Мастер-класс
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Учитель: Щеглова Н.М.
1. Актуальность. Современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.
2.Основные виды УУД. Универсальные учебные действия(УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
3.Примеры заданий на уроках математики в 5 классе.
1. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
Содержание учебной деятельности.
Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
2. Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год? Дополнительное задание: составить меню обеда из дикоросов Камчатки. Содержание учебной деятельности.
Знание растительного мира родного края, дикоросов Камчатки и формирование навыков здорового питания.
3.а ) Выполните действия: б) Разукрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные):красным – те части, ответ на которых меньше 2 на
0,3;коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8;черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5.Оставшиеся части сделайте желтыми.
Содержание учебной деятельности. Формирование вычислительных навыков; мотивация учения -развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
4.Выполните действия и раскрасьте картинку (9,5 + 3,8)•7 – 6,1= красный
2 82,9 + (24•5,7 – 4,7)= желтый
3 (11,3 – 8,4)•6 + 3,6= синий
4 0,9•37 + 4,3•24= серый
5 (3,27 – 1,16)•10= белый
6 (24,83 – 22,33)•100= черный
1. Рассудительная Оля записала некоторое трѐхзначное число, затем нашла сумму его цифр и записала результат, дальше нашла сумму цифр последнего числа и записала результат. Все эти три числа можно записать так:
(Одинаковые фигуры соответствуют одинаковым цифрам).Восстанови запись чисел, которую выполнила Оля.
Ответ: 929; 20; 2
Содержание учебной деятельности.
Составление плана и последовательности действий; способность к волевому усилию в преодолении препятствий.
2. а) Ученик решал уравнение 16 : 2х = 4 так:
16: 2х=4
2х = 16: 4 2х = 4
х = 4: 2 х = 2
Найди ошибку в решении.
б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:
2(х+1)=18 2(х+1)=18
2х+1=18 2х+2=18
2х=18-1 2х=18-2
2х=17 2х=16 х=17: 2 х=16: 2 х=8,5 х=8
Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.
Содержание учебной деятельности.
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.
3. Тест «Найди ошибку»
Тема «Свойства вычитания натуральных чисел»
1) 45-(25+17)=37 2) 90-67=23 3) 764- (264+40)=460
4) 301-(20+201)=120 5) 56 – 36 – 7=13
6) (200+67)-100=33 7) 1200-1100-40=1060
8) 32+13-5=40 9) 56+8+12-26=50
10) 75-31-9+15=50
Содержание учебной деятельности.
Обнаружить и сформулировать учебную проблему. Составить план выполнения работы.
Найди выражения значения которых равны:
|
(128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68; (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36. Объясни, как ты их |
искал. а) Назови
математическое
свойство, на основании которого равны эти выражения; б) запиши это свойство в виде равенства; в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c.
Сделай вывод.
Игра «Морской бой».
Тема «Действия с десятичными дробями». (В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.