Презентация по педагогике "Педагогика как наука"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 28.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация раскрывает суть педагогики как науки с подробным описанием истории возникновения, функции педагогики, объект, предмет и перечислены основные педагогические категории. Так же раскрыта и система педагогических наук (общие основы педагогики; теория обучения (дидактика); теория воспитания; управление педагогическими системами) Предназначена для студентов СПО и высшего образования.
Иконка файла материала Педагогика как наука.pptx
Педагогика  как наука
2. Объект, предмет и функции  педагогики. педагогики. План 1. Возникновение и развитие  3. Основные педагогические  категории. 4. Система педагогических наук.
1. Возникновение и развитие педагогики Практика воспитания и образования Спартанское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.)  Цель воспитания: формирование воинов,  выносливых, способных к выживанию в  тяжелых условиях, готовых к  беспрекословному послушанию. Мальчики 7­15 лет воспитывались вне  родительской семьи, в агеллах (специальных  школах). Физическое воспитание: бег, прыжки,  метание копья, борьба, тренировочные бои и  сражения, военные песни и танцы. Умственное воспитание: основы чтения и письма. Нравственное воспитание: цель – подчинение  личности интересам социальной  группы.   Э. Дега «Юные спартанцы» (1861)
Афинское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.) Цель: воспитание гармонически развитого человека Мусическое воспитание Гимнастическое воспитание Умственное  Эстетическое  Нравственное  Физическое  Этапы воспитания мальчиков: До 7 лет – семейное воспитание. С 7 лет – посещение школы грамматиста (обучение  чтению, письму, счету) и кифариста (пение, музыка,  декламация стихов). С 13­14 лет – переход в палестру (школу борьбы)  (физические упражнения – пятиборье, беседы по  политическим и нравственным вопросам). С 16­18 лет обеспеченная молодежь обучалась в гимнасиях (философия, полемика,  литература, сочинительство, гимнастика). С 18­20 – переход в эфебию (военное и политическое воспитание)
Педагогическая мысль античности Аристотель (384 –322 гг. до н. э.). Идеи о воспитании: 1. Ввел возрастную периодизацию. 2. Обосновал связь семейного и общественного                                   воспитания как двух частей единого целого. 3. Рассматривал воспитание как средство укрепления                 государства. Считал, что школы д.б. государственными,                                    все свободные граждане должны  получать одинаковое   образование. 4. Сформулировал принцип природосообразности: воспитание должно  соответствовать природе, возрасту, происходить постепенно, без  перегрузок. 5. Говорил о необходимости нравственного воспитания, добродетели. 6. О миссии воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения,  чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые –  достойную жизнь».
Древнеримский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан  (42­118 гг. до н.э.) Его произведение «Об образовании оратора» ­                    первая  работа, тесно связанная с практикой школы.  Основные идеи: 1. Воспитание ребенка должно осуществляться в школе. 2. Учитель должен подходить к воспитаннику осторожно                                    и внимательно. 3. Учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не  раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и  внимательно их изучать. 4. Нужно развивать речь ребенка с раннего возраста. Изучение языка и  музыки способствует выработке хорошего произношения, делает речь  более выразительной. 5. Изучение математики (арифметики и геометрии) способствует  стройности и последовательности мысли. 6. Основа обучения – наставления, подражание и упражнения. 7. Чтобы знания были прочными, их нужно закладывать не спеша.
Практика воспитания и образования в средние  века (V­XIV вв.) в Европе Цель воспитания – самосовершенствование человека в духе  морали Христианства. Монастырские школы Кафедральные (соборные)  Готовили мальчиков, в основном, будущих  приходских священников и монахов.  Изучение основ католического вероучения,  молитв, псалмов, церковные песнопения.  Обучение на латыни чтению, грамматике,  письму, счету. школы Воспитание также носило  богословский характер. Изучали латинскую грамматику,  риторику, диалектику, арифметику,  геометрию, астрономию и музыку.
Рыцарское воспитание (XI­XII века) Воспитание сыновей светских феодалов:  ­ до 7 лет в семье;  ­ при дворе сеньора — до 14 лет — пажи;  ­ до 21 года — оруженосцы.  Семь рыцарских добродетелей: 1 ­  верховая езда, 2 ­ фехтование, 3  ­владение копьём, 4 ­ плавание, 5  ­соколиная охота, 6 ­ сложение стихов в  честь сюзерена и дамы сердца, 7 ­ игра в  шахматы.  Будущие рыцари получали и религиозное  воспитание.  В 21 год оруженосцы проходили  обряд посвящения в рыцари.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения  (XIV­XVI вв.) Гуманитстический идеал – человек образованный и просвещенный,  высоко нравственный, физически развитый и душевно стойкий. Витторино да  Фельтре,  Италия Франсуа Рабле,  Франция Томас Мор,  Англия Мишель  Монтень,  Франция
Основные идеи педагогов­гуманистов: 1. Возрождение идеи гармоничного развития, связи умственного,  нравственного и физического воспитания. 2. Всеобщее, равное общественного воспитания (независимо от  сословия, религиозной принадлежности, материального  достатка). 3. Гуманное отношение к детям (принцип «мягкой руки»). 4. Обучение на добровольных, сознательных началах. 5. Необходимость морального поощрения, похвалы учеников. 6. Соединение обучения с жизнью и трудом. 7. О личности учителя: учитель должен быть не только  образованным, эрудированным, но и высоконравственным  человеком, примером для детей.
