Аннотация на статью Ю.Б. Киселёвой учителя математики МАОУ СОШ №111 г.Краснодар
"Технологии уровневой дифференциации на уроках
математики в старшей школе"
В данной статье рассматриваются процессы выбора педагогической технологии обучения математике в старших классах школы.
Статья посвящена основным аспектам уровневой дифференциации.
Особое внимание уделено на использование этой технологии в старших классах.
В статье анализируются преимущества и актуальность данной технологии, рассматриваются возможности обучения учащихся одного класса на трех уровнях и требований к действиям учащихся.
Описаны этап подготовки к выбору уровня обучения старшеклассников, этапы процесса организации внутриклассной дифференциации.
В статье обобщен материал о данной технологии.
Статья рекомендована для учителей математики 10-11 кл.
"Технологии уровневой дифференциации на уроках математики в старшей школе"
Киселёва Ю.Б. учитель математики МАОУ СОШ №111 г.Краснодар
“В школе нельзя всему научиться — нужно научиться учиться.”
Всеволод Мейерхольд
Свою статью я хочу посвятить теме выбора педагогических технологий.
Эта тема очень важна, так как выбор правильных технологий лежит в основе достижения наибольшего эффективного уровня образованности, воспитанности, подготовленности к жизни наших выпускников.
Два года назад в нашей школе были сформированы новые четыре десятых класса из учащихся разных школ.
Формировали классные коллективы, искали такие технологии, методы и формы обучения, которые смогли бы дать наибольшую эффективность в процессе обучения.
Потому что это разные дети по развитию, подготовленности, возможностях и интересам.
Для эффективной организации обучения математике я изучила возможности,
потребности, интересы, десятиклассников, их планы продолжения обучения после
окончания школы. По результатам бесед и анкетирования я решила использовать
технологию уровневой дифференциации с целью обеспечения надлежащей подготовки
выпускников к обучению разнопрофильных вузах.
Для этого глубже изучить эту методику и адаптировать её для обучения математики
старшей в школе.
В классах, где выпускники будут сдавать ЕГЭ на базовом профильном уровне, обучаются в одном классе, это нелегкая задача, но думаю, что игра стоит свеч.
Результаты работы над источниками стали программой к действию. Сошлюсь
на первоисточники:
Уровневая дифференциация
- это технология обучения в одном классе детей с разными способностями и потребностями, а не разделение учащихся на классы по уровням;
- совокупность методов, форм и средств обучения,применяемых с учётом
индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных
требований.
Нужно определить направление дифференциации.
Виды дифференциации:
- по психологическим особенностям;
- по обученности;
- по познавательным способностям;.
- по интересам и склонностям;
- профильности дальнейшего обучения.
Для формирования групп учащихся, я выбрала критерии:
- по темпу работы: низкий, высокий;
- по успеваемости: базовый, средний, высокий;
- по уровню развития познавательной самостоятельности;
- уровень обучения (база, профиль).
Дальше проводилась работа по этапам процесса организации внутриклассной
дифференциации в 10х классах.
1. Для каждого класса определяем критерии формирование групп.
(первичный – уровень обучаемости)
2. Проведены диагностические контрольные работы и анкетирование.
3. На основание диагностики сформированы группы, сразу оговорим принцип:
- каждый учащийся может переходить с одного уровня на другой по результатам работы, оценок и желания
4. Дальше работа велась по разработке разноуровневых заданий для групп, использовали учебник, интернет, задания ЕГЭ.
5. Реализация дифференциального подхода на разных этапах урока.
В работе использую формы внутриклассной дифференциации:
- задание разного уровня сложности;
- дозирование помощи учителя;
- уровневый дифференцированный подход.
Математические задания подбираю на разных уровнях сложности:
- стандартные задания: выполняются по алгоритму;
- нестандартные задания: сводятся в несколько преобразований к стандартному;
- сложные: выполняются системой трансформации.
Уровневая дифференциация позволяет обучение учащихся одного класса на трех уровнях:
I базовый – определённый программой и учебником,
минимум знаний и умений, достижения которого
обязательно учащимся всех типологических групп.
II повышенный – содержит некоторые, выходящие за
рамки программы и учебника, дополнительные знания и
формирует прочные умения по применению этих знаний
в различных ситуациях.
III - высокий - дополнительные сведения, углубляющие знания по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.
Каждому уровню соответствуют требования к действиям учащихся
I уровень: показывать, называть, опознавать, распознавать, узнавать, давать определения, решать типичные задачи и примеры
II уровень: измерять, объяснять, соотносить, работать по схеме, характеризовать, сравнивать, решать задачи u примеры
III уровень: составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, выделять признаки, анализ, решать задачи профильного уровня.
Рассмотрим подготовку учащихся к выбора дифференцированных заданий.
На первом этапе рассказываем о сложности заданий, и советуем какой выбрать.
На втором - только о сложности, задания выбирают сами.
На третьем этапе учащиеся сами оценивают уровень сложности и делают самостоятельный выбор.
Преимущества и актуальность разноуровневого обучения:
- убирает шаблоны и формализм в преподавании;
- повышает интерес к предмету;
- развивает логическое мышление;
- повышает вычислительные навыки;
- даёт возможность изучения предмета на нужном уровне;
- повышает культуру речи;
- уменьшает нагрузку на учащихся при подготовке к обучению в разнопрофильных вузах;
- получение каждым учащимся нужного именно ему содержания обучения;
- устраняет страх перед оцениванием, неудовлетворенность результатами своей деятельности.
- рассказать о сложности каждого задания и дать совет, какое задание рационально выбрать;
- довести сложность заданий, а выбор оставить за учащимся;
- ученики сами оценивают сложность и делают самостоятельный выбор.
Постигая эти этапы, через некоторое время старшеклассники будут оценивать свои возможности и желания, делать самостоятельный выбор, не только школьных заданий, но и решения тех проблем, что возникнут на их пути.
Целевыми ориентациями уровневой дифференциации являются:
- обучение каждого на уровне его возможностей, способностей,
потребностей согласно выбранного профиля дальнейшего
обучения выпускников;
- адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Для меня, учителя математики, появляется возможность помочь слабому преодолеть трудности, испытать учебный успех.
Уделить внимание сильному, помогая реализовать желание быстрее и глубже продвигаться в образовании, утвердиться в своих способностях.
Этим мы повышаем уровень мотивации учение в сильных группах. Ho самое важное для меня и моих учеников это то, что они не чувствуют себя зависимым от уровня развития, а выбирают уровень обучения согласно своих возможностей, интересов и профиля дальнейшего образования.
Уровневая дифференциация способствует:
- повышению самооценки;
- развивает уверенность в своих возможностях;
- сохраняет индивидуальность каждого молодого человек;
- повышает ответственность за своё образование.
Коллеги желаю вам не только учить своих учеников, а и создавать условия в
которых они сами смогут учится.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.