Презентация по русскому языку "Фразеологизмы"(5 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация может использоваться на уроках русского языка по теме "Фразеологизмы". в начале урока - терминологический диктант по теме "Лексикология". Дано определение фразеологии, признаки фразеологизмов, как найти данную лексическую единицу в толковом словаре, как работать с фразеологическим словарем. Даны упражнения. Презентация сделана на основе материалов Школы-2100. Можно использовать во внеклассной работе.
Иконка файла материала фразеологизмы1.ppt
1. Лексикология 2. Паронимы 3. Пометы (стилистические пометы) 4. Лексикон  5. Многозначные слова 6. Лексическое значение 7. Толковый словарь
Фразеологизм ы
Фразеология phrasis греческого – (от logos – оборот, выражение, слово) – раздел науки о языке, изучающий фразеологические обороты. Из лингвистического словаря
Проглотить язык проглотить горошину куры не клюют голуби не клюют тертый калач ржаной калач повесить нос повесить белье
Перечислите особенности фразеологизмов и составьте схему-опору для этого понятия. Проверьте себя.
Найти фразеологизмы в стихотворении Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалится. О чем же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?
Найдите соответствия Найдите соответствия • Неожиданно • Лениво, нехотя • Тесно • Бездельничать • Умело работать • яблоку негде упасть • засучив рукава • спустя рукава • как снег на голову • бить баклуши
Найти фразеологизмы в стихотворении Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно, Примеры тут можно найти без труда. Возьмем хоть короткое слово вода. Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы праве сказать наперед: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет. А утки и гуси сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? Воды в рот набрал. Лентяй отдыхает, а время идет- Под камень лежачий вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай!» Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом.
Выберите правильные утверждения. 1. Фразеологизмы являются одним членом 1. Фразеологизмы являются одним членом слов. слов. Поверьте себя. 2. Фразеологизм является самостоятельным 2. Фразеологизм является самостоятельным 3. Во фразеологизме можно менять порядок 3. Во фразеологизме можно менять порядок 4. Значение фразеологизма равно значению 4. Значение фразеологизма равно значению предложения. предложения. предложением. предложением. слов. слов. одного слова. одного слова. 5. Значение фразеологизма равно сумме 5. Значение фразеологизма равно сумме значений слов, входящих в него. значений слов, входящих в него. 6. Фразеологизм – это устойчивое сочетание 6. Фразеологизм – это устойчивое сочетание 1.Фразеологизмы являются одним членом предложения.2.Фразеологизм является самостоятельным предложением.3.Во фразеологизме можно менять порядок слов.4.Значение фразеологизма равно значению одного слова.5.Значение фразеологизма равно сумме значений слов, входящих в него.6.Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.1.Фразеологизмы являются одним членом предложения.2.Фразеологизм является самостоятельным предложением.3.Во фразеологизме можно менять порядок слов.4.Значение фразеологизма равно значению одного слова.5.Значение фразеологизма равно сумме значений слов, входящих в него.6.Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.
Закончите фразеологизмы, объясните их значение. 1.Как с гуся вода – все нипочём, 1.Как с безразлично. гуся________________________________. 2.Вывести на чистую воду – 2.Вывести на  разоблачить. ______________________________. 3.Бить баклуши – бездельничать. 3.Бить_____________________________________  4.Довести до белого каления – . разозлить. 4.Довести до 5.Ударить в грязь лицом – опозориться, ______________________________ . оплошать. 5.Ударить в 6.Зарубить на носу –  запомнить. грязь___________________________. 6.Зарубить на Проверьте себя. ______________________________. 1.Как с гуся________________________________.2.Вывести на ______________________________.3.Бить_____________________________________ .4.Довести до ______________________________ .5.Ударить в грязь___________________________.6.Зарубить на ______________________________.1.Как с гуся вода – все нипочём, безразлично.2.Вывести на чистую воду – разоблачить.3.Бить баклуши – бездельничать.4.Довести до белого каления – разозлить.5.Ударить в грязь лицом – опозориться, оплошать. 6.Зарубить на носу –  запомнить.
На уроке я работал спустя рукава Засучив рукава Держать язык за зубами Бить баклуши Быть на голову выше всех
Домашнее задание • Параграф 66 • Составит рассказ с фразеологизмами • Проект «История фразеологизма»