Опыт конструирования уроков математики с учетом позиции самоанализа
Оценка 4.8

Опыт конструирования уроков математики с учетом позиции самоанализа

Оценка 4.8
Педсоветы +1
pptx
математика
25.08.2024
Опыт конструирования уроков математики с учетом позиции самоанализа
Презентация содержит в себе опыт конструирования уроков математики с учетом позиции самоанализа
Опыт конструирования урока с учетом позиции самоанализа.pptx

Опыт конструирования урока с учетом позиций самоанализа «Скажи мне, и я забуду

Опыт конструирования урока с учетом позиций самоанализа «Скажи мне, и я забуду

Опыт конструирования урока с учетом позиций самоанализа

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь».
Конфуций

Газман Татьяна Николаевна Учитель математики и информатики МАОУ «МБОУ СОШ №1»

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход


Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур.

По целеполаганию уроки деятельностной направленности можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля

По целеполаганию уроки деятельностной направленности можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля

По целеполаганию уроки деятельностной направленности можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Урок геометрии в 7 классе на тему «Признаки равенства прямоугольных треугольников» 1

Урок геометрии в 7 классе на тему «Признаки равенства прямоугольных треугольников» 1

Урок геометрии в 7 классе на тему «Признаки равенства прямоугольных треугольников»

1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

На доску вывешены эталоны: свойства прямоугольных треугольников и признаки равенства треугольников

На доску вывешены эталоны: свойства прямоугольных треугольников и признаки равенства треугольников

На доску вывешены эталоны: свойства прямоугольных треугольников и признаки равенства треугольников.












Детям предлагаю вспомнить, с какими понятиями они познакомились на предыдущем уроке. Работая в группах, вспоминают и перечисляют шаги, которые должны будут выполнять на уроке, и по представленным на доске эталонам определяют тематическое содержание урока. На работу 1 минута. Одной из групп предлагается озвучить результат своей работы, остальные группы работают на дополнение и уточнение.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Учащимся предлагается решить задания 1 и 2 в группах с дальнейшей проверкой фронтально или используя образец:

Учащимся предлагается решить задания 1 и 2 в группах с дальнейшей проверкой фронтально или используя образец:

Учащимся предлагается решить задания 1 и 2 в группах с дальнейшей проверкой фронтально или используя образец:
Задание 1.Назовите прямоугольные треугольники, изображенные на рисунке. Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против угла в 90? Как называются стороны, прилежащие к углу в 90?
Определить 1,2, 3, 4. Какой треугольник помог вычислить все углы?



Рис. 1.
Ответ: АВD, DВС,1 = 24, 2 = 66, 3 = 54, 4 = 90.
Задание 2. Рассмотрите рисунки (см. рис.2).
1. Определите градусные меры углов для каждого из трех случаев.



Рис. 2.
= 20, = ?
= 45, =?
= 30, = ?
2. Найди равные треугольники.
При проверке учащиеся должны назвать эталоны, которые они использовали при выполнении задания.

А теперь решите следующую задачу

А теперь решите следующую задачу

А теперь решите следующую задачу.
Предлагается задание 3:
Задание 3. Даны АВС и А1В1С1. В = 90, В1= 90.
Известно, что АС = А1С1, АВ = А1В1.
Докажите, что АВС = А1В1С1









Обсуждают в группах следующий вопрос: является ли это задание пробным. Ответ необходимо обосновать.
Одна из групп предлагает свой вариант ответа и обоснования: это задание пробное, т.к. оно новое, в задаче надо доказать равенство прямоугольных треугольников, раньше мы таких заданий не выполняли.
- А теперь каждый задумайтесь, и скажите, какие затруднения у вас могут возникнуть при решении данного задания?
Возможный вариант ответа: я не смогу доказать равенство прямоугольных треугольников, используя известные признаки равенства треугольников.




Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Предлагаю ученикам посовещаться в группах в течение 1 минуты и ответить на вопросы: 1) какое задание должны были выполнить; 2) чем могли воспользоваться при выполнении…

Предлагаю ученикам посовещаться в группах в течение 1 минуты и ответить на вопросы: 1) какое задание должны были выполнить; 2) чем могли воспользоваться при выполнении…

Предлагаю ученикам посовещаться в группах в течение 1 минуты и ответить на вопросы:
1) какое задание должны были выполнить;
2) чем могли воспользоваться при выполнении задания;
3) в каком месте и почему возникает затруднение.
Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Возможный вариант ответа: надо было доказать, что два прямоугольных треугольника равны; нет знаний, которыми можно было бы воспользоваться; нет признака равенства прямоугольных треугольников по двум элементам.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Предлагаю детям сформулировать цель дальнейшей деятельности и тему урока

Предлагаю детям сформулировать цель дальнейшей деятельности и тему урока

Предлагаю детям сформулировать цель дальнейшей деятельности и тему урока.
Учащиеся совещаются в группах в течение 1 минуты.
Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Возможный вариант ответа:
Цель: Узнать, признаки равенства прямоугольных треугольников.
Тема урока: «Признаки равенства прямоугольных треугольников».
Далее учащиеся работают с заданием, для которого нужно составить план действий по реализации сформулированной цели. В каждой группе лежат шаги будущего плана. Ученики читают эти шаги и расставляют их в нужном порядке.
После обсуждения на доске фиксируется план действий:
1. Рассмотреть каждую пару треугольников.
2. Записать условие.
3. Доказать, что они равны, используя известные признаки.
4. Сформулировать признаки равенства прямоугольных треугольников.
Если класс слабый, то можно в каждую группу дать только одну задачу.

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют

Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют

Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют. После выступления групп на доску вывешивается эталон:
Эталон. Признаки равенства прямоугольных треугольников.











Затем предлагаю детям вернуться к заданию, которое вызвало у нас затруднение и решить его. Учащиеся работают в рабочих тетрадях. Потом один ученик озвучивает результат. Остальные дополняют и уточняют. Отвечают на вопросы:
- Вы справились с затруднением?
- Что вы теперь можете делать?

1. По двум катетам.
Если два катета одного прямоугольного треугольника соответственно равны двум катетам другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
2. По катету и прилежащему острому углу.
Если катет и прилежащий острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и прилежащему острому угол другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
3. По катету и противолежащему углу.
Если катет и противолежащий острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и противолежащему острому угол другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
4. По гипотенузе и острому углу.
Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому угол другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.
5. По гипотенузе и катету.
Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Учащимся предлагается выполнить задание на доказательство.
Задание 5. Докажите, что треугольники равны.






Задание выполняется в группах, каждый из участников группы проговаривает один из примеров. После выполнения задания проводится самопроверка по образцу.
Один из группы озвучивает затруднения, которые возникли при выполнении задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание 6:

Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание 6:


Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание 6:
Задание 6. Выбрать равные треугольники и указать признак.

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Работа организуется в парах.

Работа организуется в парах.

Работа организуется в парах.
На каждой парте карточка с пятью треугольниками. Выбрать равные треугольники, выписать названия треугольников и признак равенства (проверка сразу).
Отвечают на вопросы:
- Какие признаки вы использовали для решения этих заданий?
Сколько пар равных элементов надо искать у прямоугольных треугольников?

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Предлагаю детям ответить на вопросы: -

Предлагаю детям ответить на вопросы: -

Предлагаю детям ответить на вопросы:
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Почему вы поставили перед собой такую цель?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика







Домашнее задание.

Основные деятельностные позиции конструирования урока и самоанализа урока совпадают: - граница знания-незнания учеников; - цель - как модель конечного результата урока (освоение деятельностной единицы содержания…

Основные деятельностные позиции конструирования урока и самоанализа урока совпадают: - граница знания-незнания учеников; - цель - как модель конечного результата урока (освоение деятельностной единицы содержания…

Основные деятельностные позиции конструирования урока и самоанализа урока совпадают:

- граница знания-незнания учеников;
- цель - как модель конечного результата урока (освоение деятельностной единицы содержания образования данного урока);
- различение учебного материала и содержания образования (чему именно учу и на каком материале?);
- конструирование единицы содержания образования (алгоритм, модель, эталон);
- тип урока и этапы;
- внешняя и внутренняя логика этапов;
- результат и критерии оценки, возможные «сбои» и трудности, конструирование диагностических заданий;
- самооценка и самоконтроль на разных этапах урока; «точки» понимания и рефлексии учащихся.

Я не учитель, а только путник, у которого вы спросили дорогу

Я не учитель, а только путник, у которого вы спросили дорогу

«Я не учитель, а только путник,
у которого вы спросили дорогу.
Я указываю вперед.
Вперед по отношению к себе и к вам».
Джордж Бернард Шоу

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2024