Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики.
Учитель математики Н.В. Марянова
МБОУ «Средняя школа № 13»
г. Дзержинска Нижегородской области
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину»
Определение математическойграмотности в исследовании PISA
Понятие «функциональная грамотность» подразумевает владение умениями:
выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать их, используя математические знания и методы;
обосновывать принятые решения путем математических суждений;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
Контексты задач
Индивидуальные
Профессиональные
Задачи про сферу труда
Задачи, связанные с понятиями: расчет и заказ материалов для строительства, начисление зарплаты, бухучёт, контроль качества, дизайн и архитектура
Задания должны быть доступны 15-ти летним ученикам
Задачи про деятельность человека, его семьи, группы сверстников
Задачи, связанные с видами деятельности: покупками, играми, здоровьем, приготовлением пищи, транспортом, спортом, путешествиями, расписаниями дня, личными финансами
Контексты задач
Социальные
Научные
Задачи про общества: местные, национальные, глобальные
Задачи, связанные с понятиями: общественный транспорт, система голосования, реклама, правительство, демография, национальная статистика и экономика
Задачи на применение математики в мире природы, науки и техники
Контексты: погода и климат, экология и медицина, генетика, измерения и САМ МИР МАТЕМАТИКИ
Задания на развитие математической грамотности с разными видами контекста
Индивидуальный ( личный)
Профессиональный
В классе 24 человек, на 4 и на 5 учатся 15 человек. Определить
качество обучения в классе?
На день рождения принято дарить подарки в красивой упаковке. Свой подарок Петя решил упаковать в коробку, которая имеет форму куба с ребром 1 дм. Для оформления коробки имеется кусок желтой бумаги в форме квадрата со стороной 3 дм и три квадратных листа красной бумаги площадью 2 дм2 каждый. А. Можно ли упаковать коробку в бумагу одного цвета, если разрезать бумагу нельзя? Б. Ленточку какой длины нужно купить, чтобы обвязать коробку таким образом, если на бант уходит 2 дм ленты . ( Ответ: А. Можно в бумагу желтого цвета.
Б. Потребуется 10 дм ленты.)
Задания на развитие математической грамотности с разными видами контекста
Социальный контекст
Содержательные области МГ
Пространство и форма
Изменения и отношения
Количество
Неопределенность
Вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрически формам и отношениям
Вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов (материал в основном относится к алгебре)
Эта область включает в себя вопросы, связанные с числами
(в программах по математике этот материал чаще относится к арифметике)
Включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
1. Игровой момент на уроке;2. Как проблемный элемент в начале урока;3. Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;4. Как задание для смены деятельности на уроке;5. Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого- либо понятия на уроке;6. Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;7. Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;8. Можно собрать задания одного типа и провести урок, в соответствии с какой- то образовательной технологией;9. Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Как модель реальной жизненной ситуации
Факультет | Матем. | Русский язык | Биология | Химия |
1 | 60 | 36 | 50 | 36 |
2 | 40 | 36 | 55 | |
3 | 50 | |||
4 | 27 | 61 | 60 | 40 |
5 | 51 | 36 |
Предмет | Матем(проф. ур.) | Русский язык | Биология | Химия |
Баллы | 42 | 55 | 62 | 52 |
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Задание, устанавливающее межпредметные связи
в процессе обучения
Математика – физика
Задание, устанавливающее межпредметные связи
в процессе обучения
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Игровой момент на уроке
В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников». Также эту игру можно использовать и в 7 классе при изучении темы: «Прямоугольная система координат на плоскости».
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Проблемный элемент на уроке
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Проблемный элемент на уроке
k + 4n + 7m = 365
Слова учителя: Кто увидел? Кто догадался? Кто решил?
“Смотреть – не значит видеть!”
