В презентации рассказывается о том что такое ИТ-проект. Также упоминается об основных особенностях ИТ-проекта, особенностях создания, его отличительные особенности от других типов проектов. Говорится о том что такое иерархическая структура работ и как ее составить и тонкости при составлении, что она в себя включает.
Проект – это комплекс усилий, предпринимаемых с целью получения
конкретных уникальных результатов в рамках отведенного времени и в
пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов,
используемых или потребляемых в ходе проекта.
Отличительные особенности ит-
проекта:
• разделение на уровне идеологии заказчика и исполнителя: заказчиком, как правило, является бизнес, а
исполнителем – ИТспециалисты, и есть трудности в выявлении требований, ожиданий от проекта, в
формировании технического задания. Существует также проблема эффективных коммуникаций;
• ответственность за результат проекта имеет "солидарный" характер. То есть здесь нельзя возложить
ответственность за успех проекта только на исполнителя, точно так же, как нельзя говорить, что
исключительно заказчик виновен в том, что проект не удался. В ИТпроекте должны создаваться
определенные условия для взаимодействия сторон, и стороны, участвующие в нем, несут равную
ответственность за результаты проекта;
• зачастую реализация ИТпроекта предусматривает изменение существующих организационных
структур на предприятии;
Отличительные особенности ит-
проекта:
• обычно в ИТпроект вовлечено множество подразделений организации;
• существует высокая вероятность конфликтов между руководителем проекта, высшим
руководством, руководителями подразделений и персоналом организации;
• многие ИТпроекты имеют колоссальные бюджеты. В крупных компаниях масштабы проектной
деятельности в области информационных технологий (ИТ) измеряются миллионами долларов,
причем реализация новых проектов происходит постоянно. Если, например, промышленное
предприятие достаточно один раз построить – и оно будет работать, не требуя регулярных
инвестиций, то развитие ИТинфраструктуры в растущих компаниях требует больших и регулярных
вложений. Большие бюджеты, в свою очередь, подразумевают больший уровень ответственности и,
соответственно, больший уровень компетенции тех людей, которые этими проектами управляют.
Если говорить о реализации ИТпроектов, следует
обратить внимание на следующие особенности:
• зачастую в компании заказчика одновременно выполняются несколько ИТ
проектов;
• приоритеты выполнения проектов постоянно корректируются;
• по мере реализации проектов выполняется уточнение и корректировка требований
и содержания проектов;
• велико влияние человеческого фактора: сроки и качество выполнения проекта в
основном зависят от непосредственных исполнителей и коммуникации между ними;
Если говорить о реализации ИТпроектов, следует
обратить внимание на следующие особенности:
• каждый исполнитель может принимать участие в нескольких проектах;
• налицо трудности планирования творческой деятельности, отсутствуют единые
нормативы и стандарты;
• сохраняется повышенный уровень риска, вплоть до непредсказуемости результатов;
• происходит постоянное совершенствование технологии выполнения работ.
уже
У
руководителя
(сверху
с
применением
выполненным.
Анализ статистики показывает, что примерно 90 процентов ИТпроектов
аналогичны
проекта
имеется опыт реализации таких задач и понимание возможных проблем. В
этих случаях иерархическая структура проекта и работ(ИСП/ИСР)
формируется
вниз),
используется типовая структура проектной команды, планы проекта (план
управления рисками, план коммуникаций и пр.) аналогичны планам
предыдущих проектов. Однако 10 процентов проектов – инновационные,
реализуемые "с нуля" и требующие творчества, нестандартных решений и
таких проектах
управленческой
характеризуется высокими рисками, что требует от руководителя глубоких
знаний методики проектного управления и понимания особенностей её
применения в сфере информационных технологий.
смелости. Принятие
подхода Topdown
решений
в
Применение методологии управления проектами позволяет зафиксировать
цели и результаты проекта, дать им количественные характеристики,
определить временные, стоимостные и качественные параметры проекта,
создать реалистичный план выполнения проекта, выделить, оценить риски и
предотвратить возможные негативные последствия во время реализации
проекта.
Для эффективного управления проект должен быть хорошо
структурирован. Суть этого процесса сводится к выделению
следующих основных элементов:
• фазы жизненного цикла проекта, этапов, работ и отдельных задач;
• организационная структура исполнителей проекта;
• структура распределения ответственности.
Жизненный цикл – это последовательность фаз проекта, через которые он
должен пройти для гарантированного достижения целей проекта, в нашем
случае – для реализации некоторой информационной технологии.
структура
Организационная
ролей
исполнителей,
проекта,
определение взаимоотношений между ними и распределение ответственности
за выполнение задач.
подразумевает
выделение
которые
необходимы
для
реализации
Процесс разработки плана управления проектом есть процесс документации
действий, необходимых для определения, подготовки, интеграции и координации
всех вспомогательных планов. Корректно
управления
проектом является основным источником информации о том, как проект будет
планироваться, оцениваться, контролироваться и закрываться. План управления
проектом обновляется и редактируется в рамках процесса осуществления
интегрированного управления изменениями проекта (см. соответствующий раздел),
для
рекомендуется
версионности
использовать лист управления документом.
