Опыт конструирования урока с учетом позиций самоанализа
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь».
Конфуций
Газман Татьяна НиколаевнаУчитель математики и информатики МАОУ «МБОУ СОШ №1»
Системно-деятельностный подход
Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур.
По целеполаганию уроки деятельностной направленности можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Урок геометрии в 7 классе на тему «Признаки равенства прямоугольных треугольников»
1. Мотивирование к учебной деятельности.
На доску вывешены эталоны: свойства прямоугольных треугольников и признаки равенства треугольников.
Детям предлагаю вспомнить, с какими понятиями они познакомились на предыдущем уроке. Работая в группах, вспоминают и перечисляют шаги, которые должны будут выполнять на уроке, и по представленным на доске эталонам определяют тематическое содержание урока. На работу 1 минута. Одной из групп предлагается озвучить результат своей работы, остальные группы работают на дополнение и уточнение.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учащимся предлагается решить задания 1 и 2 в группах с дальнейшей проверкой фронтально или используя образец:
А теперь решите следующую задачу.
3. Выявление места и причины затруднения.
Предлагаю ученикам посовещаться в группах в течение 1 минуты и ответить на вопросы:
1) какое задание должны были выполнить;
2) чем могли воспользоваться при выполнении задания;
3) в каком месте и почему возникает затруднение.
Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Возможный вариант ответа: надо было доказать, что два прямоугольных треугольника равны; нет знаний, которыми можно было бы воспользоваться; нет признака равенства прямоугольных треугольников по двум элементам.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Предлагаю детям сформулировать цель дальнейшей деятельности и тему урока.
Учащиеся совещаются в группах в течение 1 минуты.
Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Возможный вариант ответа:
Цель: Узнать, признаки равенства прямоугольных треугольников.
Тема урока: «Признаки равенства прямоугольных треугольников».
Далее учащиеся работают с заданием, для которого нужно составить план действий по реализации сформулированной цели. В каждой группе лежат шаги будущего плана. Ученики читают эти шаги и расставляют их в нужном порядке.
После обсуждения на доске фиксируется план действий:
1. Рассмотреть каждую пару треугольников.
2. Записать условие.
3. Доказать, что они равны, используя известные признаки.
4. Сформулировать признаки равенства прямоугольных треугольников.
Если класс слабый, то можно в каждую группу дать только одну задачу.
5. Реализация построенного проекта.
Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют. После выступления групп на доску вывешивается эталон:
Эталон. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Затем предлагаю детям вернуться к заданию, которое вызвало у нас затруднение и решить его. Учащиеся работают в рабочих тетрадях. Потом один ученик озвучивает результат. Остальные дополняют и уточняют. Отвечают на вопросы:
- Вы справились с затруднением?
- Что вы теперь можете делать?
1. По двум катетам.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание 6:
Задание 6. Выбрать равные треугольники и указать признак.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Работа организуется в парах.
На каждой парте карточка с пятью треугольниками. Выбрать равные треугольники, выписать названия треугольников и признак равенства (проверка сразу).
Отвечают на вопросы:
- Какие признаки вы использовали для решения этих заданий?
Сколько пар равных элементов надо искать у прямоугольных треугольников?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Предлагаю детям ответить на вопросы:
Основные деятельностные позиции конструирования урока и самоанализа урока совпадают:
- граница знания-незнания учеников;
- цель - как модель конечного результата урока (освоение деятельностной единицы содержания образования данного урока);
- различение учебного материала и содержания образования (чему именно учу и на каком материале?);
- конструирование единицы содержания образования (алгоритм, модель, эталон);
- тип урока и этапы;
- внешняя и внутренняя логика этапов;
- результат и критерии оценки, возможные «сбои» и трудности, конструирование диагностических заданий;
- самооценка и самоконтроль на разных этапах урока; «точки» понимания и рефлексии учащихся.
«Я не учитель, а только путник,
у которого вы спросили дорогу.
Я указываю вперед.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.