Презентация по русскому языку на тему "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Оценка 4.6

Презентация по русскому языку на тему "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Оценка 4.6
Работа в классе
pdf
математика +1
5 кл
12.10.2019
Презентация по русскому языку на тему "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
В презентации предлагается практика использования технологии шестиугольного обучения на уроке русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа". Материал включает структуру и ход занятия, графический вариант технологической карты, приложение с разработанными гексами по теме урока.
Презентация урока по русскому языку (5 класс).pdf

Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках русского языка

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 

ФИО Плужнова Евгения Николаевна

Должность Учитель русского языка и литературы

Предмет Русский язык

Класс     5

Тема и номер урока в теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа», урок 1 Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2012. Ч.1 - 192с.; Ч.2 - 176с. 

Цель урока: формирование умения определять и употреблять категорию числа некоторых имен существительных Планируемые результаты:

− личностные: развитие таких качеств как целеустремленность, инициативность, осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− метапредметные: развитие коммуникативных компетенций, умения взаимодействовать с окружающими (учителя, сверстники), выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навык работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, систематизация, фиксация результата;

−  предметные: получение знаний о том, какие существительные имеют форму только множественного числа; как их отличить от существительных, которые имеют две формы числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Формируемые УУД:

−  личностные: самоанализ и контроль результата; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, внутренняя позиция школьника;

−  регулятивные: формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом; формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план работы, действий), формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

− познавательные: поиск, выделение и систематизация необходимой информации, применение методов информационного поиска, способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение);

− коммуникативные: участие в диалоге, способность высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи; участвовать в работе групп, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Тип урока: комбинированный 

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная, дифференцированная

Техническое оборудование и наглядные средства обучения: компьютер, проектор, экран; картинки предметов,

Школьный грамматико-орфографический словарь Б. Т. Панова, карточки (набор гексов) с заданием для парной работы

 

 

 

Структура и ход занятия

 

 

1.       Организационный момент: приветствие.

2.       Проверка домашнего задания: 

 

-          Ребята! Уже несколько дней на уроках мы рассматриваем часть речи, мудрость которой состоит в том, что она

называет все сущее, что окружает нас в мире – Имя существительное.

Фронтальный опрос:

-          Давайте повторим, на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? Приведите примеры. Какие имена существительные являются нарицательными? Какие имена существительные являются собственными?

 

3.       Актуализация знаний:

 

-          Ребята, как изменяется имя существительное? Давайте поиграем в «Бумеранг»: я вам называю имя существительное в единственном числе, а вы мне обратно во множественном и наоборот:

дом-дома

тетрадь - тетради

деревья – дерево

музыкант – музыканты стаканы – стакан

платья - платье

 

 Вывод: 

-          Обратите внимание, что эти имена существительные имеют форму и множественного, и единственного числа.

Однако не все так просто! 

 

4.       Ознакомление с новым материалом

 

На экране слайд с картинками: очки, ножницы, санки, макароны, брюки.

-          Ребята, посмотрите на картинки и подумайте, можно ли эти имена существительные поставить в форме единственного числа? Давайте заглянем в словарик.

-          Если раньше мы говорили, что все существительные изменяются по числам, то сейчас какой вывод можно сделать? А теперь давайте запишем тему урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».

 

5.       Первичная проверка нового материала

 

На каждую парту раздаются наборы с карточками-гексами. 

 

Набор включает: 

-   девять шестиугольников с примерами существительных в форме только множественного числа;

-   девять шестиугольников с примерами существительных в форме единственного и множественного числа;

-   три шестиугольника с группами существительных формы только множественного числа;

-   три шестиугольника с группами существительных формы единственного и множественного числа;

-   три шестиугольника с примерами существительных в форме только единственного числа;

-   один шестиугольник с надписью «существительное только множественного числа»;

-   один шестиугольник с надписью «существительное единственного и множественного числа»;

Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают три гекса вокруг шестиугольника с надписью «существительное только множественного числа». Затем дети подбирают примеры и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам (орудия труда — грабли, плоскогубцы; игры – горелки, жмурки и т. д.). Аналогично выкладывают три гекса вокруг шестиугольника с надписью «существительное единственного и множественного числа», подбирают соответствующие примеры. В результате выполненной работы у ребят должны остаться 3 гекса, которые не вошли ни в одну группу (с примерами существительных в форме только единственного числа).

