Презентация по русскому языку на тему "Образование существительных" (6 класс, русский язык)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 20.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация-помощь тем, кто работает над морфемным составом слова. Причем, подача материала идет через яркие образы, создаваемые картинками, специально подобранными для простоты восприятия материала. Презентацию можно использовать как в 5 классе при изучении темы «Имя существительное», так и в 6 классе, когда начинается изучение имени существительного и повторяется материал, изученный в 5 классе.
Иконка файла материала Образование существительных.pptx
ОБРАЗОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 6 К Л А С С
ДАВНО ЖИВУ Я В МИРЕ ЭТОМ, ДАЮ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТАМ. С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название.
ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ЭТОЙ ЧАСТИ ЖИВУТ УДИВИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. ОНИ ДАЮТ НАЗВАНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ Одни отвечают только на вопрос …? (Кошка, птичка, человек) А другие отвечают только на вопрос …? (Стол, книга, окно).
Но еще существуют явления природы, такие, например, как дождь, снег, град, осень, зима, весна, ночь, утро, туман, гроза, радуга. Они тоже отвечают на вопрос …?
Есть и слова, обозначающие состояние человека. Это сила, бодрость, любовь, доброта, болезнь, красота. Эти слова тоже отвечают на вопрос …?
ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ Во многих грамматиках – английской (substantive), французской ( substantif), немецкой (Substantiv), итальянской (sostantivo), датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным (субстанция), означающим сущность, существо.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. а) С помощью суффиксов:   Суффикс -от -знь -изн -ени -ость -ин -отн -л -р («мертвый», пер. в корень) -еньк -в, -т, -ив («мертвые» ) Примеры Красота, доброта, высота, темнота, слепота; жизнь, боязнь, болезнь; белизна, отчизна, новизна, крутизна, желтизна; уважение, движение, сочинение; храбрость, ревность, видимость, растворимость; тишина, вершина, толщина, глубина; беготня, стукотня, воркотня; узел, шило, мыло, жила; пир, жир, дар; доченька, дяденька, реченька; пиво, сито, жито, огниво, топливо;
-об -б -яг -тель -ак, -як -арь -х -ец (муж. р.) -иц (жен. р.) -ш (жен. р.) -атор злоба, худоба, жалоба (непродуктивный суффикс); борьба, судьба, просьба, служба, дружба, стрельба; бедняга, бродяга, работяга, трудяга, бедолага; испытатель, хранитель, указатель, писатель; зевака, ломака, кривляка, забияка; пекарь, библиотекарь, аптекарь; кроха, блоха, сноха, пройдоха; кормилец, чтец; темница, гостиница, теплица; кондукторша, докторша, аптекарша; авиатор, оратор, фиксатор;
-ент -ант -ация -изм абонент, ассистент; курсант, музыкант, эмигрант; агитация, рекомендация, провокация; социализм, коммунизм, фашизм; -ер -фикация минер, лифтер, боксер; электрификация, кинофикация; -чик -ик -ек -ник переплетчик; ключик, шалашик; замочек, платочек, сыночек; ученик, монтажник, выпускник, дворник. сапожник.
Б) С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК: 1.  Приставки,  слитные  с  корнем: Воз воздух, возглас; утр утроба; об – обед; – сн – снедь (еда); – посол, по – победа, посланник; экс экспонат. –
2. Древние приставки: • Па – пасека, память, патока (слияние с корнем) пасынок, падче-рица, патрубок; • пра – пращур, правнук, прародина, праязык, прабабушка; • су – сумерки, сумрак, суперечь (песок), суглинок (глина), сутки, сук-ровица, сумятица, сурепица (репа).
В) С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ И СУФФИКСА • Под – пис – к – а (клад, маз, нос, сказ, жар); • по – ход – к – а (говор, вяз, прав, руб); • при – строй – к– а (мерка, прав); • раз – нос – чик (вед, мет, дат).
Г) СЛОЖНЫЕ СЛОВА. 1. Волоколамск (1159г.) – волочили суда по реке Ламе; Новгород (1071 г.); Звенигород (1087 г.); Белгород (1155 г.); Ярославль (1071 г.); Холмогоры (1313 г.). 2. Паровозостроение, машиностроение, сельскохозяйственный, мясо-комбинат. 3. Двадцатипятилетний, всемирно- исторический, грязеводолечебница.
ЗАГАДКИ ДЛЯ РАБОТЫ СО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ • Что же это за девица? • Не швея, не мастерица, • Ничего сама не шьет, • А в иголках круглый год.
• Растет в траве Аленка • В красной рубашонке. • Кто ни пройдет, • Всяк поклон отдает.
Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла – И пропала…   Снеж   инк   а
• Это что за огород? • Огород с секретом. • Во дворе у нас мороз – • В огороде – лето!
• Зубов много, а ничего не ест. Сверху дыра, А посредине – Снизу дыра, Огонь да вода.
• . Он с хвостом резиновым, • С желудком парусиновым, • Как загудит его мотор, • Глотает он и пыль, и сор.
• В маленьком оконце • Голубое солнце. • У окошка я сижу, • На весь мир в него гляжу.

Посмотрите также