составленный план
поддержки
документа
План управления проектом может быть либо резюмирующим, либо детализированным и
состоять из одного или нескольких вспомогательных планов и прочих элементов.
План управления проектом рекомендуется разделять на 3 блока по характеру содержащейся в них
информации.
1. Вспомогательные планы управления проектом, в число которых входят:
•. план управления содержанием проекта;
•. план управления расписанием проекта;
•. план управления стоимостью проекта;
•. план управления качеством проекта;
•. план управления обеспечением персоналом;
•. план управления коммуникациями проекта;
•. план управления рисками проекта;
•. план управления конфигурацией.
Базовая линия проекта, состоящая из:
• базового расписания проекта;
• базового плана по стоимости;
• базового плана по качеству;
• базового плана по конфигурации;
• реестра рисков.
Результаты анализа, проведенного проектной командой в отношении содержания, объема и
сроков проекта.
Рассмотрению основных вспомогательных планов управления и элементов базовой линии
проекта, равно как и описанию ключевых методов и процедур составления этих планов,
посвящены отдельные разделыданной книги.
Формирование иерархической структуры проекта
Иерархическая структура работ ( ИСР ) это ориентированный на результаты
способ группировки элементов проекта, который упорядочивает и определяет
общее содержание проекта. Работы, не включенные в ИСР, находятся за пределами
содержания проекта.
Модель может быть выполнена графически, в виде древовидной структуры или в
виде словесного описания. С ее помощью структурируется и определяется
все содержание проекта.
Построение ИСР (иерархическая
структура работ)
Существуют два основных способа разработки ИСР: "сверху вниз" и "снизу
вверх".
Далее приводится описание подхода "сверху вниз".
1. Сбор исходной информации.
Разработка ИСР станет более легким и осмысленным делом, если будет доступна
следующая информация:
•. требования заказчика;
•. пул доступных ресурсов;
•. конкретная проектная ситуация.
Пул ресурсов помогает видеть, как ресурсы используются в нескольких проектах.
Пул ресурсов – это план проекта, из которого другие планы проектов получают
информацию о ресурсах. Он содержит информацию обо всех назначениях ресурсов
во всех планах проектов, связанных с пулом ресурсов.
2. Выбор типа ИСР
После получения необходимой информации о факторах, влияющих на структуру ИСР, необходимо
определиться с типом построения ИСР: по жизненному циклу, по системам, по географическим зонам.
В соответствие с принципом, лежащим в основе построения ИСР по фазам жизненного цикла, на 1ом
уровне происходит разбитие проекта на фазы. Этот принцип следования естественному жизненному циклу
проекта весьма популярен в некоторых отраслях и, в принципе,
значительно упрощает
разработку расписания проекта. Хороший пример использования такого типа структурирования ИСР
проект разработки программного обеспечения, состоящий из таких фаз, как определение требований,
высокоуровневое проектирование, низкоуровневое проектирование, написание кода и тестирование.
Принцип разбития по системам подразумевает разбитие на составляющие физические системы и
отображение их на уровне 1 ИСР. Этот подход широко распространен в ряде традиционных
производственных отраслей, в которых ИСР больше напоминает спецификацию производственного
образца. Разбиение ИСР по географическим зонам практикуется, в частности, в сфере строительства, где
уровень 1 ИСР проекта может состоять из здания A, здания B и т. д. Что касается следующих
уровней ИСР, многие специалисты практикуют гибридные ИСР, сочетающие два или три метода.
При выборе способа структурирования ИСР рекомендуется следовать принятому на предприятии или в
отрасли стандарту, это позволит избежать сопротивления новому методу, которое неизбежно возникнет.
3. Определение степени
детализации ИСР
Принимая во внимание тот факт, что число пакетов влияет на время и стоимость
управления проектом, нужно выбрать такое количество пакетов работ, для
управления которыми есть время и бюджет.
говоря, пакетом работ мы будем называть основной элемент
Вообще
определимые конечные
управления ИСР, дискретную
за достижение которых отвечают организационные единицы.
результаты,
Очевидно, пакеты работ должны представлять небольшие результаты и быть
управляемыми.
задачу, имеющую
Для определения степени детализации ИСР нужна следующая
информация:
• количество уровней в ИСР ;
• количество и средний размер пакета работ, принятые в отрасли.
Так, для большинства средних и малых ИТпроектов характерны
ИСР со следующей детализацией:
• от трех до четырех уровней;
• от 15 до 40 пакетов работ;
• от 40 до 80 часов на средний пакет работ;
• от 3% до 7% общего бюджета рабочих часов на средний пакет работ.
Несмотря на уникальность каждого проекта, ИСР предыдущего проекта
часто может служить шаблоном для нового. Например, большая часть
проектов внедрения ИС в конкретной организации будет иметь одинаковые
жизненные циклы, а потому и одинаковые или схожие результаты каждой
фазы. Шаблон ИСР представляет собой древовидную структуру работ,
детализированную до уровня пакетов работ, которую можно адаптировать
под конкретные проекты в конкретной области приложения.