данная презентация помогает выпускникам 9 класса подробно разобрать 13 задание из контрольно-измерительных материалов для подготовки ОГЭ по русскому языку в 9 классе. на подборе конкретных примеров учитель вместе с учениками подробно разбирают задания, проводят дискуссию, обсуждают и приходят к единому мнению. Проверить свои доводы и ответы можно сразу, так как презентация имеет правильные ответы, и в некоторых случаях (особенно сложных) даже комментарии).
13oge-r.ppt
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
ОГЭ Русский
язык 9 класс
Задание
13
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Грамматическая разминка
Выполним несколько
тестовых заданий,
алгоритм выполнения
которых нам уже известен
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
1. Из предложений 2-3 выпишите слово,
правописание приставки в котором определяется
правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если
используется в значении неполноты действия".
•(2)Он шел прихрамывая, и на коленке у
него была ссадина, запекшаяся, как
печать из сургуча. (3)В руке он держал
веревку, к которой была привязана
серая тряпка.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
1. Из предложений 2-3 выпишите слово,
правописание приставки в котором определяется
правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если
используется в значении неполноты действия".
•(2)Он шел прихрамывая, и на коленке у
него была ссадина, запекшаяся, как
печать из сургуча. (3)В руке он держал
веревку, к которой была привязана
серая тряпка.
•Прихрамывая
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
2. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ,
построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование, напишите
получившееся словосочетание.
•Я устроил в доме ярмарку: развесил под
потолком гирлянды еловых и ольховых
шишек, кисти калины и рябины.
(Ю.Коваль)
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
2. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ,
построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование, напишите
получившееся словосочетание.
•Я устроил в доме ярмарку: развесил под
потолком гирлянды еловых и ольховых
шишек, кисти калины и рябины.
(Ю.Коваль)
•Рябиновые кисти
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
3. Выпишите грамматическую
основу приведенного ниже
предложения.
•Сердца наши слишком были утомлены.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
3. Выпишите грамматическую
основу приведенного ниже
предложения.
•Сердца наши слишком были утомлены.
•Сердца были утомлены
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
4. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном слове.
•Я замер и стал вслушиваться. Мне
казалось,(1) что и не музыка это,(2) а
ключ течёт из-под горы. Кто-то,
(3) казалось,(4) припал к воде губами,
(5) пьёт,(6) пьёт и не может
напиться – так иссохло у него во рту
и внутри.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
4. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном слове.
•Я замер и стал вслушиваться. Мне
казалось,(1) что и не музыка это,(2) а
ключ течёт из-под горы. Кто-то,
(3) казалось,(4) припал к воде губами,
(5) пьёт,(6) пьёт и не может напиться – так
иссохло у него во рту и внутри.
•3, 4
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
5. Укажите количество грамматических
основ в данном предложении. Ответ
запишите цифрой.
Во время нашей игры в шахматы я
заметил, что старик замирает и
вслушивается, когда кто-нибудь
хлопает дверью в конце вагона, и не
успокаивается до тех пор, пока шаги в
коридоре не затихают с другой
стороны.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
5. Укажите количество грамматических
основ в данном предложении. Ответ
запишите цифрой.
Во время нашей игры в шахматы я
заметил, что старик замирает и
вслушивается, когда кто-нибудь
хлопает дверью в конце вагона, и не
успокаивается до тех пор, пока шаги в
коридоре не затихают с другой
стороны.
4
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
6. В приведённом ниже предложении пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую
запятую между частями сложного предложения,
связанными сочинительной связью.
•Вода на мелководье была прозрачной
(1), и каждый камушек радостно сиял
(2), отбрасывая на песчаное дно
дрожащую тень. (Ф. Искандер)
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
6. В приведённом ниже предложении пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую
запятую между частями сложного предложения,
связанными сочинительной связью.
•Вода на мелководье была прозрачной
(1), и каждый камушек радостно сиял
(2), отбрасывая на песчаное дно
дрожащую тень. (Ф. Искандер)
•1
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
ОГЭ Русский язык. 9
класс
Задание
13
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Задание 13. Среди предложений 1-6
найдите сложноподчинённое предложение с
однородным соподчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
• (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что
задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька
вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его,
уложила и, закрыв абажур платком, стала
перечитывать второе, только что сегодня
полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала,
что отца переводят на стройку в Таджикистан и
что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать
волновалась, горячо просила Натку приехать
пораньше и сообщала, что отец уже сговорился
с горкомом.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Вспомним теорию! В CПП может быть
несколько придаточных частей.
Такие СПП называются
многочленными.
Соподчинение
Последовательное
подчинение
Однородное
подчинение
Неоднородное
подчинение
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Однородное соподчинение
При ОДНОРОДНОМ подчинении оба
придаточных подчиняются
главному и отвечают на один и тот же
вопрос (относятся к одному и тому же виду).
•[Она знала], (что девочки с опаской
поглядывают на закрытую дверь
комнаты), (что чувствуют они себя
связанно).
•
[ – = ], (что – = ), (что = – ).
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Запомни!
•Если придаточные связаны союзом И,
то запятая между ними не ставится:
[Она знала], (что девочки с опаской
поглядывают на закрытую дверь
комнаты) и (что чувствуют они себя
связанно).
[ – = ], (что – = ) и (что = – ).
•
•
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Запомни!
Чаще всего придаточные
присоединяются ОДИНАКОВЫМИ
союзами или союзными словами. Но могут
присоединяться и РАЗНЫМИ, но
вопрос при этом один и тот же:
[В своих письмах я не пытаюсь
объяснить], (что такое
добро) и (почему добрый человек
внутренне красив).