После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.

Учитывая психологические особенности и степень сформированности УУД некоторых учеников, им предлагается выполнить упражнение № 509. Они также включаются в коллективное обсуждение и защищают свою работу.

На экране слайд с правильным вариантом составленного гекса.

6.     Закрепление и обобщение материала.

С целью закрепления материала ребятам предлагается выполнить упражнение № 511. Проверка выполненного

упражнения осуществляется устно. В процессе проверки ученики придумывают предложение с любым существительным, имеющим форму только множественного числа.

7.     Домашнее задание.

§93, упражнение № 512. Пояснение к выполнению упражнения.

8.     Подведение итогов.

-   Итак, ребята, на следующем уроке мы продолжим исследовать существительное и его категории. А что для вас самым интересным было сегодня?

Ученики отвечают: 

-   Сегодня я узнал, что…

-   Я пришла к выводу, что…

 

Графический вариант технологической карты 

 

Этап урока

Время, мин.

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учебнометодическое обеспечение

Организационный момент

Приветствие

Визуально оценивает степень подготовленности учеников к уроку

Самооценка подготовки к уроку 

Учебная доска с темой

урока

Проверка домашнего задания

3

Фронтальный опрос учеников по материалам предыдущих тем

Оценивает уровень выполнения домашнего задания, выявление проблемных зон

Самооценка и самоконтроль результата домашней работы

Учебник: Русский язык.

5 класс. Ладыженская Т.

А., Баранов М.Т.,

Тростенцова Л.А. и др. М.:

2012. Ч.2 - 176с. 

 

Актуализация знаний

Фронтальная работа с классом

Активизирует мыслительные процессы у учеников, которые понадобятся им для усвоения нового знания

Вспоминают, что       они умеют и знают по данной теме

Карточки,             дидактический материал

Ознакомление с новым материалом

Дидактическая игра

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва

Пытаются решить задачу известными способами

На        экране картинки             с предметами по             теме    в хаотичном порядке.

Школьный грамматикоорфографический словарь

Б. Т. Панова

Первичная проверка

13

Дифференцированная

работа:            парное выполнение задания (по партам);          наиболее слабые            ученики выполняют упражнение № 509

Коллективная        работа

(дискуссия)

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы,

организовывает их обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

На экране гексы с предметами по теме систематизированные в определенном порядке

Набор                   ГЕКСОВ

(Приложение 1). 

Учебный               материал

(учебник).

Закрепление, обобщение

10

Индивидуальная письменная     работа. Лексико-

орфографическая и орфоэпическая работа.  Устная форма проверки, выполненного задания.

Способствует        обнаружению

пробелов в знаниях

Отрабатывают операции, в которых допущены ошибки. Контролируют результат.

Упражнение № 511

Домашнее задание

3

Инструктаж    по выполнению домашнего задания

Создает условия, для формирования и закрепления знаний, полученных учениками

на уроке  

Идентифицируют знания, полученные на уроке с установками по выполнению задания

домашнего упражнения

§93, упражнение № 512

Подведение итогов

Ученики отвечают, что

нового они узнали

 

Контрольно-оценивающая деятельность

Рефлексия своих действий

Экран с демонстрацией примеров по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Набор гексов по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

 

 Вариант составленного гекса по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках русского языка

Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках русского языка

Формируемые УУД: − личностные: самоанализ и контроль результата; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, внутренняя позиция школьника; − регулятивные: формирование умения высказывать свое предположение на…

Формируемые УУД: − личностные: самоанализ и контроль результата; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, внутренняя позиция школьника; − регулятивные: формирование умения высказывать свое предположение на…

Тип урока: комбинированный

Тип урока: комбинированный

Фронтальный опрос: -

Фронтальный опрос: -

Однако не все так просто! 1

Однако не все так просто! 1

Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников

Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников

В процессе проверки ученики придумывают предложение с любым существительным, имеющим форму только множественного числа

В процессе проверки ученики придумывают предложение с любым существительным, имеющим форму только множественного числа

Проверка домашнего задания 3

Проверка домашнего задания 3

Закрепление, обобщение 10

Закрепление, обобщение 10

Приложение 1 Набор гексов по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Приложение 1 Набор гексов по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Вариант составленного гекса по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Вариант составленного гекса по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

Презентация по русскому языку на тему "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Презентация по русскому языку на тему "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2019