Ответ: 365 – это количество дней в году, 1 – месяц февраль, 4 – месяцев по 30 дней; 7 месяцев в году по 31 дню. Тогда: 28 ·1 + 30 · 4 + 31 · 7 = 365. Ответ: к=1; m=30; n=31
Задания по формированию читательской грамотности на уроках математики
Прочтите текст. Масса самой большой планеты Солнечной системы — Юпитера — в 318 раз больше массы Земли. Вокруг многих планет движутся их спутники, которые также удерживаются вблизи планет силами тяготения. Спутник нашей Земли — Луна — самое близкое к нам небесное тело. Расстояние между Луной и Землёй равно в среднем 380 000 км. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Чем меньше масса планеты, тем с меньшей силой она притягивает к себе тела. Сила тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше силы тяжести, действующей на поверхности Земли. Например, автомобиль, масса которого 600 кг, на Луне весил бы не 6000 Н, как на Земле, а 1000 Н, что соответствует 100 кг на Земле. Чтобы покинуть Луну, тела должны иметь скорость не 11 км/с, как на Земле, а 2,4 км/с. А если бы человек высадился на Юпитер, масса которого во много раз больше массы Земли, то там он весил бы почти в 3 раза больше, чем на Земле. Сможет ли семиклассник поднять на Земле предмет, который весит на Луне 60Н? Ответ объясните.
Задания по формированию читательской грамотности на уроках математики
Для станций, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме.
Станции | Международная | Ломоносовская | Театральная | Проспект Славы |
Цифры |
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Финансовая грамотность
Ученики получают задание спланировать семейный бюджет на месяц. Доход семьи составляют 80.000 рублей, из которых 30% идут на аренду жилья, 20% на продукты питания, 10% на коммунальные услуги, 15% на транспорт и связь, а остальное – на развлечения и непредвиденные расходы. Ученикам нужно рассчитать сумму каждой статьи расходов и определить, сколько останется на развлечения и непредвиденные расходы.
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Финансовая грамотность
№5. В таблице указана стоимость (в рублях) некоторых продуктов в четырёх магазинах, расположенных в деревне Ясная, селе Майское, деревне Камышёвка и деревне Хомяково.
Полина с дедушкой хотят купить 2 л молока, 3 кг говядины и 2 кг картофеля. В каком магазине такой набор продуктов будет стоить дешевле всего? В ответ запишите стоимость данного набора в этом магазине.
Наименов. продукта | Д. Ясная | Майское | Камышёвка | Д. Хомяково |
Молоко (1 л) | 42 | 38 | 41 | 33 |
Хлеб (1 батон) | 25 | 21 | 29 | 30 |
Сыр «Российский» (1 кг) | 310 | 320 | 290 | 280 |
Говядина (1 кг) | 340 | 380 | 410 | 390 |
Картофель (1 кг) | 15 | 20 | 17 | 18 |
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Нестандартные задачи
№9 Некоторые сотрудники фирмы летом 2014 года отдыхали в Крыму, а некоторые ― в Сочи. Все сотрудники, которые отдыхали в Сочи, не отдыхали в Крыму. Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
1) Если сотрудник этой фирмы летом 2014 года отдыхал в Крыму, то он отдыхал и в Сочи.
2) Каждый сотрудник этой фирмы отдыхал летом 2014 года в Крыму.
3) Среди сотрудников этой фирмы, которые не отдыхали в Сочи летом 2014 года, есть хотя бы один, который отдыхал в Крыму.
4) Нет ни одного сотрудника этой фирмы, который летом 2014 года отдыхал и в Крыму, и в Сочи.
№10 Среди жителей дома № 23 есть те, кто работает, и есть те, кто учится. А также есть те, кто не работает и не учится. Некоторые жители дома № 23, которые учатся, ещё и работают. Выберите утверждения, которые верны при указанных условиях.
1) Хотя бы один из работающих жителей дома № 23 учится.
2) Все жители дома № 23 работают.
3) Среди жителей дома № 23 нет тех, кто не работает и не учится.
4) Хотя бы один из жителей дома № 23 работает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.