Великая Отечественная война 1941-1945 гг
Цели: 1. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.
2. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству.
3. Воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма.
Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку,
запись песни "Священная война", видеоролик: "День Победы" , слайды; рисунки; репродукции картин с изображением событий Великой Отечественной войны.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята. Мы сегодня опять отправляемся в страну знаний, чтобы узнать что-то новое о жизни нашей страны. А сейчас настроимся на работу и вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках.
II. Проверка домашнего задания
1.) Блиц-опрос по теме: "Страницы истории 20 - 30 годов" - Слайд.
Индивидуальная работа по карточке: (Паша)
III. Изучение нового материала.
–
Сегодня мы продвинемся еще на несколько лет вперед и попадем в год очень
тяжелый для нашей страны .
– Прослушайте грамзапись и определите на пороге, какого события нашей
истории мы находимся?
Звучит «Священная война» (муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача). Слайд
1.
Как понять слова песни? Что является священным долгом советского человека? (Встать
на защиту своей Родины.)
2. Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная.)
3. Что это значит отечественная война? (За свое Отечество поднялся весь
народ.)
–
С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне? Слайд.
Более
70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером.
Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные
народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся
Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в
Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.
Слайд№
–
Никогда не забудет советский народ, те тревожные минуты воскресного утра 22
июня 1941 года. 190
сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили
свой удар, на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на
огромном участке - от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг
рассчитывал на молниеносную войну. Немцы рассчитывали расправиться с нашей
страной за 6 недель. От
Советского Союза должно было остаться только воспоминание.
– Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали?
– Предположите, почему сорвались планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)
– Фашисты нацелили главные удары по 3-м направлениям. Назовите их.
1. На север - Ленинград
2. Центр - главный удар Москва
3. На юг - к Черному морю.
– Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
Брестская крепость – слайд №
Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. И все же враг двигался вперед.
После ожесточенных упорных боев фашисты захватили города: Минск, Киев,
Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на
два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался
вперед.
Силы были неравны. В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери. слайд
Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре фашисты окружили Ленинград. Началась блокада города.
Кто из вас знает, сколько времени длилась блокада Ленинграда?
Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
"За нами Москва!" - слайд.
Стояла осень, когда
фашисты подошли к Москве. Фашисты планировали захватить город и
затопить его, чтобы от него не осталось. К середине октября немцы были у стен
столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких
точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для
сооружения памятника они везли гранитные плиты.
– Предположите, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В
город фашисты так не попали).
Сообщение (Мамонова Валерия).
На помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко.
– Откуда прибыли воины для защиты Москвы?
(С Урала и Сибири из Средней Азии и с Дальнего Востока.)
– Что же произошло?
– Какой прозвучал приказ? (Контрнаступлении.)
– Объясните, значение этого слова? (Переход от обороны к наступлению с
целью разгрома наступающего противника.)
- В чем значение битвы за Москву? (Советская армия одержала первую
большую победу. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Войска от
обороны перешли в контрнаступление. Победа под Москвой воодушевила советских
людей.)
Летом 1942 года фашистские
войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда.
Сталинградская битва - слайд.
В трудных боях в
горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.В
августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская
битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Пленные немцы - слайд
- В чем значение
битвы за Сталинград?
Сталинградская
битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной
земли.
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение.
В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
- Каково значение курской битвы?
Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
А в немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Сообщение Сорокиной В.
Дети войны - слайд
Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.
В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников - США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Тысячи воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме
1. Продолжение изучения новой темы.
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы.
Парад победы - слайд
Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.
Сообщение Паши Клячева и Кирилла Фролова о прадедушках и прабабушке.
VI. Закрепление пройденного.
У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего Отечества.
Запишите дату начала ВОВ, перечислите города – герои.
4. Работа в тетради на печатной основе. Игра « О каком событии говорится в стихотворении?» О Великой Отечественной войне написано много книг, картин, снято фильмов. Прочитайте стихотворные строчки А. Суркова.
- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт? (Об обороне Москвы.)
- Запишите.
- Прочитайте стихотворные строчки С. Орлова.
- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт? (О битве за Сталинград.)
- Запишите.
- Прочитайте стихотворные строчки О. Берггольца.
- О каких событиях Великой Отечественной войны говорит поэт (Об обороне Ленинграда.)
- Запишите.
2. Работа по учебнику. С.142-145
- Прочитайте текст учебника. Выделите основные даты.
5. Работа с интерактивной доской. (Соотнесите события и даты)
VII. Обобщение.
- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.)
- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)
- Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.)
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)
- Где одержали первую победу? (Под Москвой.)
- Когда закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года.)
- Какой была цена Победы? (26 миллионов человек. В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)
VIII. Подведение итогов урока
- Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
- Когда мы празднуем День Победы?
Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142-145).
Выполнить задания № 5, 6 в рабочей тетради (с. 60).
Курган Бессмертия
7 мая 1967 года в городском парке «Соловьи» был заложен Курган бессмертия. Сегодня это величественное сооружение, которое венчает огромная пятиконечная звезда. Курган стал одним из тех святых мест, без которых немыслим облик областного центра. Священную землю с братских могил в городах и селах Брянщины, с легендарных мест городов-героев, с болгарской Шипки — символа братства славянских народов— принесли к месту закладки Кургана матери, чьи сыновья не вернулись с войны, ветераны войны, герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, руководители партизанского движения и подполья, воины Советской Армии.
Курган представляет собой земляную насыпь общим объемом свыше 20 тысяч кубических метров и высотой 12 метров.
В основании Кургана заложен орудийный ствол с капсулой, в которой содержится обращение к потомкам-брянцам 2017 года:
«Дорогие товарищи, друзья, люди XXI века!.. Никогда не забывайте героического прошлого нашего партизанского края! Всегда помните, какой ценой досталась свобода вашим дедам! Берегите ее, как зеницу ока... Мы завещаем вам самое дорогое, что есть у человека, — гордость своей Родиной! Любите свою страну так, как любили ее мы, ваши старшие товарищи, единомышленники, друзья. Приумножайте могущество Родины!»
Слайд № 34.
Слайд № 35.
Слайд № 36.
За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.
Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в нашей памяти подвиг отцов и дедов наших. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог почти на всю Европу и бороздившая гусеницами танков ее земли. Против этой силы неодолимо встали наша армия, наш народ. Были горькие месяцы отступления, было почти отчаяние.
Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома. Они победили, прошагав с боями тысячи грозных верст, они пришли в Берлин и устало присели на ступеньки поверженного рейхстага, над которым водрузили свое родное Красное Знамя, Их подвиг трудно оценить словами – где взять такие высокие и прекрасные слова, чтобы были они равны подвигу защитников родины? Вернувшись к родным очагам, на просторы истерзанной врагом земли, свой воинский подвиг они увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы, начиненные смертоносной сталью. Солдаты Великой Отечественной... живые и павшие, они и в наше время являют нам пример того, как надо любить Родину, отстоять ее честь, достоинство и свободу.
Минута молчания - слайд № 37.
Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142-145). Выполнить задания (с. 146).
Выполнить задания № 5, 6 в рабочей тетради (с. 60).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.