Педагогическая мысль эпохи Просвещения  (XVII­XVIII вв.) Выделение педагогики из философии и  оформление ее в самостоятельную  науку связано с именем  Яна Амоса  Коменского. Его «Великая дидактика» (1633­1638) –  одна из первых научно­педагогических  книг. Разработал основные вопросы обучения,  научно обосновал классно­урочную  систему. 28 марта 1592 г. –  15 ноября 1670 г.
Джон Локк (1632­1704) – британский  педагог и философ.  Основной труд «Мысли о воспитании» (1693). Педагогические идеи: Ребенок рождается «чистой доской» и становится тем, кто  он есть, только благодаря воспитанию.  Цель воспитания ­ воспитание джентльмена, умеющего  вести свои дела толково и предусмотрительно,  предприимчивого человека, утончённого в обращении. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера,  развитие воли, нравственная дисциплинированность
Система воспитания  джентльмена Умственное  воспитание должно  подчиняться  развитию характера,  формирования  образованного  делового человека Физическое воспитание  способствует развитию  здорового тела, выработки  мужества и настойчивости.  Укрепление здоровья, свежий  воздух, простая пища,  закаливание, строгий режим,  упражнения, игры Религиозное воспитание  необходимо направлять не  на приучение детей к  обрядам, а на  формирование любви и  почтения к Богу как  высшему существу Нравственное воспитание ­   воспитать способность отказывать себе  в удовольствиях, идти наперекор  своим склонностям и неуклонно  следовать советам разума. Выработка  изящных манер, навыков галантного  поведения . Трудовое воспитание заключается в овладении  ремеслом (столярным,  токарным). Труд  предотвращает возможность  вредной праздности
Педагогическая мысль в России К.Д. Ушинский (1824­18 70 гг.) – основоположник русской  педагогики и педагогической психологии. Основные произведения: «Родное слово», «Детский мир»,  «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической  антропологии».  Некоторые идеи: 1. Доказывал влияние социально­экономических условий  на воспитание. 2. Выдвинул идею народности в воспитании. 3. Боролся за осуществление воспитания и обучения  детей на родном языке, много внес в разработку  методики обучения родному языку. 4. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и  указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык ­  выражение мысли в слове. 5. Сформулировал антропологический принцип в педагогике. 6. Выступал против односторонности классического воспитания в гимназиях.
2. Объект, предмет и функции  педагогики существует для того, чтобы  давать описание, объяснение, прогнозирование  изучаемых ею процессов и явлений на основании  законов, открытых этой наукой имеет свой предмет, объект, задачи и функции
действительности, которую исследует  данная наука.  Предмет – это те процессы и явления,   Объект – это та область реальной  которые описывает, исследует,  объясняет, прогнозирует наука на  основании своих законов.
 Объектом педагогики ученые считают  образование как целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах человека,  общества и государства.  Предмет педагогики – педагогический  процесс как организованное взаимодействие  воспитателей и воспитанников в специально  созданных для этого учреждениях  (дошкольных, общеобразовательных,  профессионального или дополнительного  образования).
Функции педагогики Общетеорети­ ческая Практическая  (прикладная) Прогности­         ческая Накопление научных  знаний о  закономерностях  воспитания,  образования,  описании педагогич.  фактов, процессов,  объяснении, по  каким законам, при  каких условиях,  почему они  протекают На основе  теоретических знаний  совершенствуется  практика,  разрабатываются новые  методы, средства,  формы, системы  обучения и  воспитания, которые  применяются в  учреждениях  образования Обоснованное  предвидение развития  пед. реальности  (например, школа  будущего, как будет  изменяться  контингент учащихся  и т.п). На основе  научного прогноза  более успешно  планирование Единство всех функций позволяет более полно решать задачи  педагогического процесса в различных типах ОУ
3. Основные педагогические категории  Воспитание  В широком социальном смысле,  воспитание – передача  накопленного опыта от старших  поколений к младшим с целью  подготовки к жизни и труду.   В узком социальном смысле,  воспитание – направленное  воздействие на человека со стороны  различных социальных институтов  (учреждения образования, культуры,  религии, СМИ и др.) с целью  формирования знаний, взглядов,  убеждений, нравственных ценностей,  подготовки человека к жизни.
Воспитание  В широком педагогическом  смысле, воспитание – процесс  целенаправленного формирования  личности в специальных  образовательных учреждениях в  результате взаимодействия  воспитателя и воспитанников.   В узком педагогическом смысле,  воспитание – специальная  воспитательная деятельность,  направленная на формирование  определенных качеств, свойств и  отношений воспитанников.
• • Обучение –      Это специально организованный, целенаправленный  процесс взаимодействия между учителем и учащимися с  целью формирования у последних системы знаний, умений и  навыков (ЗУН).       Это двусторонняя деятельность, включающая  преподавание (руководство учением) и учение (усвоение  содержания обучения). Образование –  • Это процесс и результат усвоения определенной системы  знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе  соответствующего уровня развития личности.
Формирование –  это процесс становления человека как существа социального  под влиянием различных факторов (наследственности,  среды, воспитания и собственной активности личности). Развитие –  процесс количественных и качественных изменений в  организме, психике, интеллектуальной и духовой сферах  человека. Социализация –  процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретение им  определенного социального опыта (в виде знаний,  ценностей, правил поведения, установок).
4. Система  педагогических наук Общая педагогика  является базовой, изучает общие закономерности воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов. Содержит 4 больших раздела: • общие основы педагогики; • теория обучения (дидактика); • теория воспитания; • управление педагогическими  системами.