Данная презентация раскрывает суть педагогики как науки с подробным описанием истории возникновения, функции педагогики, объект, предмет и перечислены основные педагогические категории. Так же раскрыта и система педагогических наук (общие основы педагогики; теория обучения (дидактика); теория воспитания; управление педагогическими системами) Предназначена для студентов СПО и высшего образования.
2. Объект, предмет и функции
педагогики.
педагогики.
План
1. Возникновение и развитие
3. Основные педагогические
категории.
4. Система педагогических наук.
1. Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания и образования
Спартанское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.)
Цель воспитания: формирование воинов,
выносливых, способных к выживанию в
тяжелых условиях, готовых к
беспрекословному послушанию.
Мальчики 715 лет воспитывались вне
родительской семьи, в агеллах (специальных
школах).
Физическое воспитание: бег, прыжки,
метание копья, борьба, тренировочные бои и
сражения, военные песни и танцы.
Умственное воспитание: основы чтения и письма.
Нравственное воспитание: цель – подчинение личности интересам социальной
группы.
Э. Дега «Юные спартанцы» (1861)
Афинское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.)
Цель: воспитание гармонически развитого человека
Мусическое воспитание
Гимнастическое воспитание
Умственное
Эстетическое
Нравственное
Физическое
Этапы воспитания мальчиков:
До 7 лет – семейное воспитание.
С 7 лет – посещение школы грамматиста (обучение
чтению, письму, счету) и кифариста (пение, музыка,
декламация стихов).
С 1314 лет – переход в палестру (школу борьбы)
(физические упражнения – пятиборье, беседы по
политическим и нравственным вопросам).
С 1618 лет обеспеченная молодежь обучалась в гимнасиях (философия, полемика,
литература, сочинительство, гимнастика).
С 1820 – переход в эфебию (военное и политическое воспитание)
Педагогическая мысль античности
Аристотель (384 –322 гг. до н. э.).
Идеи о воспитании:
1. Ввел возрастную периодизацию.
2. Обосновал связь семейного и общественного
воспитания как двух частей единого целого.
3. Рассматривал воспитание как средство укрепления
государства. Считал, что школы д.б. государственными,
все свободные граждане должны получать одинаковое
образование.
4. Сформулировал принцип природосообразности: воспитание должно
соответствовать природе, возрасту, происходить постепенно, без
перегрузок.
5. Говорил о необходимости нравственного воспитания, добродетели.
6. О миссии воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения,
чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые –
достойную жизнь».
Древнеримский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан
(42118 гг. до н.э.)
Его произведение «Об образовании оратора» первая
работа, тесно связанная с практикой школы.
Основные идеи:
1. Воспитание ребенка должно осуществляться в школе.
2. Учитель должен подходить к воспитаннику осторожно
и внимательно.
3. Учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не
раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и
внимательно их изучать.
4. Нужно развивать речь ребенка с раннего возраста. Изучение языка и
музыки способствует выработке хорошего произношения, делает речь
более выразительной.
5. Изучение математики (арифметики и геометрии) способствует
стройности и последовательности мысли.
6. Основа обучения – наставления, подражание и упражнения.
7. Чтобы знания были прочными, их нужно закладывать не спеша.
Практика воспитания и образования в средние
века (VXIV вв.) в Европе
Цель воспитания – самосовершенствование человека в духе
морали Христианства.
Монастырские школы
Кафедральные (соборные)
Готовили мальчиков, в основном, будущих
приходских священников и монахов.
Изучение основ католического вероучения,
молитв, псалмов, церковные песнопения.
Обучение на латыни чтению, грамматике,
письму, счету.
школы
Воспитание также носило
богословский характер.
Изучали латинскую грамматику,
риторику, диалектику, арифметику,
геометрию, астрономию и музыку.
Рыцарское воспитание (XIXII века)
Воспитание сыновей светских феодалов:
до 7 лет в семье;
при дворе сеньора — до 14 лет — пажи;
до 21 года — оруженосцы.
Семь рыцарских добродетелей: 1
верховая езда, 2 фехтование, 3
владение копьём, 4 плавание, 5
соколиная охота, 6 сложение стихов в
честь сюзерена и дамы сердца, 7 игра в
шахматы.
Будущие рыцари получали и религиозное
воспитание.
В 21 год оруженосцы проходили
обряд посвящения в рыцари.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения
(XIVXVI вв.)
Гуманитстический идеал – человек образованный и просвещенный,
высоко нравственный, физически развитый и душевно стойкий.
Витторино да
Фельтре,
Италия
Франсуа Рабле,
Франция
Томас Мор,
Англия
Мишель
Монтень,
Франция
Основные идеи педагоговгуманистов:
1. Возрождение идеи гармоничного развития, связи умственного,
нравственного и физического воспитания.
2. Всеобщее, равное общественного воспитания (независимо от
сословия, религиозной принадлежности, материального
достатка).
3. Гуманное отношение к детям (принцип «мягкой руки»).
4. Обучение на добровольных, сознательных началах.
5. Необходимость морального поощрения, похвалы учеников.
6. Соединение обучения с жизнью и трудом.
7. О личности учителя: учитель должен быть не только
образованным, эрудированным, но и высоконравственным
человеком, примером для детей.
Педагогическая мысль эпохи Просвещения
(XVIIXVIII вв.)
Выделение педагогики из философии и
оформление ее в самостоятельную
науку связано с именем Яна Амоса
Коменского.
Его «Великая дидактика» (16331638) –
одна из первых научнопедагогических
книг.