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Неоднородное (параллельное)
подчинение
• При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ подчинении оба
придаточных подчиняются главному,
но отвечают на разные вопросы
Когда мы встали, то нельзя было
понять, который час.
(Когда – = ), [то = ], (который – ).
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Последовательное подчинение
•При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении
1-ое придаточное подчиняется главному,
2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е
придаточное - 2-ому и т.д.
•Был прекрасный июльский день, один из
тех дней, которые случаются тогда, когда
погода установилась надолго.
•[ = – ], (которые = ), (когда – =).
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Запомни!
Придаточные предложения при
последовательном подчинении чаще
всего располагаются следующим
образом: [ = – ], ( = – ), ( = – ).
Но может быть и другой порядок: одно
придаточное может находиться внутри
другого (при стыковке двух союзов):
[– = ], (что,(когда – =), – =).
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно прочитай задание.
2. Найди грамматические основы во всех
предложениях, которые предлагаются в
задании. (ОГЭ – Задание 8)
Исключаем простые предложения (одна
грамматическая основа);
3.
5.
4. Исключаем СПП с одним придаточным,
потому что ИСКОМОЕ предложение будет
состоять как минимум из трех частей!
Исключаем все ССП и БСП (ОГЭ – задание
11, ОГЭ – Задание 12) ).
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
6. Выделяем все средства связи
(союзы и союзные слова), не
забывая о составных или
употребленных рядом союзах.
7. Устанавливаем смысловые связи
между частями: для этого сначала
находим главную, затем задаем от
нее вопросы к придаточным.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
8. Вспоминаем теоретический материал по теме
«СПП с несколькими придаточными: с
последовательным, параллельным и
однородным подчинением придаточных.
9. Обращаем внимание! Существуют
предложения с комбинированные, в которых
есть как последовательное, так и
параллельное с однородным соподчинением.
Поэтому отнести их к какому-то одному типу
невозможно.
10. Записываем правильный ответ!!!
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Среди предложений 1-6 найдите
сложноподчинённое предложение с однородным
соподчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
• (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что
задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька
вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его,
уложила и, закрыв абажур платком, стала
перечитывать второе, только что сегодня
полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала,
что отца переводят на стройку в Таджикистан и
что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать
волновалась, горячо просила Натку приехать
пораньше и сообщала, что отец уже сговорился
с горкомом.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Среди предложений 1-6 найдите
сложноподчинённое предложение с однородным
соподчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
• (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что
задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька
вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его,
уложила и, закрыв абажур платком, стала
перечитывать второе, только что сегодня
полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала,
что отца переводят на стройку в Таджикистан и
что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать
волновалась, горячо просила Натку приехать
пораньше и сообщала, что отец уже сговорился
с горкомом.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Среди данных предложений найдите
сложноподчинённое предложение с
последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
1. Когда я уже хотел было выйти на берег, вдруг
почувствовал, что леска за что-то зацепилась.
2. Котелок был ещё горячий, потому что его
держали, завернув в спальный мешок. 3. И
вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать
ни шагу, потому что все силы уходят на то,
чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно
разворачивались, и слева под глубоким
обрывом сверкала река, сужаясь и вновь
растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Среди данных предложений найдите
сложноподчинённое предложение с
последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
1. Когда я уже хотел было выйти на берег, вдруг
почувствовал, что леска за что-то зацепилась.
2. Котелок был ещё горячий, потому что его
держали, завернув в спальный мешок. 3. И
вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать
ни шагу, потому что все силы уходят на то,
чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно
разворачивались, и слева под глубоким
обрывом сверкала река, сужаясь и вновь
растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с
однородным подчинением придаточных. Напишите номер
этого предложения.
• (12)Всё, что было связано с морем и парусами,
приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо
открыл и стал читать, как десятилетний
мальчик Венька стоит на крыше своего дома и
смотрит на входящую в бухту эскадру, как
блестит на солнце оранжевая ребристая
черепица на белых домиках.
• (14)Я листал страницы неслышно и сидел не
шевелясь, боясь лишним движением напомнить
о себе.
• (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не
сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе
грохнуло.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с
однородным подчинением придаточных. Напишите номер
этого предложения.
• (12)Всё, что было связано с морем и парусами,
приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо
открыл и стал читать, как десятилетний
мальчик Венька стоит на крыше своего дома и
смотрит на входящую в бухту эскадру, как
блестит на солнце оранжевая ребристая
черепица на белых домиках.
• (14)Я листал страницы неслышно и сидел не
шевелясь, боясь лишним движением напомнить
о себе.
• (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не
сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе
грохнуло.
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое
предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
•(15)Когда стемнело и она подошла к
морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб
был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:
•–– (18)Вот уж не думал никогда, что во
мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-
то на медленное и мучительное
умирание! (20)Никогда бы не поверил,
что способен на такое! (21)Я думал:
посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я
должен был понимать… (23)Этим
нельзя пренебрегать..
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое
предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
•(15)Когда стемнело и она подошла к
морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб
был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:
•–– (18)Вот уж не думал никогда, что во
мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-
то на медленное и мучительное
умирание! (20)Никогда бы не поверил,
что способен на такое! (21)Я думал:
посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я
должен был понимать… (23)Этим
нельзя пренебрегать..
Презентация по разбору 13 задания ОГЭ 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.