего мира. |
|
II. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка учебной проблемы, составление плана
III. Изучение нового материала, работа с текстом
IV. Динами-ческая пауза
V. Включение знаний в систему
VI. Подведение итогов. Рефлексия
|
+ Ребята, назовите общую тему, которую мы изучаем. - Мы изучаем тему «Природные зоны России». + Вспомните названия тех природных зон, которые мы с вами уже изучили и покажите их на карте. - Мы изучили зону арктических пустынь, тундру, лесную зону, зону степей и зону пустынь. + Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по России. Выполнив задание, мы сможете узнать тему урока. Выделите из названия предметов, изображенных на картинках, первые буквы и составьте два слова. + Прочитайте тему урока. - … «У Чёрного моря». + Итак, к берегам какого моря мы отправимся в путешествие? - Мы отправимся в путешествие к берегам Черного моря. + Что мы узнаем о Черноморском побережье? - Название природной зоны, географическое положение, климат, особенности растительного мира, особенности животного мира, экологические проблемы. + Вы готовы к путешествию? - Да! + Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, отметимся в «бортовом журнале». Возьмите лист самооценки и оцените себя по 1-ому заданию. Прочитайте название таблицы. - Таблица называется «Верные и неверные утверждения». + Сейчас я прочитаю утверждения, а вы выберете среди них те, которые считаете верными и в колонке «до» обведете напротив них вариант ответа «да» или «нет». В конце путешествия мы еще раз вернемся к этой таблице и сравним ваши ответы. + Посмотрите, что мы должны узнать в первую очередь? - Мы должны узнать название природной зоны. + А после этого? - После этого мы узнаем ее географическое положение. + Для этого обратимся к карте. Найдите на карте Черное море. Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны находятся Кавказские горы, а с другой – Чёрное море. + Рассмотрите схему «Пояса Земли». Как называется тепловой пояс, в котором расположено Черноморское побережье? - Это умеренный пояс, ближе к северному тропику. + Эту зону называют субтропической. В переводе с латинского языка «суб» означает «под». «Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны. Основная часть этой зоны расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. + Можем ли мы теперь дополнить схему? - Да, можем дополнить название природной зоны – субтропическая. Географическое положение – побережье Черного моря. + В расположении зоны кроется секрет ее климата. Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером? - Вечером вода теплее. + Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Поскольку Черноморское побережье ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда прямые лучи. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья? - Высокие горы ограждают побережье от ветров. + Да, они являются преградой для холодных северных ветров, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. + Дополните схему. - Умеренно жаркое лето и теплая зима. + Кто знает, как называется наука, изучающая растения? - Наука, изучающая растения, называется ботаника. + А животных? - Наука, изучающая растения, называется зоология? + А влияние людей на окружающую среду? - Эта наука называется экология. + Сейчас мы разобьемся на 3 группы: ботаники, зоологи и экологи. Ботаники будут изучать особенности растительного мира, зоологи – животного, экологи – рассмотрят экологические проблемы. + Настало время отдохнуть. Встаньте возле парт. Смотрим на экран и повторяем движения под музыку. + Сейчас мы выслушаем сообщения всех групп. Будьте внимательны, поскольку после прослушивания вам предстоит дополнить схему: экологи – карточками с изображениями растений, ботаники – с изображениями животных, зоологи – с примерами экологических проблем. Выслушаем сообщение ботаников. - В лесах на склонах гор растут дубы, буки и каштаны. В парках выращивают растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы и персики. + Назовите особенности растений этой зоны. В сравнении с карликовой березой растения, растущие в субтропической зоне какие? - Они высокие. + А листья у них какие? - Листья у них широкие. + А могут ли эти растения расти в тундре? Почему? - Они теплолюбивые. + Повторите особенности растений. - Особенности растений – высокие, теплолюбивые растения с широкими листьями. + А теперь сообщение зоологов. - Животный мир Черноморского побережья разнообразен. К обитателям суши относятся насекомые: цикада, богомол, кавказская жужжелица, олеандровый бражник. Из крупных животных назовем косулю. К обитателям суши, добывающим пищу в море, относятся чайки и бакланы. Морские