Разработал основные вопросы обучения,
научно обосновал классноурочную
систему.
28 марта 1592 г. –
15 ноября 1670 г.
Джон Локк (16321704) – британский
педагог и философ.
Основной труд «Мысли о воспитании» (1693).
Педагогические идеи:
Ребенок рождается «чистой доской» и становится тем, кто
он есть, только благодаря воспитанию.
Цель воспитания воспитание джентльмена, умеющего
вести свои дела толково и предусмотрительно,
предприимчивого человека, утончённого в обращении.
Важнейшие задачи воспитания: выработка характера,
развитие воли, нравственная дисциплинированность
Система воспитания
джентльмена
Умственное
воспитание должно
подчиняться
развитию характера,
формирования
образованного
делового человека
Физическое воспитание
способствует развитию
здорового тела, выработки
мужества и настойчивости.
Укрепление здоровья, свежий
воздух, простая пища,
закаливание, строгий режим,
упражнения, игры
Религиозное воспитание
необходимо направлять не
на приучение детей к
обрядам, а на
формирование любви и
почтения к Богу как
высшему существу
Нравственное воспитание
воспитать способность отказывать себе
в удовольствиях, идти наперекор
своим склонностям и неуклонно
следовать советам разума. Выработка
изящных манер, навыков галантного
поведения
.
Трудовое воспитание
заключается в овладении
ремеслом (столярным,
токарным). Труд
предотвращает возможность
вредной праздности
Педагогическая мысль в России
К.Д. Ушинский (182418 70 гг.) – основоположник русской
педагогики и педагогической психологии.
Основные произведения: «Родное слово», «Детский мир»,
«Человек как предмет воспитания, опыт педагогической
антропологии».
Некоторые идеи:
1. Доказывал влияние социальноэкономических условий
на воспитание.
2. Выдвинул идею народности в воспитании.
3. Боролся за осуществление воспитания и обучения
детей на родном языке, много внес в разработку
методики обучения родному языку.
4. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и
указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык
выражение мысли в слове.
5. Сформулировал антропологический принцип в педагогике.
6. Выступал против односторонности классического воспитания в гимназиях.
2. Объект, предмет и функции
педагогики
существует для того, чтобы
давать описание, объяснение, прогнозирование
изучаемых ею процессов и явлений на основании
законов, открытых этой наукой
имеет свой предмет, объект, задачи и функции
действительности, которую исследует
данная наука.
Предмет – это те процессы и явления,
Объект – это та область реальной
которые описывает, исследует,
объясняет, прогнозирует наука на
основании своих законов.
Объектом педагогики ученые считают
образование как целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека,
общества и государства.
Предмет педагогики – педагогический
процесс как организованное взаимодействие
воспитателей и воспитанников в специально
созданных для этого учреждениях
(дошкольных, общеобразовательных,
профессионального или дополнительного
образования).
Функции педагогики
Общетеорети
ческая
Практическая
(прикладная)
Прогности
ческая
Накопление научных
знаний о
закономерностях
воспитания,
образования,
описании педагогич.
фактов, процессов,
объяснении, по
каким законам, при
каких условиях,
почему они
протекают
На основе
теоретических знаний
совершенствуется
практика,
разрабатываются новые
методы, средства,
формы, системы
обучения и
воспитания, которые
применяются в
учреждениях
образования
Обоснованное
предвидение развития
пед. реальности
(например, школа
будущего, как будет
изменяться
контингент учащихся
и т.п). На основе
научного прогноза
более успешно
планирование
Единство всех функций позволяет более полно решать задачи
педагогического процесса в различных типах ОУ
3. Основные педагогические категории
Воспитание
В широком социальном смысле,
воспитание – передача
накопленного опыта от старших
поколений к младшим с целью
подготовки к жизни и труду.
В узком социальном смысле,
воспитание – направленное
воздействие на человека со стороны
различных социальных институтов
(учреждения образования, культуры,
религии, СМИ и др.) с целью
формирования знаний, взглядов,
убеждений, нравственных ценностей,
подготовки человека к жизни.
Воспитание
В широком педагогическом
смысле, воспитание – процесс
целенаправленного формирования
личности в специальных
образовательных учреждениях в
результате взаимодействия
воспитателя и воспитанников.
В узком педагогическом смысле,
воспитание – специальная
воспитательная деятельность,
направленная на формирование
определенных качеств, свойств и
отношений воспитанников.
•
•
Обучение –
Это специально организованный, целенаправленный
процесс взаимодействия между учителем и учащимися с
целью формирования у последних системы знаний, умений и
навыков (ЗУН).
Это двусторонняя деятельность, включающая
преподавание (руководство учением) и учение (усвоение
содержания обучения).
Образование –
• Это процесс и результат усвоения определенной системы
знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе
соответствующего уровня развития личности.
Формирование –
это процесс становления человека как существа социального
под влиянием различных факторов (наследственности,
среды, воспитания и собственной активности личности).
Развитие –
процесс количественных и качественных изменений в
организме, психике, интеллектуальной и духовой сферах
человека.
Социализация –
процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретение им
определенного социального опыта (в виде знаний,
ценностей, правил поведения, установок).
4. Система
педагогических наук
Общая педагогика
является базовой, изучает общие
закономерности воспитания и обучения в
образовательных учреждениях всех типов.
Содержит 4 больших раздела:
• общие основы педагогики;
• теория обучения (дидактика);
• теория воспитания;
• управление педагогическими
системами.