обитатели: дельфины, морские коньки и морские иглы, а также крабы и медузы. + Сообщение экологов. - Берега Черного моря – это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысяч людей. Здесь расположен красивейший город-курорт Сочи. В нем построены санатории, дома отдыха, пансионаты. Но люди, приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они обрывают красивые цветы, ломают ветки деревьев, вырезают надписи на стволах, выбрасывают мусор где попало, ловят бабочек, уничтожают крабов, медуз. Сточные воды попадают в море и загрязняют его. + Команда экологов, дополните схему карточками с изображениями растений субтропической зоны. Назовите лишние карточки. Почему они лишние? - Лишние карточки с ягелем и джузгуном. Ягель растет в тундре, а джузгун – в пустыне. + Команда ботаников, дополните схему карточками с изображениями животных, обитающих в субтропической зоне. Назовите лишние карточки. Почему? - Лишние карточки с песцом и рябчиком. Песцы обитают в тундре, а рябчики – в тайге. + Команда зоологов, дополните схему карточками с примерами факторов экологических проблем Черноморского побережья. Назовите лишние карточки. Почему? - Неумеренный выпас скота и распашка земель – это основные проблемы степи. + Возьмите лист самооценки и оцените себя по работе в группе. + Возьмите карточки с утверждениями и выберите правильные ответы в колонке «после». + Проверим ваши ответы. Поднимите руку те, у кого были правильные ответы еще до изучения материала. Поднимите руку те, кто выбрал верные ответы после изучения материала. + Возьмите лист самооценки и оцените себя по этому заданию. + Исходя из схемы и таблицы, расскажите, что новое вы узнали? + Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте на листе самооценки заработанные вами баллы и назовите итоговую отметку. + Подойдите к доске и прикрепите веселый смайлик - те, кто получил «5», задумчивый - те, у кого «4»,
|
1-5-ый слайды Названные зоны ученик показывает на карте. 6-ой слайд Складывают первые буквы слов на карточках.
7-ой слайд В центре размещается ключевое понятие. Составляется план в виде кластера. У каждого на парте индивидуальный «бортовой журнал». Оценивают себя.
8-ой слайд
9-ый слайд Ищут на карте в «бортовом журнале», затем ученик показывает на экране. 10-ый слайд 11-ый слайд
Размещают карточки на доске.
12-ый слайд
13-ый слайд
Размещают карточку на доске.
14-ый слайд
Отчет научных групп с показом иллюстраций и комментариями учителя. 15-20-ый слайды
Размещают карточки на доске.
21-28-ой слайды
29-ый слайд 30-ый слайд
Размещают карточки на доске.
Размещают карточки на доске.
Размещают карточки на доске.
Оценивают себя.
31-ый слайд
32-ой слайд |
Приложение
Бортовой журнал ______________________________
Верные и неверные утверждения: |
ДО |
После |
1. Черноморское побережье Кавказа расположено в степной зоне страны. |
ДА НЕТ |
ДА НЕТ |
2. В субтропической зоне умеренно жаркое лето и тёплая зима. |
ДА НЕТ |
ДА НЕТ |
3. В садах субтропической зоны люди выращивают грецкие орехи, абрикосы и персики. |
ДА НЕТ |
ДА НЕТ |
4. В Чёрном море обитают черепахи, акулы, крокодилы.
|
ДА НЕТ |
ДА НЕТ |
5. На берегах Чёрного моря расположен город-курорт Сочи. |
ДА НЕТ |
ДА НЕТ |
![]() |
Лист самооценки
|
1. Определение темы |
2. Работа в группе |
3. Карточка с утверждениями |
Итоговый балл |
Баллы
|
|
|
|
|
Критерии выставления оценок:
1 балл – недостаточно работал, мало отвечал, более 3 ошибок
2 балла – активно работал и отвечал, 1-2 ошибки
3 балла – активно работал и отвечал, без ошибок
Итоговая оценка:
10-12 баллов – «5»
6 - 9 баллов – «4»
3 - 5 баллов – «3»
Название природной зоны
Географическое положение
Климат
Особенности растительного мира
Особенности животного мира
Экологические проблемы
Субтропическая зона
Побережье Чёрного моря
Умеренно
жаркое лето, тёплая зима
Дикорастущие
Фруктовые
Из тёплых стран
Бук Каштан
Пальма Магнолия
Персик Инжир
Ягель Джузгун
Высокие
Крупные листья
Теплолюбивые
Обитатели суши
Обитатели моря
Обитатели суши, добывающие пищу в
море
Косуля Песец
Богомол Рябчик
Дельфин Медуза
Чайка Баклан
Сточные Мусор
воды
Срывание Ловля
растений насекомых
Неумеренный
выпас Распашка
скота земель
1. Назовите дикорастущие, фруктовые растения и растения, завезённые на Черноморское побережье из тёплых стран.
2. Назовите отличительные особенности растений Черноморского побережья.
1. Назовите обитателей суши.
2. Перечислите обитателей суши, добывающих пищу в море.
3. Назовите обитателей Чёрного моря.
1. Чем является для человека Черноморское побережье?
2. Перечислите основные экологические проблемы Черноморского побережья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.